Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 10 кл Донбасский характер в литературных произведениях



Урок 10 кл Донбасский характер в литературных произведениях

Цели урока: дать понятие «донбасский характер»,воспитывать у школьников любовь к родной земле; способствовать формированию сознательной гражданской позиции, привлечь внимание учащихся к историческим событиям в Донбассе и выдающихся лиц, прививать патриотические чувства, укреплять в учащихся чувство национальной гордости и достоинства.

Ход урока

Звучит песня «Шахтерский характер такой»

 Слово учителя.

О чем эта песня? 

Донбасский характер...

(Инна Кучерова)

Здесь воздух горячий и пряный,

И небо пронзил террикон,

Донбасский характер упрямый

Извечно поставлен на кон.

Сломить безуспешно пытались,

Искусно интриги плели -

Всегда до последнего дрались

Герои Донбасской земли.

От Мурманска и до Берлина,

Спасая страну и людей,

Проехал дорогою длинной

Донбасский фотограф Халдей.

Вся сила Победного Флага,

И дым, и обломки того,

Что пафосно звали рейхстагом

На памятном снимке его.

А сколько немыслимых планов

Уверенно выполнил в срок

Донбасский товарищ Стаханов,

Давая шахтёрам урок.

Прокофьева вспомнить не сложно,

И гений его нам знаком,

Гордиться, конечно же, можно

Таким дорогим земляком.

Писали Куприн, Паустовский

О нашей Донбасской земле,

Воспели её по-отцовски,

Их книги лежат на столе.

Прекрасны Донбасские розы,

Не знаю, известно ли вам,

Как доблестный доктор Рогозов

Себя оперировал сам?

Для Оптиной Пустыни славной,

В своей православной стезе,

Отлил громкий колокол главный

Донбасский завод ДМЗ.

Кузнец и художник Мерцалов

Шедевр свой ковал до зари,

И Пальма, ни много, ни мало,

В Париже снискала Гран-при.

 

Бернес, Магомаев и Френкель,

Их песни узнает любой,

Под них, с лёгкой дрожью в коленках,

Парнишка уходит в забой.

 

Войною негаданной грянул

Сегодняшний бешенный век...

Донбасский характер упрямый,

ПРОШУ

СОХРАНИ,

ЧЕЛОВЕК!

О чем мы сегодня будем говорить?

Объявление темы и целей урока

А что такое донбасский характер?

"Донбасс, это — не случайный район, а это — район, без которого социалистическое строительство останется простым, добрым пожеланием".

В.И.Ленин

Слово учителя

«Донбасский характер» —понятие не виртуальное. В летописи нашего края немало рассказов, начиная от «преданий старины глубокой», о первых обитателях Дикого поля, освоении его несметных недр и знаковых фигурах края, сумевших состояться, войти в историю благодаря «корням», трудовым и ратным подвигам, особенностям «донбасского характера».

Существенные черты «донбасского характера» – беззаветный патриотизм, огромная работоспособность, неустанное стремление к совершенству (истине), обостренные чувствасоциальной справедливости, гражданское мужество вплоть до самопожертвования во имя общего блага. Именно жители Донбасса явили миру образец добрососедского сосуществования различных национальностей и конструктивность творческого взаимодействия в различных сферах деятельности.Перефразируя пословицу: «что для шахтера нормально, для многих — смерть», можно частично тоже охарактеризовать тот самый «донбасский характер».

Предки тех, кто сейчас живет в Донбассе, были очень сильными людьми. Они сначала осваивали степь, строили шахты, и те, которых сослали в Донбасс — ведь есть и такая категория — все они были сильны и духом, и телом. Одним словом — выносливые люди.Типичный представитель Донбасса — это человек, имеющий силу Ильи Муромца и дух Прометея.

Без сомнения, главная особенность и главное достояние Донбасса — это его люди. Понятие «донбасский характер», широко используемое в самых разных контекстах и толкованиях, при всей цельности этого определения — чрезвычайно многогранно и необъятно широко. Говоря терминологией нашего индустриального края, этот «конгломерат» включает лучшие черты людей более 130 национальностей, живущих здесь. Но мы говорим: донбассовцем можно не родиться — им можно стать. Наша земля даёт энергию всем, кто связывает с ней свои надежды и свою судьбу.

