Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход занятия. Задание 1



 

Тема: Занимательное словообразование

Ход занятия

Начинаем заниматься,

Мы не будем отвлекаться.

Постарайтесь все понять

Свои знания показать!

Сегодня нам предстоит отправиться в интересную и загадочную страну «Словообразование».

Посмотрите сказку о словообразовании.

Прежде, чем мы отправимся в путешествие, предлагаю ознакомиться со словами-помощниками, с помощью которых вы сможете выполнить задания жителей загадочной страны.

Словообразование – это раздел науки о языке, который включает в себя 2 раздела морфемику и собственно словообразование.

Морфемика – это учение о значимых частях слова, т. е. учение о строении и структуре слова.

Словообразование – изучает словообразовательную роль морфем и способы образования слов.

Морфема – это значимая часть слова.

Известные морфемы – приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание.

Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем.

Мы отправляемся в путь. Вот и первый населенный пункт - село Морфемы.

Задание 1

Жители села предлагают вам решить шарады. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово

Корень мой находиться в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же - в дневнике я и журнале.
(______________)

Корень извлечь из начинки не сложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в черчении ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
(_________________)

Мой корень – родственник сраженья,
Приставка в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землёй.
(_____________)

Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс, как в слове дневник,
Целым я в космос проник.
(_______________)

Корень мой в сказке найдёте,
Суффикс у извозчика возьмёте,
Приставка та же, что в слове расход,
Целым я излагаю событий ход.
(_____________)

В списке вы мой обнаружите корень
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(______________)

 

Задание 2

Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.

- Какие слова мы называем родственными?

- Вам предлагаются следующие задания:

Прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.

Выберите  только те слова, которые являются однокоренными.

1. Молвил слон, подставив бок: Прислонись ко мне, сынок? Прислонясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок, И задолго до луны Дальше двинулись слоны. (Я. Козловский) 2. Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. (Л. Яхин)

3. – Вы кто такие?

– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя – гусеница.

(С. Иванов)

4. У меня друзей не мало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Варя варит, Валя валит, Света светит,     Косарь косил красивую траву, Она, пронизанная земляникой, Скрывалась от косы во рву, Сбегала под откос к малине дикой, Но не укрылась на покос легла. Легла, упала, Скомкала соцветья. (А. Прокофьев) Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Но не дам ей утонуть! Я спасу подружку Тоню: Подрисую что-нибудь. (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)     Если б дали берёзе расчёску Изменила б берёза причёску: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди И вошло б у неё в привычку По утрам заплетать косичку. (И. Токмакова)

Обратите внимание!!!

НАЙТИ КОРЕНЬ СЛОВА – ЭТО ЗНАЧИТ НАЙТИ ЕГО ВНУТРЕННИЙ, ЗАТАЁННЫЙ СМЫСЛ-ТО ЖЕ, ЧТО ЗАЖЕЧЬ ВНУТРИ ФОНАРЯ ОГОНЁК.
М.А. РЫБНИКОВА

- Как вы понимаете данное выражение?

- Продолжим наше путешествие.

Задание 3

- А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете?

- По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт нам нужно выполнить задание.

- На каждую словообразовательную модель придумать по 3 слова.

Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.

Из данных слов выписать одно, которое не соответствует указанной модели.

- Попрощаемся с жителями посёлка и отправимся дальше. Большую часть пути мы уже прошли. Я думаю, что нам нужно сделать привал.

Продолжим путешествие по лингвистической стране.

Задание 4

На нашем пути город Словоряд. А вот что-то написано на крышах домов и стрелки стоят от одного слова к другому.

- Это словообразовательный ряд.

- Что такое словообразовательный ряд? Это ряд, где каждое последующее слово образовано от предыдущего. Жители города предлагают вам построить словообразовательные цепочки, выяснить, от какого слова образовано данное.

I.Покупатель, морозилка, маслянистость;

II.Забивание, наводненность, вольность;

III.Загадывание, водянистость, лиственный.

- Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.

- Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. А сегодня мы говорили о роли морфем в слове, упражнялись в составлении слов по данным словообразовательным моделям, в составлении словообразовательных цепочек.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.