Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





вместо предисловия



 

Ведущим за собой—

вместо предисловия

Выйти вперед и встать во главе других в общем-то бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведет, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди.

В русском языке есть очень емкое, очень точное сло­во «вожак». Вожак — это тот, кто ведет за собой, кому доверяются люди в трудные моменты жизни и работы. Вожак всегда там, где путь к цели непрост. И к ней не прошагать парадным маршем, а приходится пробирать­ся сложными каменистыми тропами.

Вожаками не рождаются. Ими становятся. Каждый из вас может оказаться в этой роли, при­дется ли вам по собственной инициативе или по просьбе ребят возглавить туристский поход или организовывать дежурство на школьном вечере, или появится необ­ходимость подготовить и провести веселое и остроумное поздравление одноклассника по случаю его дня рожде­ния — во всех этих и в сотнях, тысячах других ситуациях вы берете на себя ответственность за дело и за тех лю­дей, что пойдут за вами.

Но есть ребята, которые так и не стали вожаками, формально ими числясь. И только потому, что за ними почему-то не шли. И это «почему-то» оставалось для них загадкой, являлось причиной разочарований в себе и своих возможностях, не говоря уже о потере авторитета, о многих так и не состоявшихся делах, о нереали­зованных задумках, о попросту «заваленных» мероприя­тиях.

По моему глубокому убеждению, большинство этих бед происходило и происходит потому, что эти в общем-то совсем неплохие ребята имели очень смутное пред­ставление о том,

 

КАК ВЕСТИ ЗА СОБОЙ.

 

Любому человеку, оказавшемуся в бушующем море, в дремучем лесу, в бескрайней пустыне всегда понадо­бится компас, если он хочет выбрать правильную доро­гу и не сбиться с пути. Когда же человек берется вести по сложному пути других, ему необходимо знать не толь­ко направление пути; ему понадобятся знания того, как увлечь людей за собой, как добиться, чтобы они тебе по­верили, как организовать их.

Интуиция, догадка, пример и советы товарищей, даже здравый смысл — это только союзники ИСКУССТВА ВЕСТИ ЗА СО­БОЙ. В чем же смысл этих зна­ний и умений, которые заставля­ют сверстников устремиться за своим вожаком, как стать насто­ящим организатором —об этом книга.

 

Азбука организации

Каждая работа имеет свои отличительные особеннос­ти. Не надо прилагать особых усилий, чтобы увидеть, чем отличается работа бухгалтера от труда шофера, полевода от музыканта, токаря от продавца.

Чем же отличается работа организатора? Самое важное здесь — это непосредственная работа с людьми. Главный объект усилий труда организатора — челове­ческие характеры, ум, воля, настроения, интересы людей.

Организатор имеет дело не просто с людьми. Он ра­ботает с группами людей разного состава (возраст, про­фессия и др.), различной численности. По­этому, чтобы успешно руководить людьми, надо знать их, знать особенности поведения людей в группах и коллек­тивах.

Если посмотреть со стороны на то, как действует организатор, пожалуй, не сразу найдем в его действиях организующее начало. Он встречается с людьми, что-то обсуждает, доказывает, требует, спорит, отвергает, вол­нуется, радуется, огорчается... Что же тут организатор­ского?

Каждый раз, организуя какое-либо дело — будь то клас­сный «огонек» или туристский поход,— всю работу органи­затора можно свести к решению двух задач. Причем за­дач, противоположных по характеру.

Первая — организатор производит разъединение, раз­деление группы людей.

Вторая —он соединяет, сплачивает всех вместе, что­бы успешнее решить общую задачу.

Насколько хорошо удастся решить общую задачу, будет зависеть от умения организатора учесть все эти сложности, от его знания всех секретов организа­торской работы.

Организаторская работа, как и любая другая, скла­дывается из простых, элементарных действий: внутрен­них (надо подумать, поразмыслить над задачей, прики­нуть, кто на что способен, проанализировать создав­шееся положение) и внешних — практических (когда начинается взаимодействие организатора с людьми). Вопрос может быть поставлен так: знает ли организа­тор, как делать дело, и умеет ли он это делать? Знать и уметь — вещи хотя и взаимосвязанные, по разные.