Базовая причина расхождений лежит в ментальности жителей Донбасса, сложившейся в силу особых исторических условий формирования данного региона. Еще в прошлом веке этот край называли «русской Америкой» - вспомним того же Александра Блока. Смысл не только в ускоренном на тот момент экономическом его развитии, но и в особых взаимоотношениях внутри местного социума, сложившихся под влиянием самых различных и, порой, малосочетаемых культур.

Посудите сами: помимо русских, украинцев, потомков донских казаков, край населяли в немалом количестве также греки, немцы, выходцы из Грузии, евреи, татары. В этом, подобном американскому, плавильном котле сформировался особый субэтнос со своими, порой своеобразными жизненными позициями.

Конечно, русское в нем преобладает – неслучайно огромное число донбассовцев имеют родственников в России. К подобным чертам можно отнести тягу к общинности, взаимопомощи, стремление решать многие вопросы коллективно.

Можно в определенной степени говорить и о формировании донбасского физического типа. На территории региона сосредоточены производства, работа на которых требует большой силы и выносливости – в первую очередь, это угольные шахты и металлургические заводы. Так что постепенно здесь получил распространение тип коренастого, плотного русского мужика, которого легко можно было принять за представителя криминальной среды. Наверно, отчасти жители Донбасса тождественны сибирякам. Конечно, у каждой медали есть и обратная сторона, отсюда – часто демонстрируемое стремление решать бытовые вопросы с позиции силы.

 

Но, думаю, причина подобной «свободы нравов» заключается в ином: немалую роль здесь сыграли обычаи казацкой вольницы – как Запорожской Сечи, так и донского ее варианта.

«Не быть безразличным к судьбе своей Родины – вот что значит «донбасский характер!». Точность этого определения исчерпывающа.

Во все времена на нашей героической земле жили именно такие люди. Об этом говорят тысячи примеров, которыми переполнена история нашего края, как в прошлом, так и в настоящем. События в Донбассе отделили «зёрна от плевел», выявив истинных патриотов своей Родины – людей с действительно «донбасский характером». Самобытный дух Донецка всегда привлекал литераторов. Наблюдая за суровыми испытаниями, выпадающими на долю дончан, за их характерами и бытом, писатели получали богатейший материал для творчества.

 В удивительный город, где закаляются характеры, а человеческие ценности проходят самые суровые испытания, приезжали по несколько раз. В частности, Викентий Вересаев дважды побывал в Донецком крае и после каждой поездки описывал свои впечатления.

Автор пронзительного рассказа о любви "Суламифь" Александр Куприн посвятил городу-заводу несколько произведений. Самое значительное из которых – повесть "Молох".

Рафинированный знаток русской природы Константин Паустовский оставил в своих мемуарах описание первой Юзовской гостиницы.

Каждый писатель находил в Донбассе свою тему. Ему посвящали романы, повести и стихи.

 

Презентации книг учащимися.

 

Александр Куприн "Молох"

Более столетия назад был написан "Молох" Куприна, но с тех пор он не только не потерял актуальности – наоборот, это произведение все более ярко и отчетливо отражает современную жизнь. Машины, заводы, грохот цехов – кто-то называет это прогрессом, а герою Куприна видится Молох, пожирающий своих жертв. Повесть Александра Куприна "Молох" хорошо известна в России, её изучают в школах и вузах, восхищаясь тем, как точно и неумолимо автор описывает ужас человека перед железной хваткой прогресса.

Куприн пишет целую серию очерков о тяжелой жизни рабочих – "Юзовский завод", "В главной шахте", "В огне" и, конечно же, повесть "Молох". В этих произведениях вам откроется суровый рабочий Донецк староюзовских времен.

Телеграф, телефон, стодвадцативерстные поезда, говорили вы, сократили расстояние до minimum'a, - уничтожили его... Время вздорожало до того, что скоро начнут ночь превращать в день, ибо уже чувствуется потребность в такой удвоенной жизни. Сделка, требовавшая раньше целых месяцев, теперь оканчивается в пять минут. Но уж и эта чертовская скорость не удовлетворяет нашему нетерпению... Скоро мы будем видеть друг друга по проволоке на расстоянии сотен и тысяч верст!.. А между тем всего пятьдесят лет тому назад наши предки, собираясь из деревни в губернию, не спеша служили молебен и пускались в путь с запасом, достаточным для полярной экспедиции... И мы несемся сломя голову вперед и вперед, оглушенные грохотом и треском чудовищных машин, одуревшие от этой бешеной скачки, с раздраженными нервами, извращенными вкусами и тысячами новых болезней...

