Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Суриц Е.Я. «Балет и танец в Америке». Екатеринбург, Издательство Уральского Университета, 2004, с. 61



 

Домашнее задание по дисциплине «Современный танец»                                                для обучающихся 6 – 8 класса

 

(Внимательно изучить данный материал, 1) выделить (письменно) основные моменты техники Марты Грэхем; 2) выполнить описанные движения и комбинации; 3) выписать незнакомые названия терминологии (письменно).

 

 

 Создание техники танца модерн (1894-1991г.)                                         Автор В.Ю,Никитин                                                                                                            

ТЕХНИКА ГРЭХЕМ (Марта Грэхем)

«В создании своей техники М. Грэхем делает напряжение одним из главных выразительных средств танца, считая, что сама жизнь есть усилие и без усилий мыслей хореографа не передать. Ее техника основывается на ударных импульсах, именуемых сокращениями или «сжатиями» (contraction). Которые проходят по телу, рукам и ногам, подобно тому, как, согласно современной объяснению Агнесс де Миль, «волны движения пробегают по кнуту при ударе». Сокращения и моменты освобождения от сокращения (contraction и release) составляют основу техники Грэхем. Основное внимание Грэхем уделила развитию подвижности спины, позвоночник наклоняется, загибается и поворачивается вокруг своей оси. Важную роль в технике Грэхем играют падения и подъемы. Использование гравитации, приближение к земле играет не менее существенную роль в формировании движения, чем окружающее танцовщика пространство. Важную роль играют движения босой ступни исполнителя, которая не только не только невыворотная, но и не всегда вытянута. «Техника Грэхем» формировалась постепенно на протяжении многих лет. Грэхем всегда порицала дилетантизм и считала, что танцовщик должен развивать свое тело, чтобы сделать его послушным инструментом для танца. Заниматься этим нужно всегда и беспрерывно, и для полного владения возможностями тела требуется многолетний тренаж. Вначале, отрицая, как и все артисты этого направления, балетный театр, Грэхем демонстративно отвергала и классический тренаж. Позднее, по ее признанию, она поняла, что нелепо игнорировать то, что является плодом трехсотлетнего опыта, и взяла для себя из классического танца все, что ей казалось полезным».[1]                                                  «Движение никогда не лжет. Оно выдает то, что чувствует ваше сердце» (М. Грэхем). С самого начала своей самостоятельной работы Марта Грэхем утверждала, что танцовщик должен работать в равной степени как физически, так и эмоционально. Даже в состоянии внешнего покоя в ее танце не было расслабления. Фундаментом ее техники стала развитая ею теория contraction и release (сокращения и освобождения).

Contraction подобен удару снизу по диафрагме, как будто при рыдании сильный всхлип выталкивает воздух из тела. Как следствие, таз может наклониться, позвоночник изогнуться, голова откинуться назад, а ладони сократиться в мини-contraction. Но здесь нет расслабления и остановки. После того, как contraction достигает своего предельного состояния, следует release, вызывающий выпрямление и удлинение позвоночника, расширение всего тела в пространстве. Как говорила в личной беседе с автором этого учебника Д. Радди, педагог Центра американского танца Э. Эйли и Джульярдской школы танца, М. Грэхем утверждала, что contraction начинается в глубине таза, между тазовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу-вверх, исполняется и release.

Сокращение брюшных мышц при contraction происходит в направлении внутрь, вверх и назад к позвоночнику. Далее движение продолжает грудная клетка. Т.о., contraction распространяется снизу-вверх из центра таза до основания гортани. Вследствие сокращения внутренних мышц позвоночник изгибается от крестца до верхних позвонков шейного отдела. Голова может завершать движение, продлевая линию позвоночника или отклониться назад таким образом, чтобы подбородок был направлен вверх. В этом, последнем, случае, необходимо не допускать чрезмерного запрокидывания головы в шейном отделе. Шея должна оставаться по возможности длинной, а дыхательные пути свободными, чтобы воздух мог свободно выходить через рот.

При исполнении release брюшные мышцы освобождаются и вытягиваются, обеспечивая поддержку позвоночника в его движении вверх. Последовательно, позвонок за позвонком, позвоночник выпрямляется и удлиняется. Последней в движение приходит голова, возвращаясь в вертикальное положение.

