Для студентов 1 курса лечебного (дневного) и педиатрического факультетов
Для студентов 1 курса лечебного (дневного) и педиатрического факультетов
ЗАНЯТИЕ 23. ТЕМА «АМИНОКИСЛОТЫ»
Выучить формулы 20 важнейших a-аминокислот
Необходимый базовый уровень знаний:
- Строение и свойства карбоновых кислот.
- Строение и свойства аминов.
- Амфотерность. Кислотные свойства, основные свойства.
Вопросы для подготовки к занятию:
- Аминокислоты. Определение. Общая формула a-аминокислот.
- Классификации аминокислот (по полярности и заряду радикала, по числу функциональных групп, по строению радикала, по наличию дополнительных функциональных групп, биологическая).
- Физические свойства аминокислот
- Химические свойства аминокислот (амфотерность, образование биполярного иона, образование комплексной соли меди (II), дезаминирование с азотистой кислотой.
- Качественные реакции на аминокислоты: общая качественная реакция a-аминокислот с нингидрином, качественная реакция на серусодержащую аминокислоту цистеин, качественная реакция на ароматические аминокислоты.
- Важнейшие реакции аминокислот в организме человека: дезаминирование, трансаминирование, декарбоксилирование.
- Заряды аминокислот в разных средах раствора. Разделение аминокислот в электрическом поле при разных средах раствора.
Лабораторная работа:
1. Качественные реакции на аминокислоты.
Задание для самоподготовки (домашняя работа):
- Написать формулы положительнозаряженных, отрицательнозаряженных, полярных незаряженных и неполярных аминокислот.
- К какому электроду будут двигаться в электрическом поле при рН=6,02 следующие аминокислоты: аланин, глутаминовая кислота, лизин? Объяснить.
- К какому электроду будут двигаться в электрическом поле при рН=3,22 следующие аминокислоты: аланин, глутаминовая кислота, лизин? Объяснить.
- К какому электроду будут двигаться в электрическом поле при рН=9,74 следующие аминокислоты: аланин, глутаминовая кислота, лизин? Объяснить.
- Написать реакции образования комплексной соли меди (II) с Cu(OH)2 для следующих аминокислот: глицина, аланина, валина, лейцина, фенилаланина.
- Написать реакции дезаминирования с азотистой кислотой для следующих аминокислот: глицина, аланина, валина, лейцина, фенилаланина.
- Написать реакции трансаминирования с альфа-кетоглутаровой кислотой для следующих аминокислот: аланина, валина, аспарагиновой кислоты, фенилаланина, тирозина, серина.
- Написать реакции декарбоксилирования для аминокислот по схемам, приведенным ниже: а) глицин ------------- метиламин + СО2
б) аланин ------------- этиламин + СО2
в) триптофан ----------триптамин + СО2
г) тирозин ------------- тирамин + СО2
д) лизин ---------------кадаверин + СО2
е) глутаминовая кислота ------- гамма-аминомасляная кислота + СО2
- Написать схему качественной реакции на цистеин в щелочной среде а) с нитратом свинца и б) с ацетатом свинца.
- Написать схему качественной реакции на ароматические аминокислоты с концентрированной азотной кислотой на примере фенилаланина и тирозина.
Литература:
1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И Биоорганическая химия: Учебник. – 4 изд., Дрофа, 2005 - С.314-344.
2. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии. Под ред. Н.А. Тюкавкиной, 3-е изд., М.: Дрофа, 2003 г., - С. 311-317.
3. Руководство к практическим занятиям по биоорганической химии: Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ/ Сост. А.П. Коровяков, П.В. Назаров, Г.Б. Замостьянова и др.- Ижевск, 2004.- С. 52-55.
5. Лекционные записи.
|