Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие № 20. Раздел: Ритмопластика.. Тема: «Выразительность движений. Освоение сценического пространства. Движение в различных темпах по сценической площадке. Передача характера и настроения музыкального произведения в свободных музыкальных пластических



Занятие № 20

Раздел: Ритмопластика.

Тема: «Выразительность движений. Освоение сценического пространства. Движение в различных темпах по сценической площадке. Передача характера и настроения музыкального произведения в свободных музыкальных пластических импровизациях».

Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа здесь – это музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Ритмопластика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.

Ритмопластика на занятиях в театральном кружке.
Ни для кого не секрет, что театральная деятельность помогает детям всесторонне раскрыть свой потенциал. И сегодня я  хочу подробнее рассказать о таком разделе программы как «Ритмопластика».
Обратимся к истории возникновения понятия «ритмопластика». Движения под музыку издавна применялись в воспитании де­тей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел рит­мику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания в начале 20 века швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950).

Особая ценность и жизнеспособность его системы: Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей.
Основываясь на художественных феноменах своего времени, разработал систему музыкального воспитания через движение. В дальнейшем идея «двигательной формы восприятия музыки» получила развитие в музыкальной педагогике и легла в основу отечественной системы музыкально-ритмического воспитания для детей. Современные педагоги дополнили эту систему авторскими разработками по музыкальной театрализации, танцевально-игровой деятельности, музыкально-игровому фольклору, логоритмике, музыкальной моторике.
Ритмопластика - система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоничное развитие тела (Толковый словарь Д.Н. Ушакова);
Ритмопластика – это особый символический язык, через который проявляется внутренний мир личности. Движение человека, стиль его ритмопластического выражения и взаимодействия с окружающими – это сфера не только эстетическая, но и социокультурная.
Так некоторые ученые выделяют такое понятие как, «Ритмопластическое развитие личности» - процесс совершенствования движений к их выразительности, эмоциональной отзывчивости, эстетичности и культуросообразности, что обеспечивает личности способность к самовыражению и взаимодействию с социальным окружением через принятые в нем ритмопластические модели.

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению— второстепенная.
Цели ритмопластики:

1) раскрепощение, снятие зажимов;

2)  развитие пластичности (через движение, танец к зрителю);

3) вживание в роль;

4) синхронизация работы в коллективе, взаимопонимание в движениях и поведении.

Задачи ритмики:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характе­ром музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пла­стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

- развивать творческие способности: учить оценивать соб­ственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.

 Основное требование – соответствие характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

Этапы разучивания музыкально-ритмических движений:

1 этап- создание целостного представления о музыкальном движении для передачи в ритмических действиях эмоционально-образного содержания произведения.

2 этап - освоение, разучивание музыкально-ритмических движений; формирование и автоматизация музыкально-двигательных навыков; выработка правильных двигательных стереотипов;

3этап - закрепление, совершенствование музыкально двигательных навыков; самостоятельное исполнение движений; творческая интерпретация музыкально-двигательных образов, творческая активность самовыражения в движениях под музыку.

Условия, способствующие правильному обучению музыкально-ритмическим движениям:

- воспитание слухового внимания к музыке во время исполнения движения;

- развитие музыкальной, двигательной памяти;

- предоставление детям возможности выполнять самостоятельные действия под музыку, начиная с первого этапа освоения движений;

 Требования к репертуару:

- музыка должна усиливать эмоциональное воздействие на воспитанника при исполнении им движений;

- музыка должна вызывать у обучающихся яркую двигательную реакцию и желание отразить ее в ритмических движениях;

- музыка и движения должны быть органически связаны;

- следует подбирать музыкальные произведения с четкой ритмической структурой (часть, предложение, фраза, такт и т.д.), яркой мелодией;

- на этапе разучивания движений важно использовать «живую» музыку, по мере совершенствования танцевальных движений - вводить звукозаписи в оркестровом звучании.
Благодаря ритмопластике развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением. Именно в младшем подростковом возрасте (5-7 классы) особенно важны упражнения по ритмопластике. Особенно они важны для участников театральной студии. Ведь данный раздел способствует развитию танцевальных способностей и формированию устойчивой связи театрального исполнения с движением.
В настоящее время заинтересованность в данном разделе повышается. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей обучающихся, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Виды упражнений по ритмопластике, используемые в театральной студии:
1. Игрогимнастика или упражнения на ориентировку в пространстве
Из колонны, в шахматном порядке, различные виды кругов. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок, с другими предметами.
2. Игротанцы или игры под музыку
Хореографические упражнения, танцевальные шаги, ритмические бальные танцы. Разучивание движений разных направлений танцев: «Конькобежцы», «Вальс цветов», «Макарена», «Полька тройками», «Веселый перепляс», Вальс «Пробуждение», «Круговая кадриль», «Московский рок-н-ролл», «Давай танцуй», «Танец с хлопками», «Русский хоровод», «Дружба».
3. Танцевально-ритмическая гимнастика
В ритмическую гимнастику можно включать следующие движения:
-движения отдельными частями тела, сгибания и разгибания, повороты и вращения с большим и маленьким напряжением, махи ногами и руками;
-ходьба, бег, подскоки, прыжки;
-элементы художественной гимнастики и танцевально-хореографические.
«Зарядка», «Увезу тебя в тундру», «Танцуй со мной», «Воробьиная дискотека», «Сосулька», «Веселая коляда», «Король городка», «Приходи сказка», «В лесу расцвел подснежник». Обобщающие упражнения пальчиками.
4. Музыкально-подвижные игры

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

Музыкальные произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира).
Движения зависят от темпа и характера музыки. «Дирижер – оркестр», «У оленя дом большой», «Тихо-громко», «Хвост Яги», «Музыкальные змейки».
5. Танцевальная импровизация
Выполнение заданий на самостоятельную подготовку танцевальных этюдов в заданном стиле из заданных движений.
Ритмичная музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений, может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отделяет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия.

 Ребята! Я думаю, что вы любите слушать музыку и не сомневаюсь, что обожаете танцевать. Поэтому занятия ритмопластикой принесут вам только положительные эмоции!

Задания для самостоятельной работы: Включите самостоятельно различные музыкальные произведения и попробуйте двигаться так, как вы чувствуете ритм. Можно это делать перед зеркалом, тогда вы сможете более продуктивно оценить своё умение!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.