 

Викентий Вересаев "Без дороги"

Одним из первых Донецк упоминает известный советский писатель Викентий Вересаев, который посещал Юзовку дважды. Вначале он приезжал в 1890 году, чтобы написать восемь очерков под названием "Подземное царство". В своей работе писатель рассказал о рудниках Донецкого бассейна, где работал во время эпидемии холеры. Второй раз Вересаев нанес визит в 1892 году, чтобы продолжить борьбу с холерой. В поездке он пишет повесть "Без дороги", рассказывая о быте и условиях труда шахтеров. Эта книга приносит писателю известность.

То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой не напрасен, что сила времени -- сила страшная и не по плечу человеку. Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок все так изменилось? Самые светлые имена вдруг потускнели, слова самые великие стали пошлыми и смешными; на смену вчерашнему поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти -- всего только младшие братья, вчерашних.

 

Александр Серафимович. "На заводе"

Лауреат Сталинской премии, писатель Александр Серафимович приезжал в город, названный в честь вождя, от газеты "Приазовский край". После поездки издал рассказ "На заводе". В произведении Серафимовича живо и красочно описан быт жителей Юзовки в 1899 году. Та особенная тишина в степи, вдали от городского шума и сутолоки, под темным немерцающим звездами небом, среди невидимых, таинственно на необозримом пространстве раскинувшихся хлебов,- тишина, таинственное и грустное ощущение которой люди умеют только чувствовать, но не умеют передать.Лишь неустанное стрекотание кузнечиков да перепелиная песня наполняют молчание ночи.

 

Леонид Жариков "Повесть о суровом друге"

В советские времена тональность описаний города-завода резко меняется. Суровые будни Юзовки, непосильный шахтерский труд – в дореволюционные времена вызывал ужас и сострадание. А после Октября 17-го года преподносился как пример невиданного героизма и мужества.

Повесть, овеянную романтикой юности и борьбы с пережитками прошлого, посвятил родному городу уроженец Юзовки Леонид Жариков.

Он увидел свет в семье рабочего в 1911 году. В отличие от приезжих писателей, Леонид с детства и не понаслышке знал все тяготы шахтерского труда.

Но в беззаботном детстве мало кого волнуют взрослые проблемы. Для маленького Леонида Юзовка – это прежде всего широкая степь, речка Кальмиус, походы на завод, книги. И хотя после смерти родителей мальчику пришлось год скитаться по улицам, ему все же удалось добраться до своего дяди в Калуге и позже вернуться на Юзовский завод учеником токаря. Свою юность, а также все, что происходило в годы революции в Юзовке, Жариков описал в "Повести о суровом друге".

Я забывал о простой истине, что нельзя объять необъятное и что стараться быть везде сильным - значит быть везде слабым.

 

Борис Горбатов "Донбасс"

Уроженец Донбасса Борис Горбатов посвятил родному краю значительную часть своего творчества . Он писал романы и повести и даже снимал фильмы.

Родился будущий писатель в 1908 году на Первомайском руднике в Луганской области. В Донецке Горбатов жил с 1946 по 1954 год.Лауреат двух Сталинских премий Второй степени задумал многотомный роман "Донбасс", в котором описывал тему 1930-х годов и стахановского движения, Но проект остался незаконченным. Из-под пера Бориса Горбатого вышли красочные описания Донецка, которые можно найти в пьесе "Юность отцов", в кинофильмах "Это было в Донбассе" и "Донецкие шахтеры", снятых Горбатовым. Горбатов даже выступил одним из создателей объединения пролетарских писателей Донбасса "Забой".

