Занятие № 11. Тема: «Сенсорные системы организма»
Занятие № 11
Тема: «Сенсорные системы организма»
Задание №1
Зарисуйте схему строения кожи. Расположите рецепторы в соответствующих слоях. Подпишите, на что реагирует каждый рецептор (прикосновение, давление, вибрация, боль, холод).
Задание №2
Исследование соматической сенсорной системы
Вид чувствительности
| Методика определения
| Вывод
| Тактильная
| Прикосновение салфеткой, бумагой, ниткой, волоском
|
| Температурная
| Прикосновение предметами с разной температурой
|
| Болевая
| Уколы в различных областях тела
|
| Чувство пассивных движений
| Определение движений в различных суставах, которые проводит исследователь
|
| Пространственная
| Двойное прикосновение ножками циркуля (два карандаша) на различных участках тела, при этом определяют минимальное расстояние, при котором ощущаются раздельные прикосновения ( в мм)
| Спина – Бедро – Предплечье – Кончики пальцев –
| Стереогноз
| Определение предметов на ощупь
| Определил предметы:
| Задание №3
Исследование слуховой сенсорной системы.
Слух считается нормальным при восприятии шёпотной речи на расстоянии 6-7м.Для исследования используются слова: на расстоянии 5м – содержащие гласные у, о, согласные - м, н, в, р, например: ворон, двор, море, номер; на расстоянии 20м – содержащие согласные шипящие и свистящие звуки, а из гласных - а, и, э: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть. Исследование производится для каждого уха отдельно: исследуемое ухо обращено к источнику звука, противоположное ухо заглушается пальцем. Если исследующий становится спиной к исследуемому и произносит слова в противоположном направлении, то это увеличивает расстояние вдвое.
Вывод: указать максимальное расстояние, на котором еще различается шепотная речь, сравнить с нормой.
Задание №4
Запишите в тетради динамическую схему проведения импульса от слуховых рецепторов:
Ушная раковина → … → … → … → … → … → … → … → Корковый центр(расположен …)
Задание №5
Исследование вестибулярной сенсорной системы
Проба
| Методика
| Вывод
| Пальценосовая
| Испытуемый с закрытыми глазами должен дотронуть ся до кончика носа
|
| Устойчивость в позе Ромберга
| Испытуемый становится с закрытыми глазами в позу Ромберга – пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты вперед
|
| Устойчивость в позе «аиста»
| Испытуемый стоит на одной ноге, вторая поднята (бедро согнуто параллель но полу)
| в секундах
| Тест Яроцкого
| Исходное положение – стоя с закрытыми глазами, испытуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время до потери равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов - 90 с и более.
| в секундах
|
Задание №6
Зрачковые рефлексы – определение прямой и содружественной реакции зрачков на свет.
Задание №7
Зарисуйте в тетради схему строения глазного яблока. Подпишите структурные элементы.

Задание №8
Запишите в тетради динамическую схему проведения импульса от фоторецепторов сетчатки глаза:
Сетчатка → … → … → … → … → … → Корковый центр (расположен …)
|