Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чтение: традиции и новые подходы в работе библиотеки



Чтение: традиции и новые подходы в работе библиотеки

с учащимися 10-11 классов

Как привлечь старшеклассника в библиотеку и сделать из него читателя (думающего, анализирующего, неравнодушного? Работа с подростками в библиотеках, как правило, провисает. Стереотипы поведения и общения в переходном возрасте так молниеносно меняются, что взять ребенка за превратившуюся из маленькой и пухленькой в долговязую руку и привести куда бы то ни было гораздо проблематичнее. Да и загружены старшие дети, что называется, «под завязку»: обширные школьные программы, подготовительные курсы, спорт, компы, Инет, аська, скайп, тусовки, — новые авторитеты, новые знакомые, новая жизнь — все изменилось, а родители остались прежними и не заметили, что их ребенок уже не ребенок. Начинаются конфликты со старшими, подходит время первой любви, меняются вкусы и пристрастия — хочется радикально сменить круг общения, вырваться на волю, доказать всем, что ты — Личность и даже, пожалуй, Индивидуальность. Не всегда это получается.

Таким образом, библиотека сейчас становится для современного подростка не просто местом, где берут книги, а площадкой для саморазвития и центром дополнительного образования. Работая с детьми, библиотеки формируют своих читателей-подростков. Для налаживания содержательного контакта с подростком нужны не день и не два. Подросток - вчерашний ребенок, и если ребенку было интересно и уютно в библиотеке, большая вероятность, что он, став «почти взрослым», останется с нами.

На современном этапе развития школьных библиотек для работы с пользователями подростками широко используют как традиционные, так и инновационные формы. Они позволяют привлечь большее количество школьников к мероприятиям в библиотеке, воспитывают уважение к духовным ценностям человечества, помогают модернизировать деятельность библиотек, привлечь больше читателей к чтению, способствовать их творческому развитию. Сейчас школьные библиотеки призваны стать центром общедоступной информации и должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования. Именно школьная библиотека, как элемент образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ученика.

Но, как бы библиотеки ни меняли дизайн интерьера и ни оснащались современным оборудованием, решающим фактором для повышения уровня посещаемости является работа библиотекарей с читателями. На сегодняшний день деятельность библиотек активно направлена на привлечение внимания читателей не только к своей деятельности, но и к популяризации чтения в целом. Приведем несколько примеров, как можно привлечь подростка в библиотеку.

 Для этого необходимы, как минимум, хорошие новые книги. Книги новых современных писателей, пишущих для подростков и о подростках.

Среди современных авторов, пишущих о школе настоящего времени, мы уже хорошо знаем Екатерину Мурашову, Эдуарда Веркина, Тамару Крюкову и других писателей. Объединяет авторов разных поколений, пожалуй, то, что со своими читателями они говорят честно, искренне, правдиво и часто на одном языке. Буквально несколько лет назад мы говорили о том, что катастрофически не хватает современных авторов, пишущих для современных подростков. За последнее десятилетие наметилась положительная динамика благодаря различным конкурсам и премиям в области детской и юношеской литературы. Появился целый ряд молодых и талантливых имен. Честно писать о проблемах современных подростков решается не каждый автор, и потому особенно важно, чтобы эти немногочисленные книги доходили до читателя.

Марина Дружинина, Валентин Постников, Валерий Воскобойников, Тамара Михеева, Анна Никольская, Елена Габова… В их книгах рассказывается о сложных взаимоотношениях родителей и детей, одноклассников, о жизни и смерти, о братстве и дружбе, любви и ненависти, о мечтах, которые сбываются и не сбываются, об ошибках взрослых, которые приводят к трагическим 12 последствиям в жизни детей, о помощи неравнодушных людей. Авторы пытаются объяснить подросткам, как распознать грань между «хочу» и «можно», как избежать беды, как научиться уважать и ценить чужие чувства. Обнаженность и ранимость души, неумение отличить искренность от лицемерия, безысходность и самоуверенность – все есть в этих книгах. Это книги, которые помогают взрослеть. В книгах есть и первая любовь. Обязательно с первой красавицей в классе, заносчивой, позволяющей себе и унижать, и оскорблять тех, кто ей не нравится. Есть в классе и «мышкаодиночка» – невзрачная, скромная девочка с богатым внутренним миром. Конечно, красавец–одноклассник, от которого все девочки школы без ума, а он влюбляется, правильно, в «мышку». Есть в сюжетах и мальчишеские разборки, до «первой крови», классные, любимые учителя и учителя, случайно попавшие в школу, равнодушие и непонимание родителей, и многое, многое другое, что есть в жизни современной школы и ее учеников. Авторы затрагивают волнующие темы жизни современных подростков, в том числе подростковую жестокость.

Книжные фонды должны комплектоваться преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов интернета.

