|
|||
Анекдоты про Сталина, сочинённые М. БулгаковымСтр 1 из 3Следующая ⇒
Анекдоты про Сталина, сочинённые М. Булгаковым Сангье АНЕКДОТЫ, СОЧИНЁННЫЕ МИХАИЛОМ БУЛГАКОВЫМ ПРО СВОИ ЯКОБЫ ВСТРЕЧИ СО СТАЛИНЫМ И ДРУГИЕ ЗАБАВНЫЕ ИСТОРИИ НА ТУ ЖЕ ТЕМУ ЗЕРКАЛО ЕГО ЕХИДСТВА АНЕКДОТА. А н е к д о т (фр. anecdote — краткий рассказ об интересном случае; от греч. — неопубликовано, букв. «не изданное») — фольклорный жанр, не подчиняющийся давлению правительства. Анекдот можно назвать незаконнорожденным ребёнком - бастардом изящной литературы. Однако, в истории известны случаи, когда бастарды занимали трон. В герои анекдотов попадают личноси, выделяющиеся эктра ординарными чертами поведением: с моральной или антиморальной стороны - анекдоту не важно, потому как анекдот в социально вроде бы нереальных ситуациях ухитряется показать какие-либо глубинные свойства человеческой натуры. Трудно ответить, что общего с реальными прототипами имеют анекдоты про Чапаева и Петьку?! Что мы вообще знаем, про их реальных прототипов?! То же самое можно сказать и про посвящённые Иосифу Сталину анекдоты: таинственным образом в анекдотах Сталин выступает и как тиран, и как укротитель более мелких тиранов. АНЕКДОТ И ЖИЗНЕННОСТЬ В ПОНИМАНИИ А.П. ЧЕХОВА. Какое отношение имеют анекдоты про Сталина к реальной личности Иосифа Джугашвили, - не слишком важный вопрос! Важно, что в данном случае анекдотичный Сталин как бы представляет тирана живущего в глубине каждого человеческого Эго. Но ведь почти в каждом человеке есть - скрыто и забыто нечто хорошее. Отсюда анекдотичный тиран может казаться симпатичнее настоящего: на самом деле, это не конкретный тиран, но с его участием анекдот симпатичен. Сочинять забавные, не пошлые анекдоты, - для этого требуется талант, знание кое-каких скрытых пружин жизни и желание помочь людям понять самих себя. Например, Чехов советовал по капле выдавливать из себя раба. Ведь именно получивший - "урвавший" власть раб и есть самый страшный тиран: понять это способны только смелые люди. И только смелые люди способны сочинять весёлые Анекдоты про самих себя: в число таких смелых людей попадает - представьте! - барон Мюнхгаузен и в своём литературном аспекте, и как рельный человек: Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен (1720 — 1797, там же) — немецкий барон, ротмистр русской службы и рассказчик о себе невероятных историй.
Ниже в анекдотах Булгакова про Сталина явно слышится отзвук и этой, и прочих "анекдотичных" от Чехова сценок. ФИЛОСОФИЯ В ЗЕРКАЛЕ АНЕКДОТА. В какой-то мере, все рассказы Чехова, в его понимании, - наполовину анекдоты. Щепкина-Куперник опять вспоминает: «П о м н ю, - раз как-то мы возвращались в усадьбу после долгой прогулки. Нас застиг дождь, и мы пережидали его в пустой риге. Чехов, держа мокрый зонтик, сказал: Самая его (Чехова) жестокая шутка (в отношении Щ.-Куперник - С.С.) была такова. В Мелихове бродили "по наивному", как его называл Чехов, двору - голуби кофейного цвета с белым, так называемые египетские, и совершенно такой же расцветки кошка. А.П. уверил меня, что эти голуби произошли от скрещения этой кошки с обыкновенным серым голубем. В то время в гимназии естественной истории не преподавали, и я в ней была совершенный профан. Хотя это и показалось мне странным, но не поверить такому авторитету, как А.П., я не решилась, и, возвратясь в Москву, рассказала кому-то о замечательных чеховских голубях. Легко себе вообразить, какой восторг это вызвало в литературных кругах...». С внешней стороны иногда довольно ехидные шутки над знакомыми - черта и Чехова, и Булгакова тоже: над невежеством оба писателя готовы были смеяться всегда и без учёта личных отношений. Кроме того, Чехов в своём "водевиле" переигрывает пушкинские строки: «М ы с т о б о й вдвоём Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрём...» И, предполагая за собой пушкинские строки, чеховское "жизненное" рассуждение о внезапной смерти прямиком отражается в знаменитой первой главе «Мастера и Маргариты», где Воланд предсказывает Берлиозу скорую внезапную смерть. Воланд-дьявол - на мифилогической основе очередное (тема была модной во все времена!) литературное олицетворение зла, жестокости, склонности к уничтожению: сюда попадает деятельность всех тиранов, - в рамках романа от императора Тиверия до Сталина, фигура которого из реальности как бы отражается в Воланде и "стреляет" обратным отражением (прямой прототипизм сделал бы роман менее философски глубоким!). В какой-то мере роман «Мастер и Маргарита» можно назвать философским романом в сатирической рамке анекдота.