Отдельно необходимо описать исполнение high release. В этом случае, начиная от точки между лопатками, позвоночник вытягивается не вверх, а по диагонали назад, образуя изгиб в грудном отделе. Грудная клетка приподнимается и открывается вверх, голова не запрокидывается, шея остается удлиненной, продолжая линию позвоночника. Взгляд направлен по диагонали вперед и вверх. Это положение также называется high lift. Его можно принимать и без предварительного contraction, в этом случае позвоночник удлиняется, вытягиваясь вверх и назад за макушкой. В других техниках танца модерн для описания этого движения часто используют слово arch (фото 01).

Contraction и release неотделимы от дыхания. В момент contraction выдох как будто опустошает тело. При release, наоборот, происходит вдох и тело, наполняясь воздухом, удлиняется и расширяется. Но дыхание не только функциональная составляющая в этом процессе. Его сила сообщает энергию и динамику движению, придает ему эмоциональную окраску и драматизм.

Важным является также то, что во время contraction происходит аккумуляция в центре тела внутренней энергии, которая при освобождении (release) используется для движения.

Изучение contraction лучше всего начинать в положении сидя на полу. Позиции ног могут быть различными: это может быть параллельная позиция, frog-pozition (колени согнуты, стопы прижаты друг к другу), вторая позиция, turkish position (стопы или свободно лежат на полу или натянуты, касаясь пола только кончиками пальцев). Здесь необходимо заметить, что в технике Грэхем место контакта тела с полом всегда остается активным. Т.е., независимо от позиции и исполняемого движения, в положении сидя ягодичные мышцы сохраняют активное состояние, как будто выталкивая тело вверх от пола.

На первом этапе обучения, пока брюшные мышцы и мышцы спины недостаточно сильны, для поддержки торса полезно использовать руки, положив их ладонями на пол около бедер. Таким образом, танцовщик учится, как бы толкая пол вниз, поднимать тело вверх. В дальнейшем, когда необходимость в опоре на руки отпадает, их работа усложняется: руки переводятся из позиции в позицию в координации с движениями торса.

Не останавливаясь отдельно на работе рук, упомянем только одно положение, т.к. оно уникально и встречается только в технике Грэхем. Это своеобразный contraction ладоней, при котором пальцы прижаты друг к другу, кисти сокращены, а ладони сгибаются таким образом, чтобы образовался угол чуть больше 90° между поверхностью ладони и пальцами. Такое положение рук используется только в сочетании с contraction торса.

При исполнении contraction и release в положении сидя необходимо постоянно сохранять контакт седалищных косточек с полом, не допуская отката на копчик.

Возможно также исполнение contraction в положении лежа (колени согнуты, подошвы на полу). В этом случае таз и поясница остаются прижатыми к полу, а лопатки и плечи отрываются от пола. Голова может завершать линию позвоночника или откинуться назад. Руки обычно вытягиваются вдоль корпуса параллельно полу, внутренней поверхностью вверх, кисти и ладони сокращены (contraction, как описано выше). В этом положении натяжение рук помогает лопаткам оторваться от пола, оставляя плечи раскрытыми. В положении лежа легко проверить правильную работу брюшных мышц: при выполнении contraction они должны, сокращаясь, не выступать наружу, а, наоборот, втягиваться внутрь, образуя вогнутую поверхность, подобную ложке (фото 02).

Существует еще один тест проверки исполнения contraction: учащиеся работают в парах. Один выполняет contraction в положении сидя во второй позиции. Во время исполнения стопы привести в положении flex, руки во второй позиции, ладони и кисти – contraction. Партнер, взяв сзади исполнителя под мышки, немного приподнимает его от пола. Если contraction исполняется правильно, ноги отрываются от пола и их положение относительно торса не меняется.

После изучения contraction во всех позициях сидя, он может выполняться в положении «на четвереньках» и стоя на коленях.

Наконец, последний этап – contraction в положении стоя. Здесь он может сочетаться с движениями рук, сменой позиций ног, demi и grand plie, releve. При выполнении contractionn в положении стоя в технике Грэхем важно сохранять направление седалищных косточек и копчика точно вниз, т.е. таз не должен отклоняться назад от вертикального положения.

Понимание contraction и release техники Грэхем - довольно сложная задача. Поэтому автор этого учебника не рекомендует студентам и педагогам, никогда не обучавшимся на семинарах по этой технике и не видевшим лицензированных видеозаписей, использовать эти элементы в своей работе.