 

Электронные библиотеки:

Bibliophika. Электронная библиотека ГПИБ России http://www.bibliophika.ru/

FictionBook.lib http://www.fictionbook.ru/

Litportal. Литературный сетевой ресурс http://www.litportal.ru/

NeHudLit.Ru. Нехудожественная библиотека http://nehudlit.ru/

Библиотека Максима Мошкова http://www.lib.ru

Библиотека радиолюбителя http://www.cqham.ru/lib.htm

Библиотека технической литературы http://www.umup.ru/

Большая электронная библиотека http://www.big-library.info/

Большая Энциклопедия Рефератов от А до Я http://litera-a.ahaha.ru/

Виртуальная библиотека Google http://books.google.ru/

Классика.ру. Электронная библиотека классической литературы http://www.klassika.ru

Коллекция электронных книг Российской государственной библиотеки http://elibrary.rsl.ru/

Куб. Интернет библиотека http://www.koob.ru/

Проект «ЛитРес» http://www.litres.ru/

Проза.ру. Крупнейший русскоязычный литературный портал, посвященный современной прозе. http://www.proza.ru/

Стихи.ру – крупнейший русскоязычный литературный портал, посвященный современной поэзии http://www.stihi.ru/

Университетская электронная библиотека http://www.infoliolib.info/

Фантастика http://ustasa.webhost.ru/index.html

Электронная библиотека астронома-любителя http://www.astrolib.ru/

Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm

Электронный фонд Российской национальной библиотеки http://leb.nlr.ru/

Словари и энциклопедии онлайн:

Библио-Гид: книги и дети http://bibliogid.ru/

Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информационный портал ЧТЕНИЕ 21 https://www.facebook.com/chtenie21

Информационный справочный портал LIBRARY.RU http://www.library.ru/

Книжные памятники Российской Федерации http://kp.rsl.ru/

Рубрикон http://www.rubricon.com/

Словопедия http://www.slovopedia.com/

Социальная сеть читателей книг – http://www.livelib.ru/

 Для продвижения чтения библиотека выписывает периодические издания для старшеклассников : «Мне 15», «Волшебный» ( в этом относительно недорогом периодическом издании есть хорошая рубрика «книга+кино», где читатели журнала знакомятся с фильмами изданными по книгам), «Классная девчонка»,    «Эрудит», «Мир техники».

За недолгое время работы в школьной библиотеке я убедилась: чтобы читатель охотно шел в нее, надо встречать его с улыбкой, искренне и заинтересованно стараться помочь ему в выборе книг, чаще приглашать на интересные мероприятия. И тогда, видя наше неравнодушное отношение, он потянется к нам, ответит добром на добро. А это, я считаю, и является главным в нашей работе. Читатель должен чувствовать, что его любят и ждут в библиотеке. 

В нашей библиотеке ведутся такие традиционные формы работы с читателями старших классов как книжные выставки, библиотечные уроки, диспуты, литературные часы, дни информации и мн. другие. Книжные выставки в библиотеке расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность. Тематические книжные выставки могут быть посвящены актуальным темам, знаменательным датам и т.д. В библиотеке организуются выставки в помощь учебному процессу: «Секреты зачетного сочинения», «Знаменитые истории любви», «Поэт серебряного века», и др. Грамотно оформленные книжные выставки обязательно привлекут внимание читателя.  Хорошо воспринимаются читателями библиографические обзоры. Для учащихся 10-11 классов проводили час библиографии: «Книжный шкаф поколения NEXT», где были представлены библиографические списки: «Современный детектив», «А память о войне нам книга оставляет». «В мире фэнтези» и др., Составляются списки летнего чтения «Лето с книгой».

 Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнения читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы: «Любите ли вычитать?», «Ваши читательские предпочтения»

Для старшеклассников проводим  библиотечные уроки:

Урок-консультация «Методика составления библиографического списка литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам»

Урок-практикум «Основы библиографического описания произведений печати (для оформления рефератов, курсовых работ) 

Урок-консультация «Техника быстрого чтения»

Урок – беседа  «Экзамены сдавать легко»

 

Волонтерская помощь

В нашей школе существует волонтерское объединение старшеклассников  «Вместе». Ребята в удобное для них время выполняют различные небольшие обязанности: расставляют книги, восстанавливают старые издания, помогают проводить мероприятия по ЗОЖ, помогают в организации проектов «Спаси дерево», «Бумаге – вторую жизнь», проводят акции «Подари библиотеке книгу». Оказывают помощь в рейде «Как живешь учебник?». Таким образом в библиотеке компенсируют нехватку рабочих рук. Также волонтерское движение стало важным компонентом в формировании ценностей у молодежи.

 

Профориентационная работа в библиотеке:

Главной проблемой для старшеклассников при выборе профессии зачастую является плохая информированность о том, какие профессии существуют, чем конкретно занимаются представители той или иной профессии и какие требования предъявляются к специалистам разных профессий. Куда можно пойти учиться после школы? В этом им большую помощь оказывает школьная библиотека.

Профориентационная работа в библиотеках – это система трех основных взаимосвязанных подсистем:

1. Профессиональное информирование - предоставление знаний о различных профессиях, способах и путях их приобретения, информацию о системе учебных заведений.

2. Профессиональное консультирование - помощь молодежи в выборе профессии с учетом индивидуального призвания, склонностей, здоровья (последнее можно охарактеризовать как профотбор).

