Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оренбургский государственный педагогический университет»



 

 Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

Факультет филологический

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

ФИО

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ДИАЛОГУ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ В 5-7 КЛАССАХ

(бакалаврская работа)

 

Квалификация – бакалавр

Направление подготовки – 44.03.01 Педагогическое образование 

Направленность (профиль) – Русский язык и литература

Форма обучения – заочная

    РУКОВОДИТЕЛЬ ________________ д.п.н., доцент _______________                                              подпись                                       « » ____________ 2021 г.  
  Нормоконтроль пройден          _____________   д.п.н., доцент Г.М. Кулаева подпись                                   « » _____________ 2021 г.
  ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ   зав. кафедрой русского языка и методики преподавания русского языка                                                                                        _____________     д.п.н., доцент Г.М. Кулаева  « » ___________ 2021 г.

Оренбург, 2021

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3-6
Глава 1 Теоретические основы обучения школьников диалогу на лингвистическую тему………………………………………………..   7-19
1.1 Диалог и виды диалога……………………………………………….. 7-14
1.2 Диалог на уроках русского языка …………………………………... 14-20
Глава 2. Методические пути обучения диалогу на лингвистическую тему ………………………………………………….   21-41
2.1 Реализация диалога при изучении лингвистической темы на уроках русского языка……………………………………………………   21-25
2.2 Обучение школьников диалогу на орфографическую тему………………………………………………………………………….   25-35
2.3 Урок-погружение с элементами диалога……………………………. 35-40
Заключение……………………………………………………………….. 41-42
Список литературы……………………………………………………… 43-48

 

Введение

 

Актуальность исследования. Организация диалога в образовательном пространстве остается актуальной проблемой для педагогической науки. Под диалогом в педагогике понимается методологический подход, который наряду с системно-деятельностным и личностно ориентированным подходами, обозначенными в ФГОС, составляет основу гуманитарного образования [41].

Диалогический подход открывает возможности для формирования культуры чувств и эмоций обучающегося, для сотрудничества и творчества, понимания новой информации. Диалог в силу этого обладает аксиологической составляющей, поскольку усиливает ценностный характер учебной деятельности, способствует созданию равноправных отношений в паре ученик-ученик. Уровень диалогового обучения соответствует современному типу мышления учащихся, т.к. диалоговое обучения – это интерактивное обучение.

Диалог в методике рассматривается и как компонент учебного материала и предмет обучения – содержание обучения, и как метод обучения – способ учебного взаимодействия. Диалог лежит в основе таких методов, как беседа, опрос (М.Т. Баранов), и является речевая форма любого способа взаимодействия учителя и учащихся (Л.П. Федоренко, Т.И. Вострикова и др.) [11; 12].

При правильной организации диалог в школьном преподавании русского языка становится базой становления языковой личности учащихся, поскольку «на наших уроках формируется мышление, развивается чувство любви к родному языку, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин» (А.Д. Дейкина) [16].

Представления учащихся о диалоге и способах участия в нем развиваются в процессе обучения русскому языку путем овладения содержанием обучения, в результате изучения лингвистической темы и способов организации работы по развитию речи учащихся. Иными словами речь идёт об органичном введении уроков-диалогов в практику обучения учебному предмету «русский язык» (О.И. Горбич) [15]. Поэтому в нашей работе уделено внимание разным видам диалогов (подготовленный, частично подготовленный, спонтанный).

Реализация аксиологического подхода в обучении русскому языку в школе усилил значимость метода диалога в учебном процессе, обогатил цели и задачи учителя-словесника в формировании у школьников готовности вступать в учебное общение для решения лингвистических и речевых задач [16]. Необходимость решения этих задач изменило вектор образования в сторону диалогизации обучения, в сторону групповых и парных форм работы, в которых и осуществляется сотрудничество и обмен информацией. Существование проблемы организации школьного диалога при освоении лингвистических понятий, постоянно существующая задача внедрения диалоговых технологий (дебаты, дискуссии), установления партнерства в общении актуализируют тему и проблему нашего исследования.

Степень изученности проблемы исследования. В настоящее время диалог остается в центре интересов разных областей научного познания (В.В. Андриевская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Б. Добрович, Е.Ю. Комиссарова, С Ю. Курганов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рябцева, Г.А. Цукерман, Л.П. Якубинский, В.В. Сериков, А.А. Ухтомский, И.В. Абакумова, В.И. Аннушкин, А.Р.Балаян, О.Г. Дзюбенко, Н.Н. Кохтев, Т.Л. Ладыженская, И.Я. Лернер, М.Р. Львов, А.Д. Дейкина, A.M. Матюшкин, А.К. Михальская, З.С. Смелкова,  С.В. Белкова, Е.О. Галицких, О.И. Горбич, А.К. Соловьёва, О.И. Шаройко, Т.И. Вострикова и др.

Так, актуальность данной работы заключается неразработанности исследуемого вопроса применительно к реальной практике обучения русскому языку. Актуальность исследования обусловила проблему исследования, как обучать школьника диалогу на лингвистическую тему на уроках русского языка. Актуальность и проблема исследования определили тему исследования «Обучение школьников диалогу на лингвистическую тему в 5-7 классах».

Цель исследования –разработать методику обучения диалогу на лингвистическую тему на уроках русского языка в 5-7 классах.

Объект исследования – процесс обучению диалогу на уроках русского языка в средней школе.

Предмет исследования – методика обучения диалогу на лингвистическую тему в 5 – 7 классах.

Проблема исследования определила следующуюгипотезу исследования.

Обучение школьников диалогу в 5-7 классах будет эффективным, если:

- разработать методику обучения диалога на лингвистическую тему в 5 – 7 классах на всех этапах учебной деятельности;

- предложить конкретные пути внедрения диалога при изучении орфографической темы;

- представить урок-погружение с элементами диалога.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

- определить содержание понятия диалога и его видов;

- выявить особенности использования диалога на уроках русского языка;

- разработать методику обучения диалогу на материале орфографической темы;

- предложить урок-погружение с элементами диалога на лингвистическую тему в 5 – 7 классах.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение за учебным процессом, подбор и анализ дидактического материала, составление диктантов, разработка фрагментов урока русского языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

- показаны возможности диалога на всех этапах учебной деятельности: целеполагания, постановки учебных задач, контроля и оценки;

- представлены конкретные разработки уроков обучения диалогу на лингвистическую (орфографическую) тему в 5 – 7 классах;

- даны методические рекомендации учителям русского языка по включению диалога на лингвистическую тему в 5 – 7 классах.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 42 источников.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.