Организаторские знания — это сумма сведений, по­знаний в области организаторской работы, понимание целей, задач деятельности, знание особенностей личнос­ти и коллектива, правил организаторской работы. Зна­ния можно получить, прочитав необходимые книги, по­слушав советы бывалых людей, понаблюдав за действия­ми других организаторов.

Организаторские умения — это способность человека быстро и эффективно применять имеющиеся организа­торские знания на практике, дейст­вовать с учетом имеющегося опы­та и сложившейся ситуации. Так, опытный организатор, встретив­шись с необходимостью организо­вать дело, которое ему раньше не приходилось выполнять, пытается тут же использовать в этой новой для него обстановке знание дейст­вий и приемов, которые он приме­нял ранее в других обстоятель­ствах.

Умение в постоянно изменяющейся обстановке вы­брать верное решение и оперативно провести его в жизнь требует от организатора находчивости, смелости, твер­дости.

Организаторские знания и умения — это ценный ба­гаж организатора. Его не перешлют вам большой или малой скоростью друзья и знакомые из другого пункта. Этот багаж накапливается человеком самим только в процессе активной общественной работы.

Организаторы опытные и начинающие! Не сдавайте свой багаж в камеру хранения. Пусть он всегда нахо­дится с вами. Постоянно пополняйте его. Помните, чем весомее он будет, тем легче станет людям, которых вы ведете, выиграет дело, которому вы служите.

Хорошая организаторская работа зависит от:

знания людей, с которыми работаешь,

личности самого организатора,

знания законов развития коллектива,

знания особенностей организаторской работы,

знания дела, которое организуешь,

умения практически организовать.

Ключи к человеку

Одно из условий хорошей работы организатора — знание людей, с которыми работаешь. Чтобы узнать че­ловека, утверждает старая пословица, нужно с ним пуд соли съесть. А для этого понадобится ой сколько вре­мени. Но как же в этом случае быть организатору? Это хорошо, когда тебе приходится иметь дело с ребятами из своего класса, которых знаешь не один год. А назна­чают организатором людей, которых видишь впервые? Прикажете начинать с коллективного поедания соли? Нет, конечно.

Люди познаются в процессе работы. Однако, прежде чем приступить к делу, надо, чтобы организатор распо­лагал самыми необходимыми сведениями о тех, с кем придется работать. К каждому человеку нужен свой под­ход, свой «ключик». Но, подбирая ключи к человеку, на­до знать, на какой «замок» закрыты его секреты. Одним ключом здесь не обойдешься.

Хозяйка большого набора ключей к внутреннему миру человека — наука психология. Сотни лет изучает психология своего подопечного — человека, особенности его поведения, и уже накопила массу сведений. Она мо­жет многое поведать нам о человеке, законах, по которым развивается личность, подсказать, что можно и чего нельзя ожидать от людей определенно­го возраста, склада ха­рактера, способностей. Она может посовето­вать, каким ключом лучше воспользоваться, чтобы приоткрыть для себя мир другого человека. И все это она готова сделать, не видя конкретного человека. Почему?

Прежде всего, потому, что хотя все мы с вами очень разные, но в своем поведении бываем похожи друг на друга. Психология, к примеру, может всех людей по сте­пени «похожести» сделать жителями воображаемых стран. В стране Детства соберется тогда неугомонная ре­бятня до 10 — 11 лет, страна Подростков объединит всех, кто не старше 14 — 15 лет, пропуск в страну Юности будет выдаваться тем, кому исполнилось 15, но не «перевали­ло» за 21—22 года. А там уже и Взрослость. Согласи­тесь, что в каждой из этих стран у жителей много общего.

Поскольку старшеклассникам-организаторам прихо­дится чаще всего иметь дело с подростками и сверстни­ками, то мы совершим небольшую экскурсию в страну Подростков.

Жители страны Подростков не всегда встречаются с симпатией, понимаются взрослыми; взрослые укоряют за бессмысленность их поступков, ругают и порицают их. Некоторые из взрослых утверждают, что жители этой страны не признают авторитета и привычек, не уважают старших и опытных, мнения общества, что в сердце есть только цинизм и ненависть.