Модерн-джаз танец, заимствовав из техники Грэхем идею contraction, видоизменил его форму, сделав возможным начинать сжатие в области живота или выше, в области диафрагмы (именно такой тип contraction предпочитает использовать в своей технике Мэт Мэттокс). При таком исполнении contraction распространяется из центра торса вниз и вверх, а таз посылается вперед.

Приведем еще несколько понятий, пришедших в модерн-джаз танец из техники Грэхем.

Спирали. К этой группе относятся движения, развивающие подвижность позвоночника. Спираль – это последовательное, снизу-вверх, скручивание позвоночника вокруг своей оси. Изучение спирали обычно начинается в положении сидя. В этом случае движение начинается с поворота таза, т.е. со смещения седалищных косточек, далее в движение последовательно включаются талия, грудная клетка, плечи, шея и голова. Если представить воображаемую спираль, охватывающую торс, то она будет начинаться от седалищной кости поворачивающей бедра, а заканчиваться в противоположном плече. Оппозиция между этими двумя точками, при сохранении вертикальной оси позвоночника, обеспечивает сохранение правильного выравнивания корпуса. При выполнении спирали важным также является то, что ощущение максимального скручивания должно возникать под лопатками (фото 03, 04)

Как и contraction, спираль начинают изучать в положении сидя на полу. Позиции ног могут быть любыми. По мере освоения, спираль может выполняться с одновременной сменой позиции ног, например, из параллельной в четвертую (swastika position), и в сочетании с движениями рук. Спираль может быть исполнена как отдельно, так и в соединении с release и high lift. В этом случае скручивание позвоночника происходит последовательно, по мере его освобождения и удлинения.

В положении стоя спираль может начинаться с поворота таза, и в этом случае она часто используется для вращения, а может и с поясничного отдела позвоночника. Именно этот, последний вариант, заимствован модерн-джаз танцем. Для его описания обычно используют термин torso twist.

Tilt (наклон) – это наклон торса в сторону, при которым позвоночник остается длинным и не изгибается. При исполнении tilt происходит сгибание в тазобедренных суставах, и образуется угол между ногами и торсом. Tilt может исполняться на одной ноге, другая нога может быть в положении passé или открыта в сторону. В технике Грэхем корпус обычно наклоняется в сторону таким образом, чтобы образовался тупой угол между ним и опорной ногой, рабочая нога открывается в сторону, противоположную наклону торса, руки вытягиваются во вторую позицию, но ладони направляются вниз, пальцы вместе, голова поворачивается в сторону наклона торса таким образом, чтобы взгляд был направлен вдоль руки по диагонали вниз (фото 05).

Наклоны торса, аналогичные tilt, существуют и в других техниках танца модерн. Модерн-джаз танец использует все варианты подобных движений. Корпус при этом может наклоняться во всех направлениях и под любым углом, главным остается сохранение прямой линии позвоночника. Для описания таких положений часто используется термин lay out.

Принцип чередования contraction и release лежит в основе большей части работы в классе. На нем основаны многие упражнения на растяжение и удлинение позвоночника, выполняемые на полу, упражнения на середине и упражнения на перемещение. Знаменитые падения Грэхем формируются серией contraction и release. В работе на полу также можно отметить последовательности с использованием спирали позвоночника, в которых меняются позиции ног, а иногда и уровень танцовщика по отношению к полу. Каждая из таких комбинаций - своего рода маленький танец. Спирали также фигурируют в упражнениях стоя и при перемещениях. Некоторые виды перемещений в технике Грэхем уникальны, например, triplet, ритм которого «вниз-вверх-вверх» напоминает вальс, однако танцовщик не тает, как в вальсе, а активно, большими шагами движется в пространстве. Другие комбинации на перемещение представляют собой последовательности движений, до этого исполнявшихся на середине, соединенных между собой одним или несколькими шагами. Прыжки могут исполняться как на месте, так и с перемещением.