Будто был шахтер такой с прежних времен, по фамилии Шубин. Ну, и будто бы хозяин шахты невзлюбил его за характер. Слишком смелый шахтер был, характерный. Ну, и стал его хозяин притеснять. И так притесняет, и сяк. Ну, попросту говоря, эксплуатирует человека, и все! А хозяин тот был немец. Тут когда-то все хозяева немцы были, бельгийцы или французы… Иностранный капитал. Ну и так этот немец нашего Шубина прижал, что совсем шахтер с пути сбился: запил. И вот однажды под пьяную руку имел с хозяином такой разговор: "Ты, говорит, по какому праву нашу кровь шахтерскую пьешь?" А тот кричит: "Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!" – "Ах, хозяин? – говорит Шубин. – Ну, тогда я тебе покажу, кто тут настоящий хозяин". И исчез он тут же. Кто говорит – сам помер, а кто – будто полез пьяный в шахту и взрыв сделал. Всю чисто шахту высадил. И себя. Но вскорости объявился Шубин: там его видели, здесь… И где появится – сразу там взрывы, завалы, грохочет, затапливается… Это, - дядька Анисим со значением поднял палец перед собой, - это Шубин показывал, кто здесь настоящий хозяин! – Он засмеялся и от удовольствия даже головой повертел.

Константин Паустовский "Гостиница "Великобритания"

Вернемся из советского Донбасса в дореволюционнуюЮзовку. Камбек посвятим первой гостинице города, узнаем, какой ее увидел знаток русской природы Константин Паустовский. В автобиографической повести "Книга о жизни. Беспокойная юность" писатель вспомнил свой визит в Юзовку. Пребыванию в шахтерском крае Паустовский посвятил главу о Гостинице "Великобритания" в своих мемуарах.

Гостиницыдо сих пор принимает постояльцев на улице Постышева, 20.

Дым шел не только из заводских труб. Дымили самые здания цехов. Дым был желтый, как лисья шерсть, и зловонный, как пригорелое молоко.

Неправдоподобно багровое пламя качалось над жерлами доменных печей.

С неба сыпалась жирная сажа. Из-за дыма и сажи в Юзовке исчез белый цвет. Все, чему полагалось быть белым, приобретало грязный, серый цвет с желтыми разводами. Серые занавески, наволочки и простыни в гостинице, серые рубахи, наконец, вместо белых, серые лошади, кошки и собаки.

 

Василий Гроссман "Глюкауф"

Можно сказать, что с небольшой производственной повести начался "Глюкауф" прорыв в большую литератур для Василия Гроссмана. На произведение о жизни шахтеров и заводской интеллигенции, опубликованное в 1934 году, обратил внимание Максим Горький. Успех "Глюкауфа" повлиял на желание Гроссмана стать профессиональным писателем. А позже действие своего романа "Степан Кольчугин" он переносит в Юзовку 1905 года.

Илья Гонимов "СтараяЮзовка"

Особенность творчества уроженца Донецка Ильи Гонимового – стремление подкрепить личные воспоминания данными из официальных источников.

Работавший под литературным псевдонимом Гороша, писатель скрупулезно относился к датам и фактам.

 Чтобы соблюсти историческую достоверность, Илья Гонимов изучал архивы, которые тогда еще не были систематизированы и хранились хаотично. Писатель лично ездил по деревням, беседовал со старожилами и работниками металлургического завода, уточнял даты, цифры, читал документы, приказы, распоряжения, искал фотографии. Иными словами, он проделал титаническую работу, результаты которой можно прочесть в его книгах.

Ему принадлежат повести "Шахтарчук", "СтараяЮзовка" и "На берегу Кальмиуса", написанные в 30-40-х годах.

Юз прослыл кузнецом, английским кузнецом, который приходит на работу в бархатной куртке с золотой цепочкой в петлице, обучает крестьянских парней кузнечному делу, да еще и фотографирует их.

Фотография пошла гулять по степи, по шахтам и усадьбам, создала легенду о Юзе кузнеце, создала рекламу. Юзу реклама была крайне необходима…

 

Григорий Володин "Дикое поле"

Еще одно свидетельство об историческом прошлом Донецка оставил нам советский писатель, прозаик Григорий Володин, который жил и работал в Донецке. Володин посвятил родному городу роман "Дикое поле": в нем Донецк называется Юзовкой, но несмотря на это, черты более современного города узнаются легко. К примеру, известно, что парк Щербакова находится в Скоморошинской балке, которая с XIX века служила местом собрания рабочих юзовского металлургического завода и близлежащих шахт. В эпизоде "Дикого поля" упоминается один из таких митингов на Первом городском пруду.

 

Петр Григоренко "В подполье можно встретить только крыс..."

