Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Наставничество как процесс целенаправленного формирования



Наставничество как процесс целенаправленного формирования

личности педагога

 

  Щукина Татьяна Анатольевна,      учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №7"

 

 

Молодой специалист, приходя в школу, испытывает большие трудности, колоссальное эмоциональное напряжение. Помочь профессиональной адаптации молодого педагога к учебно­- воспитательной среде поможет система наставничества.

Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Учитель –наставник должен обеспечить поддержку молодым специалистам

ü в приобретении практического опыта в  подготовке, проведении и анализе урока; в применении современных форм, методов и приемов обучения; в освоении основ управления уроком и др.;

ü помочь в разработке программы собственного профессионального роста, выбора приоритетной методической темы для самообразования;

ü подготовки к первичному повышению квалификации и к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

 

При этом очень важно осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Работа учителя – наставника носит поэтапный характер:

1­й этап – адаптационный. Начать работу с молодым специалистом необходимо с собеседования, выстроить отношения доверия и взаимопонимания между наставником и молодым педагогом, чтобы обеспечить комфортные условия для саморазвития и самосовершенствования молодого педагога.

На этом этапе целесообразно провести анкетирование молодых педагогов для того, чтобы выявить положительное в методической работе, выявить проблемы, определить цель взаимодействия.

На основе этого необходимо выработать программу адаптации и развития молодого педагога.

 

2­й этап – основной (проектировочный). На данном этапе реализуется программа адаптации: проводятся консультации, практикумы, мастер – классы, практические занятия, диспуты, взаимопосещение уроков с последующим анализом, открытые уроки и уроки, разработанные совместно.

При необходимости осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя. Учитель - наставник помогает молодому специалисту разработать  собственную программу самосовершенствования.

3­й этап – контрольно ­- оценочный. На данном этапе проводится повторное анкетирование, проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяется степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Работая с молодым специалистом,  учителю - наставнику необходимо использовать все многообразие форм  и методов работы. Эффективно организовать в период адаптации работу «Школы молодого педагога», взаимопосещение уроков. Учитель - наставник не только посещает уроки у молодого педагога, но и приглашает на свои уроки, дает мастер- класс, показывая использование тех или иных форм, методов, технологий на уроке и внеурочной деятельности.

Наряду с индивидуальными формами работы целесообразно использовать групповую работу (групповое консультирование, групповые дискуссии, обзоры педагогической литературы, деловые игры, конкурсы молодых педагогов) и активное участие в коллективной работе педагогического коллектива (педагогический совет, педагогический семинар, вечера вопросов и ответов, «круглый стол», педагогические конференции, «День молодого учителя», профессиональный конкурс «Лучший молодой педагог»).

Сотрудничество “педагог – наставник – молодой педагог” должно  развиваться по принципу партнерства, т.е. «на равных». В таком случае обогащаются и растут оба участника процесса.

ПЛАН РАБОТЫ
учителя – наставника с молодым специалистом

Месяц Содержание работы
Сентябрь - октябрь   1.Собеседование. Анкетирование 2.Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом. 3.Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно­-воспитательного процесса                                  Составление рабочих программ.   4.Ознакомление с требованиями оформления электронного классного журнала 5. Посещение уроков у молодого специалиста с рекомендациями учителя - наставника 6.Практическая работа по созданию тематических поурочных планов. 
Ноябрь - декабрь   1.Практическая работа: подготовка и  проведение внеклассных мероприятий и праздников" 2.Консультации: - Современный урок: структура и конструирование -Анализ урока. Виды анализа. 3. Выбор методической темы, технология описания опыта 4.Посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим самоанализом
Январь - март   1.Консультации: - Выбор методов и средств обучения при организации различных видов урока; -Использование современных образовательных технологий в учебном процессе 2.Посещение уроков, самоанализ уроков молодым специалистом 3.Практическая работа: организация работы с учащимися по подготовке к ВПР
Апрель - май 1. Начало работы по созданию портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. 2.Подведение итогов работы молодого учителя, методическая выставка достижений молодого учителя

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.