В течение многих лет техника, так или иначе, видоизменялась ее создателем. Марта Грэхем адаптировала ее к своим новым интересам или к танцовщикам, с которыми работала. То, что преподавалось в Школе Современного Танца Марты Грэхем к моменту ее смерти в 1991 году, было гораздо менее скупо, лаконично и жестко, чем-то, что преподавала сама Марта в 1930 году, когда она сформулировала ключевые принципы своей методики. С самого начала Грэхем очень мало использовала выворотность. Параллельная позиция, как и сокращенные стопы, больше соответствовали намеренному примитивизму ее танца. Позднее, движения, придуманные ею для «греческих» танцевальных драм, многие из которых основаны на античных или азиатских стилях, вошли в экзерсис класса, придав ему новую сложность.         Техника Марты Грэхем является лицензированной. Это значит, что преподавать ее имеет право только тот, кто проучился в школе М.Грэхем не менее двух лет и получил лицензию на право преподавания. В связи с этим подробное описание конкретных упражнений и композиции урока в данной книге невозможно.

Техника, основанная на теории действий падений.

 Техника, созданная Лимоном (1908-1972г.)                                                          ТЕХНИКА ЛИМОНА

       Как уже рассматривалось в исторической части, основные принципы этой техники сформулировала Д. Хэмфри. Она говорила: «моя внутренняя техника заключается в потере равновесия и возвращении в него». Две потребности человека – в стабильности и покое с одной стороны и в риске и прогрессе с другой, она трансформировала в свою теорию падения и восстановления (возврата) (fall and recovery). Основанный на этом принципе, класс Хэмфри и Вейдмана включал разнообразные свинговые движения, в которых тело или его части двигались по широким траекториям, имеющим формы арки, круга или восьмерки, движения строились на ощущении падения веса, отдачи, зависания. Техника Хэмфри, как и техника Грэхэм, непосредственно связана с дыханием, но вместо того, чтобы подчеркивать открывающий и закрывающий аспект дыхания, Хэмфри концентрировалась на его восходящем и падающем характере. Она классифицировала движения, как происходящие в унисон, в оппозицию или последовательно. Ее наиболее известные упражнения построены именно на идее последовательного движения. Дорис Хэмфри не систематизировала и не зафиксировала свою технику в полной мере, как это сделала Грэхэм. Однако элементы ее класса использовались впоследствии в уроках многих танцовщиков ее компании, создававших на основе базовых принципов свои вариации упражнений и комбинаций.

  Хосе Лимон, в течение десяти лет танцевавший в компании Хэмфри и Вейдмана, преподавал и развивал технику, основанную на динамике падения и отражения. Будучи по природе более экспрессивным танцовщиком, он фокусировал большую часть своего класса на использовании веса и атакующей силы движения. Техника Лимона получила огромное распространение. В том виде, в котором ее преподают бывшие танцовщики его компании и ученики, она сохранила в себе многие черты техники Хэмфри. В отличие от техники Грэхем, эта техника не каноническая и не лицензированная, поэтому многие педагоги на основе базовых принципов, создают свои вариации упражнений и комбинаций. В этом случае обычно говорят о Limon-based технике.

   Мы рассмотрим основные принципы и базовые упражнения техники Хосе Лимона. Обучаясь этой технике, танцовщик учится воплощать в движении такие принципы, как выравнивание (alignment), последовательность (succession), оппозиция (opposition), потенциальная и кинетическая энергия, падение (fall), вес (weight), восстановление (recovery), отражение (rebound), зависание (suspension). Именно использование этих принципов позволяет достичь тех качеств движения, которые отличают стиль Лимона – экспансивности, естественности и свободы.

Выравнивание (alignment) – обычно этот термин применяется для описания расположения стоп, бедер и плеч в положении стоя. В более широком смысле выравнивание – это расположение всех частей тела по отношению друг к другу. В положении стоя правильное выравнивание означает, что стопы параллельны и расположены точно под тазобедренными суставами, плечи точно над бедрами, шея длинная, макушка направлена точно вверх, и центральная ось от нее до точки между стопами точно вертикальна. Если тело правильно выровнено, то затраты мускульных усилий на поддержание его в вертикальном положении минимальны.

    Последовательность (succession) – порядок прохождения движения через части тела. В последовательном движении как бы происходит цепная реакция, это похоже на волну, проходящую через тело и приводящую в движение его части. Последовательные движения позвоночника позволяют обнаружить, как посредством позвоночника связаны между собой голова, плечи, грудная клетка, таз. Осознав эту связь, далее можно почувствовать, что руки также связаны с позвоночником, и эта связь может инициировать их последовательное движение.