Хотите знать, каким был Донецк во времена комсомола? Тогда вам обязательно надо полистать мемуары генерал-майора ВС СССР Петра Григоренко. Григоренко – не профессиональный писатель, но его книга читается на одном дыхании. Произведение называется "В подполье можно встретить только крыс...", оно выпущено в Нью-йорке в 1981 году и переиздано в Москве в 1997. Донецку в нем посвящены две главы – "Повариться в рабочем котле" и "Продолжаю "вариться".

Собираясь "вариться" в рабочем котле, я представлял себе рабочий класс как некий могущественный монолит. И как же я был поражен, когда увидел, что единоличное село объединено куда теснее, чем рабочий класс. Расслоение рабочих было доведено до крайней степени. И это расслоение отражалось и в расселении.

 

Обзор литературы по теме библиотекарем лицея.

Война 2014 года заставила по-новому писать и видеть тему,

Даже Александр Фадеев и его роман «Молодая гвардия»-зазвучали по -иному

БЕЗНАДЕЖНЫЙ ЗАГОВОР ГРУППЫ КОМСОМОЛЬЦЕВ ОБОРАЧИВАЕТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ РЕЛИГИОЗНЫМ НАКАЛОМ ФАНАТИЗМА]

Вокруг этого романа в Луганской области существует свой гражданский культ. И даже если отбросить всю пропагандистскую составляющую, а Фадеев основательно художественно обогатил локальную, частную историю сопротивления, то все равно перед нами самый впечатляющий роман об оккупации Донбасса. Безнадежный заговор группы комсомольцев оборачивается практически религиозным накалом фанатизма, историей новых мучеников, свидетелей коммунистического «Царства Небесного». В нынешних, военных условиях книга расцветает новыми красками: для сторонников «ЛДНР» это история про сопротивление фашизму, который сегодня соотносится ими с украинским государством, молодогвардейцы – прямые предшественники геройских ополченцев. Крутизна текста «Молодой гвардии» еще и в том, что как любое талантливое пропагандистское произведение, она дает образцы для поведения вообще, вне временных, географических и идеологических.

 

Климент Ворошилов «Рассказы о жизни»

ИСТОРИЯ ЛУГАНСКОГО ТРИКСТЕРА, СТАВШЕГО ОДНИМ ИЗ ЛИДЕРОВ СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ

Мемуары маршала Ворошилова стоит прочесть, чтобы понять «как это делается на Донбассе». История Луганского трикстера, ставшего одним из лидеров империи, — пример для подражания многочисленных атаманов и полевых командиров, появившихся во время войны на Донбассе. И вообще, это увлекательное чтение, местами напоминающее гангстерский боевик, хотя бы в хрестоматийном эпизоде, когда еврейский капиталист Вендерович нанимает боевиков Ворошилова в качестве охраны от погромщиков.

 

Владислав Титов «Всем смертям назло»

НА ДОНБАССЕ БУДУТ ВОЕВАТЬ ДОЛГО, ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО.

Роман-жизнеописание советского святого. Шахтер, лишившийся обеих рук во время аварии в шахте, пожертвовавший собой ради спасения товарищей, нашел в себе силы, чтобы написать книгу о своем опыте. Значительную часть книги составляют многочисленные письма, которые писали Титову советские люди.

Общесоветская героика подвига в этой книге дополняется региональным измерением – тем самым донбасским характером. Специфика шахтерского мировосприятия, порожденная опасным характером подземных работ, заставляющая делать ежедневный экзистенциальный выбор, не могла не отразиться на характере нынешней войны. В ожесточенности конфликта, в фаталистическом фанатизме сторонников «ЛДНР», в упертой воинственности бойцов донбасских батальонов — во всем этом можно увидеть отблески титовского противостояния смерти. Понять донбасский характер, разобраться в его составных частях – значит понять и характер разразившейся беды. На Донбассе будут воевать долго, всем смертям назло.

 

Андрей Валентинов «Капитан Филибер».

РЕАЛЬНОСТЬ, ПОХОЖАЯ НА БРЕДОВЫЙ СОН.

Роман харьковского фантаста примечателен тем, что действие одной из его линий происходит в Донбассе 1918 года. Картины гражданской войны среди терриконов, которые приходят во снах профессионального визионера, живо напоминают картины современности. Вот в шахтерский поселок приезжает бронепоезд, на котором сидят красные матросы и солдаты, первое, что они делают – расстреливают местный красногвардейский отряд, мешающий им спокойно грабить и убивать. Остатки шахтеров-красногвардейцев объединяются с горсткой юнкеров, скрывающихся от террора, и начинают свою собственную гражданскую войну. Реальность, похожая на бредовый сон.