ТИПАЖ - "ТИРАН". Многие современники узнавали себя в чеховских героях и обижались на Чехова. Это означает, что чеховские характеры являли черты некоего типажного поведения. Сам Чехов утверждал собирательность создавемых его пером характеров. То же самое относится и к типажам Булгакова: взятые из жизни эти типажы выверены имеющими медицинское образование и не чуждающимися психиатрии писателями. Поэтому прямых типажей ни у Чехова, ни у Булгакова нет. А вот "наложить" на судьбы героев можно судьбы многих реально живших, - тем более, исторически печально известных лиц. «Мастер и Маргарита» - последний роман Михаила Булгакова. Именно во время последней кристаллизации сюжета «МАСТЕРА...» сочинялись и друзьям рассказывались (нигде не публиковались, естественно!)ниже приводимые анекдоты про Сталина. Вероятно, это помогало Булгакову в работе над образом Воланда, да и просто помогало жить в тяжёлой обстановке не только травли конкретного "не своего" писателя, но и травли культуры, которая для Булгакова была немыслима без творческой свободы. В кризисной обстановке талантливый Анекдот превращается в по шекспировскому принципу как бы переигрывание ситуации - угрожающей, или абсурдно безвыходной, или лично духовно тяжёлой. Но, спросим, если ситуация анекдота прошлая, что может такое переигрывание изменить, - почему так длинна жизнь некоторых исторических анекдотов?! В чём секрет их неумираемости? Переигранные анекдотом события исторически всё-равно останутся такими, какими они уже зафиксированы в учебниках: жертвы не воскреснут, тиран не будет свержен раньше времени... Всё так, да дело, опять-таки, в довольно типажном поведении человека вообще. Выходит, что в зеркале старого анекдота новая эпоха видит и себя, и попавшее в анекдот реальное историческое лицо "задним числом", что весьма способствует принятие заведомо странноватой информации как возможной сегодня. Как сказал замечательный английский писатель Джон Толкин: попасть в легенду или сказку для исторического лица - Большая Честь! Хотя, возможно, это лицо в реальности вело себя совсем не так... Что же! пусть хоть имя его способствует чему-нибудь благому, что и является целью настоящего Искусства Слова. ПОЛЕЗНОЕ КРИВОЕ ЗЕРКАЛО АНЕКДОТА. Особенно типажно, - представьте! - поведение толпы и тиранов! Вот анекдот и играет на этой типажности - вертит ею, что психологически уже снимает напряжение. Поэтому, в смысле психологии, "кривое зеркало" Анекдота способно облегчить жизнь не только его сочинявшим, но и в дальнейшем, - пока не изменятся коренные принципы человеческой психологии. Кривое зеркало анекдота как бы позволяет "отделиться" от типажно себя ведущей либо жёстко вынуждаемой тираном к такому поведению толпы. "ЭТО не единственный вариант событий, - просто посмейтесь! Не сегодня - так завтра или послезавтра всё может измениться: это зависит не от тирана, - а от вас!" - вот что говорит его величество Анекдот, - и представляет забавную картинку, для сочинения которой требуются равно незаурядно понимание человеческой психологи и незаурядно мастерство Слова. Тексты Михаила Булгакова всегда полны юмора, — даже если пишется о печальном. Можно даже сказать, что Булгаков идёт дальше Чехова: в "водевилях" Булгакова