ПРИМЕР 1. Последовательное движение позвоночника (roll down, roll up).

И.П.— Сидя на полу в позиции «по-турецки» (колени согнуты, щиколотки скрещены одна над другой), седалищные косточки (здесь и в дальнейшем мы будем так называть седалищные бугры (выступы) тазовых костей, так как именно такое название используется большинством педагогов современного танца[2]) на полу, позвоночник вертикален, руки свободно опущены на пол.

1— 4— Используя вес головы, и оставляя шею свободной, наклоните голову, направляя макушку вперед и вниз. Почувствуйте, что самая высокая точка, на которой «висит» голова в процессе наклона перемещается от макушки в середину шейного отдела позвоночника. Ощущение этой точки очень важно, т.к. именно через нее проходит теперь воображаемая вертикальная ось тела. В дальнейшем будем называть её «верхней точкой». По мере исполнения roll down «верхняя точка» перемещается вниз по позвоночнику.

5— 8 Следуя за весом головы, последовательно, позвонок за позвонком продолжайте наклоняться вперед и вниз. Постепенно в движение включаются плечи, грудная клетка, поясница. Почувствуйте, как вес головы растягивает позвоночник. По окончании движения вниз «верхняя точка» будет находиться в поясничном отделе позвоночника.

1— 8 Начиная от основания позвоночника (представьте, что оно находится точно между седалищными косточками) медленно, как бы нанизывая позвонок за позвонком на вертикальную ось, возвращайте спину в вертикальное положение. В движение последовательно включаются поясница, грудная клетка, плечи, шея и голова. Представляйте, как «верхняя точка» движется вверх по позвоночнику и заканчивает свое движение в макушке. Во время исполнения roll up постарайтесь сохранять ощущение пространства между позвонками.

    Описанные принципы последовательного движения действуют и при наклонах в сторону. В этом случае важно сохранять фронтальное положение головы, взгляд должен быть направлен вперед. В положении стоя при наклоне вперед вслед за поясницей в движение включается таз, и по окончании roll down «верхняя точка» находится в основании позвоночника между седалищных косточек. Соответственно, при выполнении roll up в движение сначала включается таз и, только когда он приходит в вертикальное положение, позвоночник продолжает разворачиваться вверх. Для естественного выполнения roll up важно ощущение веса, как будто тянущего копчик и седалищные косточки вниз.

  Отдельно стоит описать наклон назад. Он начинается также от «верхней точки» – макушки. Вслед за ней позвоночник удлиняется сначала вверх, а затем по диагонали назад. При этом шея остается длинной по возможности свободной, голова и лопатки как будто покоятся на невидимой опоре, грудная клетка приподнимается и открывается вверх, взгляд направлен по диагонали вперед и вверх. Важно, что изгиб позвоночника происходит только в грудном отделе, в центре которого находится «верхняя точка», а поясница остается свободной и длинной. Это положение аналогично high lift в технике Грэхэм, однако для его описания в технике Лимона и во многих других используют слово arch (арка, дуга, изгиб).

ПРИМЕР 2. Последовательное движение рук.

И.П. Стоя во 2 парал. позиции (как описано в определении выравнивания) или сидя, как в Примере 1.

1— 8 – roll down вперед и вниз до талии.

1— 8 – roll up. В то время, когда в движение включается грудной отдел позвоночника, почувствуйте небольшое натяжение в области лопаток. Позвольте рукам приподняться, скрестив предплечья перед собой, как если бы вы собирались снять свитер через голову. По мере разворачивания позвоночника плечи расслабляются, локти поднимаются, пока не окажутся над головой, предплечья остаются скрещенными. Далее в вертикальное положение возвращаются шея и голова, грудная клетка мягко раскрывается, что позволяет лопаткам двигаться навстречу друг другу, приводя плечи в их естественное положение. Плечи, возвращаясь на место, заставляют локти раскрываться в стороны. Руки разворачиваются и вытягиваются по диагонали вверх и в стороны. Вытягивая руки, оставьте кисти сокращенными. Это позволяет почувствовать растяжение рук и верхней части спины, в то время, как плечи остаются расслабленными в их естественном положении, а также активизировать мышцы грудной клетки. (После того, как вы научитесь чувствовать это растяжение и удлинение в руках и вдоль ребер, можно выполнять это упражнение, не сокращая кисти).