 

Дмитрий Савочкин «Маркшейдер»

ОТЧУЖДЕНИЕ ЦЕЛОЙ ТЕРРИТОРИИ НЕИЗБЕЖНО ПОРОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ, ПОДОБНО СНУ РАЗУ

Хотя действие романа происходит в той части Донбасса, который не затронула война (Днепропетровская область), для понимания логики конфликта этот роман дает многое. Во-первых, книга Савочкина о том, что шахтерский край – это терраинкогнита Украины, о которой Украина имеет весьма приблизительное представление: о том, чем живут обитатели этого края, что у них на уме. «Шахтёрский мир – это огромная реальность, о которой почти ничего не знают даже в ста километрах к западу или северу», — говорит сам автор. Во-вторых, одна из центральных мыслей романа – отчуждение целой территории неизбежно порождает чудовищ, подобно сну разума. В центре сюжета – тайное общество шахтеров, наподобие «бойцовского клуба» Паланика, которое, ни много ни мало, роет подкоп под ненавистный Киев.

Именно эта преступно низкая осведомленность Украины о Донбассе лежит в основе гражданского противостояния, которое стало ключом к нынешней войне. Можно сколько угодно говорить о том, что если бы не было российского вторжения, не было бы и войны, что слышать и понимать Донбасс — нечто не обязательное, но любой, кто жил в Донбассе хотя бы несколько лет понимает, что демоны, описанные Савочкиным, реальны. В пользу мнения автора этих строк работает хотя бы тот факт, что самый неординарный роман о украинских шахтерах был издан в России, а не в Украине.

И еще эта книга — прекрасная энциклопедия донбасского фольклора.

 

Сергей Жадан «Ворошиловград»

АВТОР НАПИСАЛ СВОЮ ВЕРСИЮ ДОНБАССКОГО ХАРАКТЕРА, СФОРМИРОВАВШЕГОСЯ НА ФРОНТИРЕ УКРАИНЫ И РОССИИ

Роман Сергея Жадана, уроженца Луганской области, и одного из самых известных в мире писателей в новых исторических условиях, заиграл новыми красками. В центре сюжета – борьба группы донбасских аборигенов против рейдеров, собирающихся захватить землю, на которой стоит их бензоколонка. Сегодня героев романа легко представить в рядах какого-нибудь украинского добровольческого батальона, сражающего на территории Луганской области. Да и главный злодей романа –демоничный Марлен Владленовичприбывает на личном поезде откуда-то со стороны российской границы.

И шире – это история повседневности неоккупированной части Луганщины, Жадан написал свою версию донбасского характера, сформировавшегося на фронтире Украины и России, породу людей, привыкших жить в условиях диковатой анархии, но стремящихся отстоять свой образ жизни в борьбе с внешней агрессией. «Все дуже просто: триматись один за одного, відбиватисьвідчужих, захищати свою територію, своїхжінок і своїбудинки. І все буде добре. А навітьякщо не добре, то буде справедливо», — пишет Жадан.

Представление поэта

Поэт с донбасским характером

Есть люди, для которых жить – означает, творить. Окрыленные мечтой, они готовы делиться своим вдохновением со всем миром. Один из них – Виктор Воропаев, донецкий поэт, автор-исполнитель песен, участник концертной бригады «Донбасский характер». Это человек с поэтической душой, философским взглядом на мир и активной жизненной позицией. Будучи обладателем богатого баритона, он часто участвует в праздничных и благотворительных концертах. Песни в его исполнении берут за душу, никого не оставляя равнодушным.

Есть место подвигу

Виктор – коренной дончанин, в школьные годы серьезно увлекался гандболом и даже стал кандидатом в мастера спорта. Поэтому когда пришло время выбирать профессию, без колебаний пошел учиться в институт физкультуры и спорта. Закончив его, начал работать в правоохранительных органах. Совмещал учебу в Донецком институте внутренних дел со службой в уголовном розыске, где на протяжении семи лет занимался раскрытием преступлений. Дело свое знал хорошо, за что и был отмечен грамотой управления МВД Украины в Донецкой области.

Шло время, и Виктор решил сменить работу в органах на более спокойное занятие. Он стал предпринимателем и занялся частным извозом.