необходимая смерть героя "прикрыта" сатирой и юмором. Читатель невольно смеётся, смехом облегчая себе жизнь. Современники - мемуаристы вспоминают Булгакова как человека остроумного и жизнерадостного в самых для него тяжёлых и опасных ситуациях. Знакомые всегда стремились пригласить Булгакова или сами попасть к нему в гости: скучно не бывало никогда! Послушаем таких знакомых. КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ о МИХАИЛЕ БУЛГАКОВЕ: «Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора». В опасные годы сталинских репрессий Булгаков продолжал выдумывать «д л я своих близких людей удивительные рассказы — и грустные, и шутливые. Он рассказывал их дома, за чайным столом. К сожалению, только небольшая часть этих рассказов сохранилась в памяти. Большинство их забылось, или, выражаясь старомодно, "кануло в Лету". В детстве я очень ясно представлял себе эту Лету — медленную подземную реку с черной водой, в которой очень долго, но безвозвратно тонули, как будто угасали, любые предметы, люди и даже человеческие голоса. Я помню один такой рассказ. БУЛГАКОВ якобы пишет каждый день СТАЛИНУ длинные и загадочные письма и подписывается: "Тарзан". Сталин каждый раз удивляется и даже несколько пугается. Он любопытен, как и все люди, и требует, чтобы Берия немедленно нашел и доставил к нему автора этих писем. Сталин сердится: "Р а з в е л и в органах тунеядцев, а одного человека словить не можете!" Наконец Булгаков пойман и доставлен в Кремль. Сталин пристально, даже с некоторым доброжелательством его рассматривает, раскуривает трубку и спрашивает не торопясь: СТАЛИН поворачивается к наркому снабжения: И вот Булгаков одет, обут, сыт, начинает ходить в Кремль, и у него завязывается со Сталиным неожиданная дружба. Сталин иногда грустит и в такие минуты жалуется Булгакову:
Однажды Булгаков приходит к Сталину, усталый, унылый. Сталин начинает сердиться и сильно дуть в трубку. ИСТОЧНИК выше цитированного текста - "Паустовский. Книга о жизни. Книга скитаний. Снежные шапки." Рассказываемая Паустовским история записана скорее всего около 1932 г., когда во МХАТе возобновили «Дни Турбиных». АНЕКДОТ: СТАЛИН на ПОЛИТБЮРО. СТАЛИН ВЫСТУПАЕТ: ИСТОЧНИК. Автор статьи этот анекдот слышал от поклонника таланта Булгакова ныне уже ушедшего поколения 1920 годов. Ссылок на чьё-либо авторство рассказчик не сделал. Текст, вероятно, является компактным «народным» пересказом выше приведённого рассказа Паустовского по типу целой серии анекдотов о Сталине. ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР БУЛГАКОВА СО СТАЛИНЫМ.(ВАРИАНТ) ЗВОНОК. Михаил Афанасьевич снимает трубку. СТАЛИН. С вами Сталин говорит... Тут Михаил Афанасьевич внезапно осознаёт, что сымитировать можно что угодно: интонацию, речевую манеру, акцент, но беспросветное, прямолинейное упрямство, вездесущий «напролом» не сымитируешь. И он сдаётся в полной растерянности. А собеседник его тут же берёт быка за рога: СТАЛИН. Скажите, мы вам очень надоели? СТАЛИН. Правильно понимаете... Чем могу быть полезен? Какие у вас проблемы? СТАЛИН. Обратитесь ещё раз... Реплика повторяется вновь и вновь…... Через пятнадцать минут прибежали дрожащие мхатовцы с необходимыми бумагами Булгакову на подпись.