Жители страны Подростков ожидают от взрослых не этого; наоборот, они ожидают, чтобы им помогли, поняли бы и посочувствовали бы им. Главным образом они жаждут того, чтобы не обращались с ними, как с детьми, а старались бы их признать как уже молодых людей и вывели бы из этой страны, где климат иногда хаотичный».

Видите, какой это сложный и противоречивый мир подростка. Недаром этот возраст иногда называют трудным. Самое главное в нем, Что подросток уже не ребенок, он не хочет, чтобы его считали таким. Он стремится к взрослости, звонит во все колокола, требует признания его прав на взрослость.

Но будем объективны: у подростка преувеличенное представление о своих возможностях. Не все «взрослое» ему под силу. Однако подросток не хочет этого признавать. Его притягивает все героическое, не­обычное, он стремится на деле доказать свою исключи­тельность, хотя случается, что это выражается в форме дерзости учителю («смотрите, какой я смелый»), неоправ­данного упрямства («смотрите, какой я самостоятельный и принципиальный»), ненужной бравады своими недостат­ками («да, я такой, ну и что; имею же я право быть таким, как я хочу!»).

Вместе с тем мы бываем часто неправы по отноше­нию к подросткам, недооценивая их возможностей.

Организуя работу с подростками, старшеклас­сник должен помнить:

Нужно уважительно относиться к стремлению под­ростка стать взрослым, помогать ему входить в «наш» мир, осваивать его.

Подросток проявляет повышенную активность, его привычное состояние — движение. Он заболевает, если его лишать возможности двигаться, действовать. Не зло­употребляйте беседами, разговорами, нравоучениями. Организуйте живые, конкретные дела, в которых есть простор для движений.

Подросток стремится не только больше знать, но еще больше уметь. Не пытайтесь делать все сами, поручай­те ответственные дела ребятам. Не бойтесь с их сторо­ны ошибок — ведь на ошибках тоже учатся.

Подросток принимает в шты­ки «сюсюканье», и самый верный тон — доверительный и требова­тельный.

Не следует совершать ошибку, постоянно напоминая подростку, что он «еще маленький», иначе вы потеряете его доверие.

Многие подростки готовы браться за все, увлекаться сразу несколькими делами, но не доводить их до конца. Не поддавайтесь и вы этому искушению, поддерживайте ин­терес к начатому делу, воспитывайте у ребят волевые качества. Пусть живет у подростков правило: «Кончил дело — гуляй смело!»

Подростки очень впечатлительны, бурно реагируют на яркое, неожиданное, интересное, красочное. Поэтому очень часто ежедневные обязанности, в том числе и приго­товление уроков, будничные дела не привлекают их оставляют равнодушными. Хорошо, если организатор будет вносить в будничную работу больше элементов красочности и романтики, по, с другой стороны, не стоит всю работу строить только на принципе приятного. Надо формировать у подростков чувство долга, ответственности перед обществом.

Большое значение имеет для подростков первое впечатление о человеке, о встрече с ним. Поскольку подростки особо ценят в людях такие качества, как смелость, мужество, преданность товарищам, эрудиция, то организатору стоит подумать над тем, как показать самого себя с лучшей стороны при первой встрече с ребятами.! Именно к первой встрече готовьтесь наиболее тщательно;

Подростки любят подражать реальным героям, если они их увлекают, становятся для них идеалом. Кто будет таким образцом для подражания, во многом зависит от организатора. Подростку нужно помочь проникнуть в мир) истинно героического.

У подростков велико стремление занять достойно место в классном коллективе. Они прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя чем-либо в глазах других. Если подростку не представляется возможным само утвердиться обычным путем, то формы само утверждения могут искажаться (грубость, драчливость, своеволие и др.). Организатору следует активнее при­влекать ребят к различным видам деятельности, ставить их в позиции руководителей, организаторов, исполните­лей, менять чаще (по возможности) эти роли.