3. Профессиональная адаптация - помощь вхождению личности в новые для нее условия труда и социального окружения.

Профориентация является эффективной в том случае, если она ведется постоянно. Формы её разнообразны: инновационные и традиционные.

Рассмотрим инновационные формы профориентационной работы. Так, среди них можно выделить следующие:

- Бизнес – игры, проектная деятельность, создание портфолио, викторины, квесты, «мозговые штурмы», презентации, ток - шоу, ярмарки-профессий, мастер-классы. акции, виртуальные выставки, дебаты, диспуты. «кейс-стади и др.

Безусловно, представляют интерес использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий) как средство профориентации школьников. Среди современных средств можно выделить виртуальные экскурсии, видеоматериалы, посещение официальных сайтов предприятий и профильных вузов колледжей.

Представляют интерес такие электронные ресурсы, как «Атлас новых профессий», в котором можно узнать о профессиях будущего, изменения на рынке труда. Альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет.

Заслуживает внимания и конкурс видеороликов «Мир в радуге профессий», где в доступной и в понятной форме школьники могут познакомятся с профессией, услышав мнение своих ровесников – студентов. Активно способствует вовлечению обучающихся в процесс самоопределения, когда они сами пробуют свои силы в создании мультфильмов, музыки, видео, графических изображений. Приобретают популярность электронные мастер – классы, где школьники учатся создавать презентации, подробно описывая процесс создания чего – либо. Также можно выделить такую инновационную педагогическую технологию, как проектирование. Проектная деятельность позволяет учащимся познакомиться с интересующей их сферой трудовой деятельности, узнать свои психофизиологические особенности, сформировать творческое (креативное) мышление.

Еще одна форма профориентации - сетевое образовательное путешествие. Это форма и метод познания, позволяющие перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденных ресурсами. Сетевой проект – это совместная учебно – познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся – партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации.

Следует отметить, что инновационные формы профориентации способствуют большей вовлеченности ребят в процесс происходящего, уровень заинтересованности при использовании интерактивных методов обучения выше, нежели при использовании традиционных. 

Эффективной формой воспитания профессионального интереса являются также дискуссионные формы работы.

В нашей библиотеке прошла дискуссия «Кем быть? Каким быть?». Ребята отвечали на вопросы:

1. Хотели бы вы стать мастером своего дела, профессионалом? Что вы будете делать для этого?

2. Мудрецы рекомендуют при выборе профессии применять формулу: «Нужно, смогу, хочу». В чем суть этой формулы? 3. Вы уже решили для себя - кем быть и каким быть? Что повлияло на Ваш выбор?

Так же им был проведен рекомендательный обзор информационных изданий «Куда пойти учиться?:

В библиотеке оформлен профориентационный уголок для старшеклассников «Школа! А что дальше?». В помощь выбору профессии библиотека издают библиографические пособия: дайджесты, библиографические указатели, буклеты, памятки: «Путеводитель по образовательным сайтам»; «Азбука профессии»;; «Полезные советы будущему абитуриенту», «Ярмарка профессий», «Учебные заведения Нижегородской области», «Мир профессий», «Новые профессии на рынке труда!», «Календарь профессиональных праздников». Для 10 класса проводили деловую игру «Путешествие в мир профессии».

 

Работа школьной библиотеки в виртуальном пространстве:

ИНТЕРНЕТ плотно вошёл в повседневную жизнь образования. Практически у каждой школы есть свой школьный сайт в глобальной сети. Библиотечная страничка в школьном сайте – это не просто способ рассказать о деятельности, но и мощный информационный инструмент, работающий на привлечение внимания всех участников образовательного процесса к книгам и чтению. Библиотечная страница на сайте школы является визитной карточкой библиотеки во внешнем мире. Структурированная, информативная и хорошо продуманная страничка – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к работе библиотеки и ее участия в образовательной жизни учреждения. Страница школьной библиотеки а так же сайт школьной библиотеки «БиблиоНовости», сообщество в ВКонтакте «Время читать» создает новый вид библиотечных услуг:

- позволяет раздвинуть пространство библиотеки;

- является инструментом развития как библиотеки, так и школы в целом;

- даёт возможность оперативной подачи актуальной информации участникам образовательного процесса;

- позволяет приобщить участников педагогического процесса (обучающихся, педагогов, родителей) к книгам и чтению;

- даёт возможность оказывать консультативную помощь педагогам и родителям (например, по семейному чтению);

- даёт возможность обратить внимание на деятельность библиотеки ОУ, получить удовлетворение от работы;

- даёт возможность оказывать методическую помощь педагогам и родителям.

-создание книжных медиавыставок, книжных обзоров, рекламы книг;

-информационные посты (исторические справки, тематические информационные сообщения);

-проведение конкурсов и марафонов в дистанционном формате;

 

Какие бы технологии ни появлялись, как бы политические системы не менялись, как бы не касались нас проблемы кризиса, а чтение на любых носителях необходимый элемент развития мыслящего человека. Поэтому приоритетным направлением деятельности любой библиотеки сегодня должно стать продвижение и популяризация чтения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.