- Приехали из Самары И(льф) и Ю(рий) О(леша). В Самаре два трамвая. На - Знаменитый сатирический журнал "Красный перец" отличался несколько раз. В частности, в предпоследнем своем номере, где он выпустил рисунок под надписью "Итоги ХШ-го съезда" (толстую нэпманшу шнурует горничная, и нэпманша говорит приблизительно так: "Что ты (душишь) меня, ведь и ХШ-й съезд нас только ограничил". Что-то в этом роде). В московском комитете партии подняли гвалт. Кончилось все это тем, что прихлопнули и "Красный перец", и сестру его "Занозу". (4 авг. 1924 г.) - Новый анекдот: будто по-китайски "еврей" -- "там". Там-там-там-там (на - Троцкого съели, и больше ничего. Анекдот: - Пролетарский писатель, чувствующий ко мне непреодолимую - Водку называют "рыковка" и "полурыковка". "Полурыковка" потому, что она в 30°, а сам Рыков (горький пьяница) пьет в 60°. - "Если бы к "рыковке" добавить "семашковки"* то получилась бы хорошая "совнаркомовка". *Н.А. Семашко — народный комиссар здравоохранения РСФСР - с 1918 по 1930 гг. В голодные и расстрельные послереволюционные годы разрухи сам пост министра зравоохранения вызывал насмешки. Кроме того, Н.А. Семашко - производил посмертное вскрытие тела В.И. Ленина, и, естественно, были опубликованы угодные партии данные этого вскрытия: полной правды мы уже никогда не узнаем. Так что в одной выше коротенькой булгаковской строчке содержится весомый политический намёк и урок, - как следует читать булгаковские тексты. - Рыков напился по смерти Ленина по двум причинам: во-первых, с горя, а, во-вторых, от радости. - Троцкий теперь пишется "Т р о - и й" -- ЦК выпало".(4 янв. 1925 г.)
*В 1912 г. около Храма Христа-Спасителя был открыт памятник Александру III - на Пречистенской набережной лицом к Москве - реке. Скульптура была уничтожена большевиками в 1918 г. - остался один постамент. На нём установили металлический картуш (нечто вроде щита с надписью)со словами «З д е с ь будет сооружён памятник „Освобожденный труд“. Но скульптуру не соорудили, в связи со скандалами от нехудожественного исполнения других скульптур на эту тему. Сохранившийся постамент бывшего памятника Александру III окончательно будет снесён вместе с храмом Христа Спасителя в 1931-м.
Как со школьной скамьи все предположительно помнят, в "Медном всаднике" - "властитель медный" в полночь оживает и гонится за ему погрозившим бедным мелким чиновником Евгением. В Москве место петербургского Медного Всадника, так сказать, до демонтажа физически занимали два памятника - Александрам II и III: речь в "з а б а в н о м случае" идёт о последнем. В "Забавном случае" в контрасте с пушкинской поэмой от царя "пустое место" как бы помогает в новом времени "маленькому человеку" - не советскому писателю Михаилу Булгакову. Образно говоря, при новом строе царь даже не "маленький человек", но - никто, без всяких прав даже на память о нём. И уравненная с "маленьким человеком" тень царя помогает "своему" - при новом строе тоже бесправному.
Т р о ц к и й говорил: "Со Сталиным спорить очень сложно: я его цитатами, а он меня - ссылками".
Будущий лауреат Нобелевской премии 1962 г. Лев Давидович Ландау был действительно освобождён под ответственность другого будущего лауреата Н-й премии 1978 г. Капицы Петра Леонидовича.