В подростковых классах создаются замкнутые груп­пировки; девчоночьи «стайки» и мальчишечьи «компа­нии». В них могут действовать свои «законы чести», ко­торые не всегда согласуются с требованиями учителей, взрослых. Подростки предпочитают сохранять верность своим группировкам даже в тех случаях, когда это свя­зано с нарушением общепринятых норм поведения, дис­циплины. Организатору следует поддерживать такие ка­чества, как верность данному слову, преданность това­рищам, осуждать ябедничество и вместе с этим помогать ребятам отличать товарищество истинное от ложного, принципиальность и честность от круговой поруки.

Подростков увлекают сильнее близкие перспективы, чем удаленные во времени. Учтите это при планирова­нии работы.

Организатору, работающему со сверстниками, надо учитывать:

Старшеклассникам под силу более значимые дела, чем об этом думают многие. И не только в своем классе, школе, но и за их пределами. Следует искать и находить такие точки приложения сил для каждого можем же!»

Деятельность старшеклассников должна быть не только общественно значима, но и эмоционально привле­кательна. Не забывайте, что эмоциональная окрашен­ность того или иного дела часто предопределяет его ре­зультат.

После того как мы с вами побывали в мире Возраста, нас ждут на улице Человеческой Индивидуаль­ности.

Здесь мы заглянем в гости к хитрецу Тем­пераменту, познакомим­ся с важным Характе­ром и нанесем визит умнице Способности.

Пожалуйста, внима­тельно присмотритесь к своим друзьям и знако­мым. Да и просто к не знакомым людям. Как по-разному они ведут себя в одинаковых ситуациях.

Вот кто-то рассказывает веселую историю: один так и заливается смехом, другой улыбается, третий чуть скривил губы, а четвертый вопросительно смотрит на всех - в чем дело? Смотрим кинофильм. И опять разная реакция: у кого слезы на глазах, кто-то сосредоточен кто-то в полном спокойствии. Одни чувствуют себя в новой обстановке как рыба в воде, для других мучительно трудно приспосабливаться к людям. Один каждый раз торопится, когда говорит, не давая сосредоточиться слушателям, другой вызывает раздражение своей медлительностью, неторопливостью речи...

У каждого из нас существует свой индивидуальный «почерк» поведения. Этим мы отличаемся друг от друга, и этим, парадокс, мы похожи один на другого. Достаточно всех медлительных отвести в одну сторону, легко возбудимых - в другую, уравновешенных - в третью. Тем самым мы отметили существование еще одних свойств личности, делающих всех нас похожими и в то же время непохожими друг па друга.

Такая совокупность индивидуальных психических свойств человека названа темпераментом. Психологи условно выделили четыре основных типа темперамента.

Холерик — неуравновешенный, вспыльчивый, очень подвижный человек. Быстрый темп деятельности, порывистость в движениях. Способен весь отдаваться работе, при этом создавать большое напряжение. Может быть резок во взаимоотношениях, излишне прямолинеен. В ответ на замечания «взрывается». Ему трудно сдерживать себя, часто не способен выслушивать собеседника до конца, перебивает, пытается вставить слово.

Активен, выступает с различными инициативами. Торопливость холерика может приводить к поспешному необдуманному решению, ошибкам. В организаторской работе большую пользу может принести там, где требуются энергичность, напористость, эмоциональный подъем решительность, оперативность. Холерик отличается настойчивостью и задором. При неудаче может наблюдаться резкий спад в настроении, расстройство деятельности.

Сангвиник, по выражению И. П. Павлова, «горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, т, е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым...».

Сангвиников часто называют «солнечными» за преоб­ладание в их поведении оптимизма, жизнерадостности. Настроение у сангвиника можно прочесть на лице: у него живая мимика, выразительные движения. Глядя на санг­виника, можно безошибочно определить, как. он к вам относится — приветливо, настороженно, равнодушно, враждебно.

Сангвиники энергичны, увлекшись делом, могут дол­го не уставать. Быстро привыкают к новой обстановке. Общительны, у них, как правило, много друзей, знако­мых. С готовностью откликаются на просьбы. Сангвини­ков можно еще узнать по ярко выраженному чувству юмора и остроумию. Быстро забывают перенесенные не­приятности.