Ему не раз доводилось слышать произнесенную одним из персонажей Максима Горького фразу о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Однако Воропаев и подумать не мог, что эти слова имеют к нему отношение, пока 23 декабря 2008 года не произошло событие, круто изменившее его судьбу. В тот день герой нашего рассказа, как обычно, колесил улицами родного города за рулем такси.

Проезжая по улице Ткаченко, Виктор увидел горящий дом. Из окна на втором этаже выглядывала испуганная девочка, в глазах плескался ужас. Виктор, не задумываясь, выскочил из машины и бросился к дому. В голове билась одна-единственная мысль: «Только бы успеть!» В тот момент ему пригодилась полученная в юности спортивная подготовка. Взобравшись по стене, он вытащил ребенка из горящего дома. Вскоре подоспели пожарные, огонь был потушен, и Воропаев, сдав девочку на руки спасателям, отправился домой.

Позже Министерство МЧС Украины наградило его дипломом лауреата всеукраинской акции «Герой – спасатель года» и медалью «За отвагу». В 2011-м он стал лауреатом первой регионально-имиджевой программы «Хрустальное сердце» в номинации «Отважное сердце». В 34 года, находясь под впечатлением от пережитого во время пожара, Воропаев написал свое первое стихотворение, посвятив его спасенной девочке.

Творческий взлет

Это была первая проба пера, сыгравшая знаковую роль в его жизни. Виктор начал писать стихотворения и стихи к песням и сам их исполнять. Первая песня, с которой он пришел в студию звукозаписи, была посвящена донецким таксистам. Второй стала песня о родном городе.

Виктор как автор-исполнитель часто выступает на городских праздничных концертах. В его репертуаре есть и песни о войне, и любовная лирика. До начала военного конфликта в Донбассе дончанин дважды участвовал в фестивалях бардовской песни памяти Геннадия Тимофеева в Славянске и вернулся домой с дипломами лауреата.

«Узнал об этом конкурсе через Интернет, написал несколько песен и решил поучаствовать. Это был полезный опыт, я извлек урок, как себя вести на большой сцене. Для меня это была возможность увидеть выступления других исполнителей. Фестиваль – это новые контакты, знакомство с творчеством коллег и приятное общение с ними», – говорит Виктор Воропаев.

С недавних пор он выступает в составе концертной бригады «Донбасский характер», знакомство с участниками которой состоялось в 2015 году. Тогда им довелось выступать в одном концерте. Руководитель коллектива Владимир Чачанидзе, услышав, как поет Виктор, пригласил его к себе.

«Мы выступаем на разных мероприятиях, выезжаем с концертами в больницы, на передовую, где поем для бойцов армии ДНР. Обязательно участвуем в праздничных концертах ко Дню защитника Отечества и другим знаменательным датам. Наши исполнители достойно выступают на всех тематических мероприятиях с песнями и стихотворениями», – рассказывает Виктор.

Интервью с Воропаевым, где он высказывает свое мнение о боевых действиях в Донбассе, вошло в документальный фильм журналиста Марка Сагноля о войне в нашем крае. В 2017 году киноленту показали в ООН на французском языке. Во Франции вышел в свет журнал с песнями и стихами Виктора, переведенными на французский язык.

Песни о главном

Особое место в творчестве дончанина занимают стихи о войне в Донбассе, где каждая строка пронизана щемящим чувством любви к родному краю:

Есть у нас и вера, и любовь,

А у тьмы нет истины и правды.

Мы за землю проливаем кровь,

Рвутся жилы, рвутся наши нервы.

Нет нам права отступать назад,

Помним мы с тобой заветы дедов.

Сквозь огонь войны пройдем, сквозь ад,

Чтобы крикнуть вновь весной: «Победа!»

В. Воропаев, «Надежда Донбасса»

Как вам удается писать музыку, не зная нотной грамоты?

Мне сложно это объяснить. Сначала я пишу стихи, а потом мне нужно слышать, как они звучат, так рождается музыка. Первые звуки мелодии я подбираю интуитивно. В итоге появляется песня. Постоянно совершенствую слог, стараюсь оттачивать исполнительские навыки. Таким образом, шлифую свое мастерство.

Вы предлагали свою песню о Донецке руководству города в качестве гимна шахтерской столицы?