Личный секретарь генсека Поскребышев спрашивает: У Черчиля потом спросили:
СЛИШКОМ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА. В 30-х годах Сталин пригласил к себе четырех известных режиссеров: Ромм пожаловался, что ютится с больной женой в одной комнате. (М.И. Ромм /1901-1971/ - режиссёр, лауреат пяти Сталинских премий.) Пудовкин объяснил, то лучше всего работается за городом. Пырьев сказал, что он слишком много сил тратит, чтобы добираться до дачи. Режиссёр Александров замялся: у него уж слишком большая просьба. ПЛОДОТВОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ. У Генсека идёт совещание. Поскольку Сталин молчит, то и все остальные сидят молча. Сталин долго в совершенном молчании задумчиво ходит по кабинету, курит трубку. Затем вдруг поворачивается к Жукову и спрашивает:
СТАЛИН. Что за штука такая?.. Трам-па-злин… Ничего не понимаю! СТАЛИН. (Нажимает кнопку на столе). Ягоду ко мне! - Входит Ягода, отдает честь. - Послушай, Ягода, что это такое? Смотри — письмо. Какой-то писатель пишет, а подпись «Ваш Трам-па-злин». Кто это такой? СТАЛИН.. Что это значит — не могу? Ты как смеешь мне так отвечать? Ты на три аршина под землей все должен видеть! Чтоб через полчаса сказать мне, кто это такой! СТАЛИН. Булгаков? Что же это такое? Почему мой писатель пишет такое письмо? Послать за ним немедленно! Мотоциклетка мчится — дззз!!! прямо на улицу Фурманова. Дззз!! Звонок, и в нашей квартире появляется человек. ЧЕЛОВЕК. Булгаков? Велено вас доставить немедленно в Кремль! БУЛГАКОВ. Тт!.. Куда же мне… как же я… у меня и сапог-то нет… Миша с перепугу снимает туфли и уезжает с человеком. Мотоциклетка — дззз!!! и уже в Кремле! Миша входит в зал, а там сидят Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович, Микоян, Ягода. Миша останавливается у дверей, отвешивает поклон. СТАЛИН. Что это такое! Почему босой? СТАЛИН. Что такое? Мой писатель без сапог? Что за безобразие! Ягода, снимай сапоги, дай ему! БУЛГАКОВ. Не подходят они мне… СТАЛИН. Видишь — велики ему! У тебя уж ножища! Интендантская! - Ворошилов падает в обморок. СТАЛИН. Вот уж, и пошутить нельзя! Каганович, чего ты сидишь, не видишь, человек без сапог! - Каганович торопливо снимает сапоги, но они тоже не подходят. - Ну, конечно, разве может русский человек!.. Уух, ты!.. Уходи с глаз моих! - Каганович падает в обморок. СТАЛИН. Ничего, ничего, встанет! Микоян! А впрочем тебя и просить нечего, у тебя нога куриная, - Микоян шатается, - Ты еще вздумай падать!! Молотов, снимай сапоги!! - Наконец, сапоги Молотова налезают на ноги Мише. СТАЛИН. Ну, вот так! Хорошо. Теперь скажи мне, что с тобой такое? Почему ты мне такое письмо написал? СТАЛИН. Вот как! Ну, подожди, сейчас! Подожди минутку. - З в о н и т по т е л е ф о н у. - Художественный театр, да? Сталин говорит. Позовите мне Константина Сергеевича. (П а у з а.) Что? Умер? Когда? Сейчас? (М и ш е) Понимаешь, умер, когда сказали ему, - М и ш а тяжко вздыхает. - Ну, подожди, подожди, не вздыхай. - Звонит опять. СТАЛИН. Художественный театр, да? Сталин говорит. Позовите мне Немировича-Данченко. (П а у з а) Что? Умер?! Тоже умер? Когда?.. Понимаешь, тоже сейчас умер. Ну, ничего, подожди. - Звонит. - Позовите тогда кого-нибудь еще! Кто говорит? Егоров? Так вот, товарищ Егоров, у вас в театре пьеса одна лежит (косится на Мишу), писателя Булгакова пьеса… Я, конечно, не люблю давить на кого-нибудь, но мне кажется, это хорошая пьеса… Что? По-вашему тоже хорошая? И вы собираетесь ее поставить? А когда вы думаете? (Прикрывает трубку рукой, спрашивает у Миши: ты когда хочешь?) БУЛГАКОВ. Господи! Да хыть бы годика через три! СТАЛИН. Ээх!.. (Егорову.) Я не люблю вмешиваться в театральные дела, но мне кажется, что вы (подмигивает Мише) могли бы ее поставить… месяца через три… Что? Через три