   1— 8 – Исполнить всю последовательность предыдущих 8 счетов обратно, начиная с наклона головы вперед и вниз.

    Это упражнение может показаться очень простым, однако оно очень важно для понимания принципов последовательности и оппозиции. Важно осознать, что последовательное движение рук представляет собой цепную реакцию. Причиной движения здесь является разворачивание позвоночника, движение рук является результатом этого процесса. Во время выполнения упражнения необходимо добиваться плавного, непрерывного и согласованного движения позвоночника и рук.

   Это же упражнение можно исполнять с наклоном корпуса в сторону. При этом сначала в движение может вовлекаться только одна рука (левая – при наклоне вправо и наоборот), а другая оставаться свободной и расслабленной.

   Оппозиция (opposition) – принцип, позволяющий создавать в движении ощущение удлинения и растяжения, избегая при этом излишнего напряжения и сжатия (сокращения) мышц. По Лимону, в вертикально стоящем теле есть 5 точек оппозиции – макушка, правая и левая рука (кончики пальцев или ладони в зависимости от положения кистей), правая и левая стопы. Если представить, что каждая из этих точек тянется в свою сторону, как если бы некие воображаемые нити, привязанные к ним, создавали равное натяжение от центра, можно создать ощущение удлинения и растяжения позвоночника и конечностей. В последовательном движении позвоночника точками оппозиции являются точки, от которых мы начинаем движение и удлинение — макушка и основание позвоночника. Перемещающуюся «верхнюю точку» можно назвать шестой точкой оппозиции. Осознание, в каком месте позвоночника в каждый момент движения находится эта точка очень важно, т. к. именно она определяет положение вертикальной оси в теле.

Взяв принцип оппозиции за основу и установив, что любое движение создает в теле свои точки оппозиции, которые могут располагаться где угодно (например, в левой лопатке, правом колене и т.д.), нидерландский педагог и хореограф Анук Ван Дайк создала свою технику, названную ею counter technique (от англ. сounter – противоположный).

  Энергия - это способность тела к движению. Потенциальная энергия - энергия в ее несвободном состоянии, это энергия тела перед движением. Кинетическая энергия – это потенциальная энергия, воплощаемая в движении. В контексте техники Лимона потенциальная энергия накапливается в теле и может быть освобождена под действием силы тяготения. Когда она освобождается, она превращается в кинетическую. Простейший пример этого превращения – падение (fall). В технике Лимона танцовщик ощущает потенциальную энергию различных частей тела и использует ее освобождение для движения.

  Падение (fall) – полное освобождение мышц в то время, как тело падает под воздействием силы тяжести. В технике Лимона танцовщик учится, как освобождать различные части тела и позволять им падать независимо друг от друга. В процессе падения скорость движения возрастает, а с ней растет и кинетическая энергия движения. Эта освобожденная энергия может быть использована для recovery или rebound.

    Как и многие другие слова, recovery и rebound имеют множество версий перевода на русский язык. Для лучшего понимания будет целесообразно привести несколько вариантов перевода каждого из них.

Итак:

Recovery – возврат, восстановление, возвращение в исходное положение, балансировка на ногах, сохранение равновесия, выпрямление, вставание, подъем.

Rebound – отдача, отскок, отражение, рикошет, восстановление.

  Фактически оба понятия в современном танце стали терминами, такими, как plie или tendu в классическом балете, поэтому будет правильным в дальнейшем использовать их английский вариант, а не какую-либо версию перевода.

       Физический смысл этих процессов один и тот же: потенциальная энергия, освобожденная и превращенная в кинетическую, аккумулируется в нижней точке падения и перенаправляется. При recovery тело или его часть проходит через нижнюю точку падения и продолжает двигаться по той же траектории, как маятник. В этом случае мы говорим о свинге (swing). При rebound, мышцы, достигнув предельного растяжения в нижней точке падения, естественным образом упруго сокращаются, а возникающая при этом энергия движения перенаправляется по новой траектории.

     Итак, основной принцип техники Лимона – fall and recovery. Так же, как и в технике Грэхэм, основной принцип связан с дыханием. На вдохе происходит замедление, кинетическая энергия движения постепенно переходит в потенциальную. На выдохе потенциальная энергия освобождается и превращается в кинетическую, происходит ускорение.

