|
|||||||||||||||||||||||||
Оренбургский государственный педагогический университет»
Министерство просвещения Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Факультет филологический Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка ФИО ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ДИАЛОГУ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ В 5-7 КЛАССАХ (бакалаврская работа)
Квалификация – бакалавр Направление подготовки – 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) – Русский язык и литература Форма обучения – заочная
Оренбург, 2021 Оглавление
Введение
Актуальность исследования. Организация диалога в образовательном пространстве остается актуальной проблемой для педагогической науки. Под диалогом в педагогике понимается методологический подход, который наряду с системно-деятельностным и личностно ориентированным подходами, обозначенными в ФГОС, составляет основу гуманитарного образования [41]. Диалогический подход открывает возможности для формирования культуры чувств и эмоций обучающегося, для сотрудничества и творчества, понимания новой информации. Диалог в силу этого обладает аксиологической составляющей, поскольку усиливает ценностный характер учебной деятельности, способствует созданию равноправных отношений в паре ученик-ученик. Уровень диалогового обучения соответствует современному типу мышления учащихся, т.к. диалоговое обучения – это интерактивное обучение. Диалог в методике рассматривается и как компонент учебного материала и предмет обучения – содержание обучения, и как метод обучения – способ учебного взаимодействия. Диалог лежит в основе таких методов, как беседа, опрос (М.Т. Баранов), и является речевая форма любого способа взаимодействия учителя и учащихся (Л.П. Федоренко, Т.И. Вострикова и др.) [11; 12]. При правильной организации диалог в школьном преподавании русского языка становится базой становления языковой личности учащихся, поскольку «на наших уроках формируется мышление, развивается чувство любви к родному языку, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин» (А.Д. Дейкина) [16]. Представления учащихся о диалоге и способах участия в нем развиваются в процессе обучения русскому языку путем овладения содержанием обучения, в результате изучения лингвистической темы и способов организации работы по развитию речи учащихся. Иными словами речь идёт об органичном введении уроков-диалогов в практику обучения учебному предмету «русский язык» (О.И. Горбич) [15]. Поэтому в нашей работе уделено внимание разным видам диалогов (подготовленный, частично подготовленный, спонтанный). Реализация аксиологического подхода в обучении русскому языку в школе усилил значимость метода диалога в учебном процессе, обогатил цели и задачи учителя-словесника в формировании у школьников готовности вступать в учебное общение для решения лингвистических и речевых задач [16]. Необходимость решения этих задач изменило вектор образования в сторону диалогизации обучения, в сторону групповых и парных форм работы, в которых и осуществляется сотрудничество и обмен информацией. Существование проблемы организации школьного диалога при освоении лингвистических понятий, постоянно существующая задача внедрения диалоговых технологий (дебаты, дискуссии), установления партнерства в общении актуализируют тему и проблему нашего исследования. Степень изученности проблемы исследования. В настоящее время диалог остается в центре интересов разных областей научного познания (В.В. Андриевская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Б. Добрович, Е.Ю. Комиссарова, С Ю. Курганов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рябцева, Г.А. Цукерман, Л.П. Якубинский, В.В. Сериков, А.А. Ухтомский, И.В. Абакумова, В.И. Аннушкин, А.Р.Балаян, О.Г. Дзюбенко, Н.Н. Кохтев, Т.Л. Ладыженская, И.Я. Лернер, М.Р. Львов, А.Д. Дейкина, A.M. Матюшкин, А.К. Михальская, З.С. Смелкова, С.В. Белкова, Е.О. Галицких, О.И. Горбич, А.К. Соловьёва, О.И. Шаройко, Т.И. Вострикова и др. Так, актуальность данной работы заключается неразработанности исследуемого вопроса применительно к реальной практике обучения русскому языку. Актуальность исследования обусловила проблему исследования, как обучать школьника диалогу на лингвистическую тему на уроках русского языка. Актуальность и проблема исследования определили тему исследования «Обучение школьников диалогу на лингвистическую тему в 5-7 классах». Цель исследования –разработать методику обучения диалогу на лингвистическую тему на уроках русского языка в 5-7 классах. Объект исследования – процесс обучению диалогу на уроках русского языка в средней школе. Предмет исследования – методика обучения диалогу на лингвистическую тему в 5 – 7 классах. Проблема исследования определила следующуюгипотезу исследования. Обучение школьников диалогу в 5-7 классах будет эффективным, если: - разработать методику обучения диалога на лингвистическую тему в 5 – 7 классах на всех этапах учебной деятельности; - предложить конкретные пути внедрения диалога при изучении орфографической темы; - представить урок-погружение с элементами диалога. Поставленная цель определила следующие задачи исследования: - определить содержание понятия диалога и его видов; - выявить особенности использования диалога на уроках русского языка; - разработать методику обучения диалогу на материале орфографической темы; - предложить урок-погружение с элементами диалога на лингвистическую тему в 5 – 7 классах. Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение за учебным процессом, подбор и анализ дидактического материала, составление диктантов, разработка фрагментов урока русского языка. Практическая значимость исследования заключается в том, что - показаны возможности диалога на всех этапах учебной деятельности: целеполагания, постановки учебных задач, контроля и оценки; - представлены конкретные разработки уроков обучения диалогу на лингвистическую (орфографическую) тему в 5 – 7 классах; - даны методические рекомендации учителям русского языка по включению диалога на лингвистическую тему в 5 – 7 классах. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 42 источников.
|
|||||||||||||||||||||||||
|