|
||||||||||||||
Наставничество как процесс целенаправленного формированияНаставничество как процесс целенаправленного формирования личности педагога
Молодой специалист, приходя в школу, испытывает большие трудности, колоссальное эмоциональное напряжение. Помочь профессиональной адаптации молодого педагога к учебно- воспитательной среде поможет система наставничества. Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Учитель –наставник должен обеспечить поддержку молодым специалистам ü в приобретении практического опыта в подготовке, проведении и анализе урока; в применении современных форм, методов и приемов обучения; в освоении основ управления уроком и др.; ü помочь в разработке программы собственного профессионального роста, выбора приоритетной методической темы для самообразования; ü подготовки к первичному повышению квалификации и к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
При этом очень важно осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост). Работа учителя – наставника носит поэтапный характер: 1й этап – адаптационный. Начать работу с молодым специалистом необходимо с собеседования, выстроить отношения доверия и взаимопонимания между наставником и молодым педагогом, чтобы обеспечить комфортные условия для саморазвития и самосовершенствования молодого педагога. На этом этапе целесообразно провести анкетирование молодых педагогов для того, чтобы выявить положительное в методической работе, выявить проблемы, определить цель взаимодействия. На основе этого необходимо выработать программу адаптации и развития молодого педагога.
2й этап – основной (проектировочный). На данном этапе реализуется программа адаптации: проводятся консультации, практикумы, мастер – классы, практические занятия, диспуты, взаимопосещение уроков с последующим анализом, открытые уроки и уроки, разработанные совместно. При необходимости осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя. Учитель - наставник помогает молодому специалисту разработать собственную программу самосовершенствования. 3й этап – контрольно - оценочный. На данном этапе проводится повторное анкетирование, проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяется степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Работая с молодым специалистом, учителю - наставнику необходимо использовать все многообразие форм и методов работы. Эффективно организовать в период адаптации работу «Школы молодого педагога», взаимопосещение уроков. Учитель - наставник не только посещает уроки у молодого педагога, но и приглашает на свои уроки, дает мастер- класс, показывая использование тех или иных форм, методов, технологий на уроке и внеурочной деятельности. Наряду с индивидуальными формами работы целесообразно использовать групповую работу (групповое консультирование, групповые дискуссии, обзоры педагогической литературы, деловые игры, конкурсы молодых педагогов) и активное участие в коллективной работе педагогического коллектива (педагогический совет, педагогический семинар, вечера вопросов и ответов, «круглый стол», педагогические конференции, «День молодого учителя», профессиональный конкурс «Лучший молодой педагог»). Сотрудничество “педагог – наставник – молодой педагог” должно развиваться по принципу партнерства, т.е. «на равных». В таком случае обогащаются и растут оба участника процесса. ПЛАН РАБОТЫ
|
||||||||||||||
|