Если работа носит слишком монотонный характер, сангвиник может быстро потерять к ней интерес, оста­вить недоделанной. Не всегда способен действовать там, где требуется кропотливость, тщательность. Склонен к переоценке своих сил и возможностей.

В организаторской работе сангвиники хорошо пока­зывают себя, когда нужно мобилизовать людей, увлечь их, разрядить обстановку, если она излишне напряжена или нервозна. Способность сангвиников быстро находить общий язык с людьми, создавать мажорное настроение можно успешно использовать при организации коллек­тивных дел.

Флегматик— внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении человек. У него несколько за­медленный темп движений, речи. Отличается высокой выдержкой, самообладанием. Начиная какое-либо дело, пытается продумывать его во всех деталях.

Трудно приспосабливается к новым условиям. Не сра­зу сходится с новыми людьми, первое время относится к ним настороженно. У него, как правило, ограниченный круг друзей, но зато дружит с ними крепко. Флегматик достаточно гибок во взаимоотношениях: ему бывает трудно изменить свое мнение о человеке.

В работе трудолюбив, но требуется «раскачка». Осо­бенно нуждается в подробном инструктаже перед началом работы, если она нова для него. Флегматик более полезен в той работе, где нужна основательность, тщательность выполнения. Лучше, если она не связана с быстрой сменой обстановки, а предполагает определен­ную длительность выполнения. Постоянными требования­ми делать быстро, моментально мы можем выбить флег­матика из колеи и тем самым лишиться упорного и на­стойчивого труженика.

Меланхолик отличается повышенной чувстви­тельностью, очень легкой ранимостью, чрезмерной обид­чивостью. Как правило, у меланхоликов тихий голос, невыразительная мимика, они замкнуты, малообщитель­ны. В новой обстановке очень стеснительны, застенчивы, нерешительны.

Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают сочувствие. Осторож­ны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову. Легко утомляются, не могут выдерживать быстрый темп работы.

Форма обращения, которая считается нормальной по отношению к холерику и сангвинику (повышенность то­на, «металл» в голосе и т. п.), может надолго вывести меланхолика из равновесия.

Организатору следует быть особо внимательным к таким людям. Не надо торопиться обвинять меланхоликов нерасторопности, лени малоподвижности, в нежелании быть со всеми вместе и т. д. Делать этого нельзя. Все мы с вами обладаем разными возможностями, которые зависят не только от нашего желания или сознательности.
Нужно считаться и с тем, как устроена у каждого нервна система, которая является «конструктором» темперамента. По отношению к меланхолику надо чаще применять одобрение, похвалу, что поможет ему преодолевать неуверенность, стеснительность.

Проявление темперамента «в чистом виде» встречается редко. Чаще мы видим водном человеке черты разных темпераментов, однако, при преобладании какого-то одною типа. Картины поведения человека постоянно и меняются: холерик вдруг начинает себя вести как меланхолик, флегматик может разразиться вспышкой гнева. Определять тот или иной тип темперамента человека нельзя по мимолетному впечатлению, нужно видеть человека в разных обстоятельствах, в разных условиях работы.

А теперь попытайтесь проверить, знаете ли вы себя, свои индивидуальные особенности. В таб­лице, в столбцах слева и справа, дано описание вообра­жаемого поведения двух разных людей. На кого из них вы больше похожи?

Внимательно прочтите вначале предложение слева, за­тем справа и в середине листа в одной из граф пометьте галочкой, насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если вы похожи на человека, ка­чества которого описаны слева, то и галочку надо поста­вить в одной из двух граф с левой стороны. Если же уви­дите, что похожи на того, чьи качества указаны справа, то отметку надо ставить ближе к правому столбцу. В случае, когда вы посчитаете, что какие-то качества этих двух людей проявляются в вас в равной степени, то галочку можно поставить в середине — «похож на того и другого».