Примерно в 2010–2011 годах я показывал свои песни в горсовете. Мне разрешили выступать как автору-исполнителю. Сейчас у меня появились новые песни о Донецке, но я не могу их записать, потому что это требует существенных финансовых затрат.

Как вы проводите свой досуг?

Поскольку я и моя семья живем в частном доме, я с удовольствием занимаюсь ландшафтным дизайном. Стараюсь так благоустроить свой приусадебный участок, чтобы он соответствовал моему внутреннему миру.

Семья – надежный тыл Виктора. Его жена Наталья тоже творческий человек, мастер, работающий в необычной технике шерстяной живописи, обладатель многочисленных дипломов донецких и российских фестивалей и конкурсов. Для Воропаева она не только спутница жизни, но и муза. Это ей он посвятил строки:

 

Весна вошла в шахтерскую столицу,

В Донецк, любимый город мой.

Друзья меня зовут в Москву, в столицу,

А я хочу остаться здесь с тобой.

Пройтись по площадям и по бульварам,

Вдохнуть весенний воздух вечерком

И улыбаться всем влюбленным парам,

С ладоней голубей кормить пшеном.

 

Донецкая весна, ты в моем сердце.

Живешь в нем, как и первая любовь.

С тобой душа летает вольной птицей

Под сенью абрикосовых садов.

Ты обнимаешь белыми ветвями,

Как жениха невеста под окном.

И я бегу с весенними цветами

К той девушке, в которую влюблен.

 

Встречал когда-то ты Весну Победы

В слезах, в улыбках, в радостных «ура».

И в честь победы этой песни спеты,

И для тебя, Донецк, пою и я…

Для тех, кто отстоял родной наш город,

Для тех, кто и сейчас тобой живет,

Для тех, кто под землею держит молот

И золотую сталь у домен льет.

Весна идет, шагает по Донецку,

И город расцветает на глазах, И девушки веселую чечетку

Выводят на высоких каблучках.

Звучит песня автора

Победить на Востоке можно только двумя способами. Первый - полностью уничтожив этих людей (чего, естественно, сделать не получится). Второй куда сложнее. Нужно показать свою силу, достоинство и самое главное, говорить правду. Но к сожалению, даже если закрыть глаза и зачесть наличие первых двух позиций, то вместо правды Украина может предложить своим гражданам только нищету, наглый грабеж, хуторянский снобизм политиков, несправедливость, попрание законов и уничтожение любого инакомыслия.

Если вдуматься, основным движителем донецкого и луганского сепаратизма изначально было желание социальной справедливости, помноженное на этнокультурные особенности региона. К сожалению, за простотой пропагандистских конструкций не видно, что это желание и эти особенности сформировались и ярко проявлялись не вдруг и не теперь, а на протяжении последних двухсот лет. Равно как и характер, продиктовавший большинство дальнейших действий.

Рефлексия Метод «Незаконченное предложение»

 Мы сегодня говорили о…

Я узнал, что..

Мне запомнилось…

Больше всего мне хотелось бы…

Книгу писателя… я б взял с собой в путешествие

-Написать отзыв о понравившейся книге

 

Домашнее задание. Закончить работу, приготовить сообщение о писателях Донбасса…(П.Беспощадный,Н.Анциферов,В.Пеунов,Н.Рыбалко,И.Горбань,А.Ревякина,А.Баранец,В.Русанов,В.Шутов,В.Теркулов…

 

 

Литература

 

1. Антология произведений мастеров художественного слова Донбасса. Донетчинамоя П.П. "ЦСО" - Донецк. +2007

2. Беспощадный Павел. Всегда с Донбассом. Стихотворения, поэмы. Государственное издательство "Донбасс". - Донецк. - 2010

3. Изучение литературы родного края в школе. Пособие для учителей и студентов. - Донецк, 1996

4. Костыря Иван. Думы о Донбассе. - Донецк, 2012

5. Олефиренко Вадим. Дума и песня. Источники литературного краеведения. Донбасс. - 5 '93 спецвыпуск

7. Романько Валерий. Литература родного края. Учебное пособие. - Донецк. 1995. с.88

8. Сосюра Владимир. Избранные произведения. - К: Радуга, 1985

9. Универсальная хрестоматия. Донецк 1999 с.48

10. Украинские поэты Донетчины. - Донецк: Донбасс, 2001

11. Интернет-ресурсы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.