Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Круг тем и образов фортепианных сонат Бетховена.



Круг тем и образов фортепианных сонат Бетховена.

Специалистами от музыки определён следующий круг тем и образов:

· образы героической борьбы, предельного напряжения духовных сил, преодолевающих все препятствия;

· сокровенные лирические исповеди;

· философские размышления;

· созерцательные картины природы;

· суровые «роковые» образы.

 

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что:

 

· образный мир сонат Бетховена разнообразен и широк.

В них воплощён огромный диапазон образов и настроений - мятежные порывы соседствуют здесь с сокровенными лирическими исповедями, моменты философских размышлений с картинами природы, суровые «роковые» образы, трагедийные мотивы  с жизнеутверждающей героикой.

· образный мир сонат Бетховена наделён образами героической борьбы.

Никогда прежде (то есть до Бетховена), соната, будучи жанром камерной музыки, не являлась носителем такого рода тематики. Например, у Гайдна соната - это произведение, которое было предназначено для домашнего музицирования . И такое исполнительское ограничение диктовало  ему воплощать в сонатах развлекательного типа образы.

Что касается Моцарта, то в образном наполнении он пошёл дальше своего старшего современника. Его сонаты наполнены миром личных переживаний и только. Бетховен, в отличие от своих предшественников, расширил образно-эмоциональные границы сонаты и обогатил её образами героической борьбы. Таким образом в содержательном наполнении поднял сонату до уровня симфонии.

 

Программность сонат Бетховена.

 

Для начала вспомним, что подразумевается под программностью.

Итак, к программным произведениям относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или словесную программу, созданную или избранную самим композитором.

Программный заголовок определяет образ произведения. Словесная программа разъясняет содержание произведения.

Благодаря конкретному содержанию программная музыка более доступна и понятна слушателям.

Что касается программности сонат Бетховена, то следует отметить, что действительно многие из них имеют название. Например, соната №8  C-moll ("Патетическая"), соната №14 Cis-moll ("Лунная"), соната №15 D-dur ("Пасторальная"), соната №17 D-moll ("Буря"), соната №18 Es-dur ("Охота"), соната № 21 «Аврора»,  соната №23 F-moll ("Appassionata"), соната №26 Es-dur ("Прощальная»).

Однако авторское название имеет соната № 26. Каждая из частей тоже имеет название: «Прощание», «Разлука», «Встреча».

Остальные же сонаты были озаглавлены уже в процессе узнавания и с ростом их популярности. Названия эти придумали друзья, издатели, просто поклонники творчества. Каждое соответствовало настроению и ассоциациям, возникавшим при погружении в эту музыку.

Новаторские достижения в развитии жанра «соната».

Говоря  о новаторстве, то следует обозначить следующие достижения:

· обновился круг тем и образов (об этом было сказано выше);

· изменил статус сонаты.

Благодаря новому образному наполнению и новым приёмам выразительной игры на фортепиано, Бетховен вывел сонату на новый уровень и приблизил по значимости к симфонии. И такую значимость жанр сонаты сохранит и после Бетховена в творчестве последующих поколений композиторов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.