 

 

  Очень похож В основном похож Похож на того и другого В основном похож Очень похож  
Всегда веселое настроение, много улыбается и делает веселыми других.           Часто считает себя несчастным, редко улыбается, мало шутит.
Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно.           В этих случаях чувствует себя не­ловко, стесняется.
Настроение часто меняется, его легко можно вывести из себя.           Обычно настрое­ние ровное, его трудно вывести из равновесия.
Быстр, резок в движениях, жестах, торопится, когда говорит.           Движения, жес­ты, речь замед­ленны, сдержан, голос тихий.
Быстро забывает о неудачах и берется за работу.           При неудачах очень долго переживает, волнуется, не может взяться за дело.
Легко знакомится, у него много друзей, то­варищей.           С людьми сходится с трудом, друзей немного.
У него масса планов и замыслов; ничего, что одни осуществляются, а другие нет.           Долго бьется над решением од­ной задачи, пыта­ется докопаться до конца.
Постоянно стремится быть с кем-либо; чувст­вует себя плохо, когда остается один.           Не ищет встреч с людьми, ему од­ному бывает лучше.
Хочет, чтобы его ра­дости или горе были за­мечены другими людьми.           Все свои чувства стремится пережи­вать в одиночку.
Когда получает заме­чания, то шумно ведет себя, спорит, оправдыва­ется.           Выслушивает за­мечания внешне спокойно, старает­ся не спорить.
После выполнения трудного задания может быстро браться за дру­гое.           Быстро устает и долго чувствует себя усталым.
Быстро забывает обиды и огорчения.           Долго после это­го не может прий­ти в себя.
Любит подшучивать над друзьями, часто не заду­мываясь, приятно ли это им..           Он редко шутит сам и часто оби­жается на шутки.
Любит сразу присту­пать к делу, не особен­но задумываясь, что бу­дет потом.           Любит все про­думать заранее, тщательно сплани­ровать, рассчитать.
Быстро находит выход из трудного положения.           Долго раздумы­вает, размышляет, волнуется, прежде чем принять реше­ние.
Постоянно ждет но­востей, ему не по себе, когда молчит радио, не работает телевизор, когда неразговорчивы друзья.           Для него, чем меньше новостей, тем лучше: можно над чем-нибудь подумать.

 

Теперь посчитайте галочки слева и справа и выясни­те, какие свойства в вас преобладают. Имейте в виду, что описание поведения человека, данное слева, в большей степени относится к людям сангвинического и холериче­ского темперамента, справа — к флегматикам и меланхо­ликам. Предупреждаем, что это — житейское толкование своих индивидуальных свойств. Точно определить темпе­рамент могут лишь специалисты.

Индивидуальные особенности поведения человека оп­ределяются не только темпераментом, но и характером личности.

Характер, как утверждали древние, это печать чело­века. О характере человека мы судим по тому, как ведет он себя в обществе, какие действия и поступки являются для него типичными, определяющими, какова его жизнен­ная позиция.

Характер не приобретается по наследству. Он форми­руется в процессе всей жизни человека. Пословица гла­сит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер — по­жнешь судьбу».

По отношению к характеру мы можем давать те или иные оценки: хороший, скверный, твердый, плохой, мяг­кий и т. д. (чего мы не имели права делать, говоря о тем­пераменте). Но это обобщенные, житейские оценки. Скла­дываются же они из нашего отношения к отдельным свой­ствам характера.

Различают четыре группы наиболее важных свойств характера:

Свойства, выражающие отношение личности к кол­лективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость тре­бовательность, черствость, эгоизм и др.).

Свойства, выражающиё отношение к деятельности, к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, безответ­ственность и др.).

Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, бережливость, алчность, неряшливость и др.).

Свойства, выражающие отношение к самому себе (скромность, гордость, самолюбие, уверенность и др.).

 

Организатору, который подыскивает ключи к сверстникам,  советуем:

 

Попытаться мысленно выделить у каждого из ребят своего класса, отряда, группы, компании наиболее отли­чительные черты характера. Отметить те, которые вызы­вают у вас уважение, и те, которые вам неприятны.

 

Объяснить для себя эти черты, почему именно они раз­виты у этих людей, подумать над тем, на какие из них можно опираться в организаторской работе, от каких сле­дует помочь избавиться.