Зависание (suspension) - продление движения в его высшей фазе. Это наращивание потенциальной энергии, как бы «последний вдох» перед падением. В этот момент тело будто наполняется воздухом, расширяется и удлиняется, увеличивается натяжение между точками оппозиции. В реальном исполнении этого «последнего вдоха» не происходит, но создается его иллюзия. Очень важно в это время не останавливать движение. Даже если оно не видно глазу, движение продолжается в теле и в пространстве. С помощью зависания создается внутреннее ощущение и внешнее впечатление парения, тело танцовщика как будто плывет в воздухе.

 Вес – наиболее сложный для описания элемент техники Лимона. Можно сказать, что ощущение веса – это характеристика качества движения. В контексте изложенных выше принципов и понятий, можно сказать, что важным является умение танцовщика ощутить вес любой изолированной части тела и позволить ей падать под действием силы тяжести, сохраняя при этом зависания, оппозицию и «верхнюю точку» остальной части тела.

Еще один термин, который необходим для описания упражнений техники Лимона – bounce – означает пружинящее, упругое покачивание или приседание. Это слово может использоваться для описания не всего покачивания или приседания, а именно для момента падения, в этом случае вслед за bounce следует rebound (отдача).

Основные понятия и принципы техники Лимона можно проиллюстрировать следующими подготовительными упражнениями:

  ПРИМЕР 3.

  И.П. 2 парал. поз. ног

1— 4 – делая глубокий вдох, представьте, что голова, подобно воздушному шару, медленно поднимается за макушкой вверх, позвольте пяткам оторваться от пола. Продолжая движение за макушкой вверх, поднимитесь в положение высокого releve.

5— 8 – медленный выдох через рот с шипящим звуком, одновременно пятки медленно опускаются на пол. Опуская пятки, постарайтесь сохранить ощущение головы, как воздушного шара, летящего вверх, и почувствуйте, что пятки, опускаясь на пол, растягивают икры, заднюю поверхность бедра и позвоночник.

ПРИМЕР 4. Размер ¾.

И.П. 2 парал. поз. ног

1— 12 – Используя вес головы, и оставляя шею свободной, наклоните голову, направляя макушку вперед и вниз. Почувствуйте, что «верхняя точка» теперь находится в середине шейного отдела позвоночника. Если действительно позволить весу головы упасть, естественное растяжение мышц шеи вызовет их мягкое сокращение – rebound. Исполните bounce четыре раза (1 – bounce, 2-3 – rebound).

1— 12 – Позвольте весу головы увлечь за собой плечи, «верхняя точка» переместится к основанию шеи. Исполните bounce плечами и головой четыре раза.

1— 12 – В движение включается грудная клетка, позвольте рукам свободно свисать вниз, «верхняя точка» - между лопатками. Исполните bounce четыре раза.

1— 12 – Поясница опускается вслед за за весом головы настолько, насколько это комфортно. При этом таз и бедра должны оставаться в вертикальном положении точно над стопами. «Верхняя точка» - в поясничном отделе позвоночника. Исполните bounce четыре раза.

1— 12 – Слегка согните колени и почувствуйте в них действие rebound. Исполните bounce корпусом и коленями четыре раза. Помните, что руки остаются свободными и расслабленными.

1— 12 – Углубите plie и повторите bounce четыре раза.

1— 12 – Исполните один bounce и используйте rebound, чтобы начать roll up позвоночника до вертикального положения, позвольте ногам вытягиваться вслед за поднимающейся «верхней точкой».

1— 12 – Исполните releve на 1-6 и опустите пятки на пол на 7-12, как в Примере 3. Во время исполнения всего упражнения необходимо сохранять ощущение оппозиции и натяжения вверх в «верхней точке» позвоночника.

Это упражнение можно выполнять также в сторону, как в параллельной, так и в 1 или 2 выворотной позициях ног. При этом важно сохранять ощущение «верхней точки» позвоночника и всего тела, например, при наклоне вправо «верхняя точка» тела находится в левом плече, таким образом, спина остается широкой и корпус наклоняется точно в сторону, а не вперед и в сторону. Чтобы правильно ощущать rebound, нужно помнить о дыхании: bounce вниз на выдохе и rebound обратно на вдохе. Вдох необходимо выполнять через нос, а выдох через рот.

ПРИМЕР 5. Размер ¾.

