|
|||
Филиппо Брунеллески
Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанса) — это тот период европейской архитектуры, и итальянской архитектуры в частности, который начал развиваться с XV столетия во Флоренции. o Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова. В начале XV векаИталия была разделена на пять крупных государств— Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др. В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения. Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов. В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.
Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)
Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте. В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации. Архитектура, как и искусство, с этих пор рассматривается не как «ремесленническая» деятельность, а как продукт, полученный в результате «интеллектуальных» размышлений. В следствие этого живопись, скульптура и архитектура итальянского Возрождения становятся в начале этого периода отдельными жанрами. То, что их объединяет — этопостоянный поиск гармонии и равновесия между различными элементами. Изучение древнего классицизма привело к возрождению двух ключевых понятий древней художественной культуры —перспективы и пропорций. Перспектива — это метод представления, который изображает на плоской поверхности, с помощью ряда геометрических правил и математических вычислений, трехмерные объекты, имеющие высоту, ширину и глубину. Вопрос пропорций был весьма деликатным. В классическую эпоху художники применяли в скульптуре и архитектуре пропорции, предполагавшие выбор точных математических соотношений. Математическая точность в древности ассоциировалась с воссозданием образа совершенного человека и строительством гармоничных сооружений. Моделью художников и скульпторов эпохи Возрождения был, так называемый, «витрувианский человек». Витрувий, римский архитектор I века до н.э., в своем трактате De Architectura утверждал, что совершенный человек может находиться стоя и с распростертыми объятиями в кругу и в квадрате одновременно. Одной из самых известных графических интерпретаций идеального человека предложил в 1490 году Леонардо да Винчи.
Архитектура раннего Возрождения Филиппо Брунеллески
Главным событием, ознаменовавшем переломный момент в архитектуре, принято считать строительство купола Санта-Марии-дель-Фьоре во Флоренции. Проект собора, выполненный Арнольфо ди Камбио, предусматривал строительство величественной церкви. Даже Джотто, своей знаменитой колокольней, внес вклад в созданиеобраза символа Флоренции. Строительство купола, однако, оказалось серьезной проблемой — несмотря на то, что основная часть строительства собора уже была завершена в начале XV века, купола на нем все еще не было. Проблему решил Филиппо Брунеллески (1377-1446), спроектировав в 1420-м году купол по инновационному самоподдерживающемуся принципу строительства. Решение было найдено им благодаря изучению древнеримской архитектуры и натурного моделирования. Он изобрел механизмы, позволяющие поднимать на большую высоту целые секции купола, практически без использования лесов. В итоге получился двухслойный восьмигранный купол, весом 37 тонн, диаметром 42 метра и выстотой 91м от пола, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами. Купол Брунеллески в последствии станет образцом для строительства многих известных зданий архитектуры Возрождения в Италии и в Европе. Если Базилику Санта-Мария дель Фьоре все-же нельзя считать полноценным примером архитектуры возрождения, так как основная ее часть была построена, учитывая каноны средневековой архитектуры, то в строительстве лоджии Приюта невинных — Ospedale degli innocenti — (1419) во Флоренции Брунеллески воплотил все характеристики нового стиля, и ее по праву можно считать первым примером архитектуры Возрождения. Это великолепная лоджия, длиной 70 метров из девяти арок, опирающихся на колонны. Легкость конструкции определяется инновационным приемом Брунеллески — опорой арок непосредственно на капители колонн. Он создает характерный для последующего Ренессанса образ свободно стоящих колонн и «летящих» арок. Благодаря этой лоджии Брунеллески создал форму раскрытого, обращенного к зрителю здания. Образ легкой воздушной аркады прекрасно отразил дух Возрождения и догмы его архитектуры — единство цельности и ясная расчлененность пространства.
|
|||
|