 

Иметь в виду, что, зная черты характера своих ребят, можно до некоторой степени предусмотреть их действия, предугадать поведение ребят в той или иной обстановке, их отношение к поручению. Ведь организатор должен быть всегда уверен, на кого можно положиться, кто не подведет в трудную минуту, кто может подвести.

 

Учесть, что характер человека хорошо проверяется и испытывается в трудных условиях. Старайтесь создавать и использовать такие условия не только для проверки свойств характера, но и для его закаливания.

Не судить категорично о сформированности свойств характера у человека по отдельным его поступкам. «Ге­роизм» или «смелость» у отдельных людей может быть результатом случайного стечения обстоятельств или вы­званы желанием обратить на себя внимание, покрасо­ваться. Мимолетные слабости тоже могут не отражать весь характер.

 

Иметь в виду, что характер мо­жет «маскироваться»: за внешней вежливостью и тактичностью не­редко скрывается лицемерие, лжи­вость; показная грубость может маскировать доброе и чуткое серд­це. Организатору важно распо­знать за каждым действием, по­ступком человека истинность его характера.

 

Знать, что в противоречивых поступках отражается несформированность характера. Учащийся может показать себя исполнительным, сдержанным в школе, но дерзким и упрямым в семье; чутким по отношению к близким друзь­ям и совершенно черствым по отношению к товарищам по классу. Основой для формирования характера должны стать положительные черты.

Обратить внимание на то, что ряд качеств личности может играть положительную роль в одних условиях, но сослужить плохую службу в других. Доверчивость к лю­дям может обернуться легковерием, настойчивость в не­ясных еще самому делах может привести к катастрофе и т. д.

 

Поощрять не только результат деятельности, но и от­ношение ребят к той работе, которую они делают. Бывает, что трудолюбивые и добросовестные люди не всегда дости­гают того, что задумано, из-за неопытности или каких-то других причин, не от них зависящих.

 

Оказывать больше доверия нерешительным, неуве­ренным в своих силах ребятам. Они чаще, чем кто-либо, нуждаются в поддержке и одобрении.

 

Воздерживаться от частых похвал в адрес учащихся самовлюбленных, верхоглядов, зазнаек.

На упрямых ребят действовать не столько словами, сколько практическими делами, показом, личным при­мером.

Делать достоянием коллектива факты взаимопомощи, проявления принципиальности, чуткости в отношениях между людьми.

Люди отличаются друг от друга и своими способ­ностями.

Способности проявляются в том, как легко, быстро и продуктивно человек овладевает той или иной деятель­ностью: играет ли он в шахматы, конструирует ли радио­приемник, рисует, решает сложные задачи, организует малышей и т. д.

Если собрать в одну компанию на чаепитие способных художников, математиков, музыкантов, спортсменов, пев­цов, то в этой обстановке мы навряд ли обнаружим ка­кие-то особые достоинства каждого из них.

С готовыми способностями человек не рождается. Они формируются у человека по мере того, как он учится, ра­ботает, занимается любимым делом. Другое дело, что у людей могут существовать задатки — природные предпо­сылки, например к музыке, пению, спорту и т. д. Но если задатки человека не развивать — не разовьется и способность.

Все это можно сказать и о способностях организато­ра, тех самых свойствах, которые позволяют человеку ус­пешно руководить деятельностью коллектива, влиять на людей, организовывать их работу. Но об этом мы погово­рим особо в других разделах книги.

 

Мы советуем организатору:

 

Изучить интересы, увлечения, способности руководи­мых вами ребят. Подумайте, как их можно использовать в организации общественной работы.

 

При распределении поручений, организаторских зада­ний опираться не только на существующие способности ваших помощников, но и на те задатки, которым надо по­могать развиваться.

Чаще обращаться за помощью и с просьбами к зна­токам, умельцам, «эрудитам» вашего класса в организа­ции различных дел. От этого и делу польза, и ребятам приятно — их способности замечены и не лежат мертвым грузом.

 

Иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому че­ловеку индивидуально. С учетом этого стройте свои тре­бования к нему.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.