И.П. 2 откр. поз. ног.

В этом упражнении так же, как и в предыдущем, выполняется fall и rebound в plie, но амплитуда движения увеличивается и при каждом rebound колени почти вытягиваются.

1— 12 – исполните 4 bounce, постарайтесь почувствовать, что rebound происходит естественно, практически без специальных усилий. Поднимаясь наверх, делайте вдох, чтобы ощутить зависание. На 4-й раз, поднимаясь из plie, последовательно поднимите руки вверх (см. Пример 2).

1— 12 – Повторите bounce 4 раза, одновременно выполняя swing руками: при опускании в plie руки падают через стороны вниз, кисти скрещиваются перед корпусом, когда ноги вытягиваются, руки падают и раскрываются в стороны до уровня плеч.

1-3 – Исполните 1 bounce, последовательно поднимая руки вверх.

Если вам сложно ощутить естественную скорость падения, на счет 4-12 продолжите движение наверх, поднимаясь на releve и продлевая зависание, чтобы увеличить амплитуду падения.

В этом упражнении к bounce в ногах можно добавить bounce корпусом, как вперед, так и в сторону, как это было описано в Примере 4. Руки могут выполнять при этом swing в стороны – внутрь, пока корпус раскачивается, оставаясь в изогнутом положении и последовательный подъем, когда корпус выполняет roll up, а ноги вытягиваются. Вытягивая ноги, можно каждый раз подниматься на releve, тем самым увеличивая амплитуду падения. Необходимо помнить о зависании в последний момент перед падением.

     Приведенные выше упражнения даны практически в том виде, в котором они преподавались Хосе Лимоном. Эти подготовительные упражнения необходимы для понимания принципов выравнивания и оппозиции, а также того, как комбинация ощущений веса головы, эластичности позвоночника и освобождения коленных суставов может помочь в создании ощущения rebound во всем теле.

  С техникой Лимона модерн-джаз танец связывает понятие свинга (англ. swing— раскачивание). В движении свингозначает моторно-ритмическое раскачивание всего торса или отдельных частей тела, при этом дыхание и движение происходит в точном соответствии с принципом fall and recovery: падение торса или отдельных частей тела исполняется на выдохе, подъем на вдохе. Приведем пример простейшего упражнения на свинг из техники Лимона:

ПРИМЕР 6. Размер ¾. Счет: 1-2-3, 1-2-3, 1-2-3-4-5-6

И.П. Ноги в широкой 2 откр. позиции, голова наклонена вправо, взгляд направлен вперед, руки свободны.

1— 3 – Свинг головой вперед и затем влево, описывая полкруга. На счет 3 - зависание, постарайтесь удерживать ощущение натяжения в “верхней точке” в центре шеи.

1— 3 – Повторите предыдущие 3 счета в другую сторону.

1— 6 – Свинг головой вперед, влево, назад, вправо, вперед и влево (полтора круга). Чувствуйте «верхнюю точку» на протяжении всего движения.

1— 12 – Повторите комбинацию, начиная вправо.

1— 24 – Повторите комбинацию, вовлекая в движение плечи, позволяя им падать вперед за весом головы и открываться, когда голова наклоняется в сторону. Когда голова отклоняется назад, плечи раскрываются. Сохраняйте свободное движение головы. На протяжении всего свинга чувствуйте «верхнюю точку» в основании шеи и зависание на счет 3 и 6.

1 -24 – Повторите комбинацию, включив в движение грудную клетку. «Верхняя точка» находится между лопатками. При изгибе назад оставляйте позвоночник длинным, проходя через положение arch.

1— 24 – Повторите комбинацию, вовлекая в движение верхнюю часть торса до талии. «Верхняя точка» – в поясничном отделе позвоночника. Однако, при выполнении свинга назад, в движении участвуют только голова, плечи и грудная клетка, т.е. корпус проходит через положение arch, не прогибаясь в пояснице.

1— 24 – При последнем повторе в движение включается таз. В этом случае, при наклоне вперед «верхняя точка» находится в основании позвоночника, при наклоне в сторону— в нижней части грудной клетки, а при наклоне назад – между лопатками. Во время наклона вперед таз может отводиться назад, чтобы компенсировать вес торса, однако при наклоне в сторону и назад таз и бедра должны возвращаться в исходное положение



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.