недели? Ну, что ж, это хорошо. А сколько вы думаете платить за нее?.. (Прикрывает трубку рукой, спрашивает у Миши: ты сколько хочешь?) СТАЛИН. Аайй!.. (Е г о р о в у) Я, конечно, не специалист в финансовых делах, но мне кажется, что за такую пьесу надо заплатить тысяч пятьдесят. Что? Шестьдесят? Ну, что ж, платите, платите! (М и ш е) Ну, вот видишь, а ты говорил… После чего начинается такая жизнь, что Сталин прямо не может без Миши жить — все вместе и вместе. Но как-то Миша приходит и говорит: Но Миша уезжает все-таки. Сталин в одиночестве тоскует без него. — Молотов, приходи сейчас, в оперу поедем! Что? Ты так заикаешься, что я ничего не понимаю! Приходи, говорю! Микояна бери тоже! — Каганович, бросай свои еврейские штучки, приходи, в оперу поедем. — Ну, что, Ягода, ты, конечно, уж подслушал все, знаешь, что мы в оперу едем. Готовь машину! Подают машину. Все рассаживаются. В последний момент Сталин вспоминает: "Что же это мы самого главного специалиста по искусству забыли? Жданова забыли! Послать за ним в Ленинград самый скоростной самолет!" - Дззз!.. Самолет взвивается и через несколько минут спускается — в самолете Жданов. СТАЛИН.. Ну, вот, молодец! Шустрый ты у меня! Мы тут решили в оперу сходить, ты ведь все кричишь — расцвет советской музыки! Ну, показывай! Садись. А, тебе некуда сесть? Ну, садись ко мне на колени, ты маленький. А там, в театре, — уже дикая суета, знают, что приезжает начальство, Яков Л. звонил по телефону Самосуду, у того ангина, к Шостаковичу. Самосуд через пять минут приезжает в театр — горло перевязано, температура. Шостакович — белый от страху — тоже прискакал немедленно. Мелик во фраке, с красной гвоздикой в петличке готовится дирижировать — идет второй раз «Леди Макбет» («Леди Макбет Мценского уезда» или «Катерина Измайлова» — опера Дмитрия Шостаковича) Все в театре скорее приятно взволнованы, так как незадолго до этого хозяин со свитой был на «Тихом Доне», на следующий день все главные участники спектакля были награждены орденами и званиями. Поэтому сегодня все — и Самосуд, и Шостакович, и Мелик ковыряют дырочки на левой стороне пиджаков. (Самуил Абрамович Самосуд /1884—1954/- дирижёр, лауреат трёх Сталинских премий; Александр Шамильевич Мелик-Пашаев /1905—1964/ — дирижёр, композитор) Правительственная ложа уселась. Мелик яростно взмахивает палочкой и начинается увертюра. В предвкушении ордена, чувствуя на себе взгляды вождей, — Мелик неистовствует, прыгает, рубит воздух дирижерской палочкой, беззвучно подпевает оркестру. С него градом течет пот. «Ничего, в антракте переменю рубашку», — думает он в экстазе. После увертюры он косится на ложу, ожидая аплодисментов, — шиш. Когда опера кончается, Сталин встает и говорит своей свите: СТАЛИН. Так вот, товарищи, надо устроить коллегиальное совещание. (Все садятся.) Я не люблю давить на чужие мнения, я не буду говорить, что, по-моему, это какофония, сумбур в музыке, а попрошу товарищей высказать совершенно самостоятельно свои мнения.. Ворошилов, ты самый старший, говори, что ты думаешь про эту музыку? СТАЛИН. Садись со мной рядом, Клим, садись. Ну, а ты, Молотов, что ты думаешь? СТАЛИН. Ну, ладно, ладно, пошел уж заикаться, слышу! Садись здесь около Клима. Ну, а что думает наш сионист по этому поводу? СТАЛИН. Микояна спрашивать не буду, он только в консервных банках толк знает… Ну, ладно, ладно, только не падай! А ты, Буденный, что скажешь? СТАЛИН. Ну, что ж уж сразу рубать? Экий ты горячий! Садись ближе! Ну, итак, товарищи, значит все высказали свое мнение, пришли к соглашению. Очень хорошо прошло коллегиальное совещание. Поехали домой. Все усаживаются в машину. Жданов растерян, что его мнения не спрашивали, вертится между ногами у всех. Пытается сесть на старое место, то есть на колени к Сталину. СТАЛИН. Ты ку
|
|||
|