Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пояснительная записка.



Пояснительная записка.

Одной из воспитательных целей, поставленных нами при работе с классами, является воспитание успешного человека. В жизни успех определяется не только развитым познавательным интеллектом (IQ), но и высоким социальным интеллектом. В век информации всё большее значение приобретает такое свойство личности как умение эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения окружающего мира. По результатам исследований, IQ определяет лишь от 4% до 25% нашего жизненного успеха, остальное зависит от нашего, попросту говоря, здравого смысла, умения общаться и адекватно себя вести.

 Развитый социальный интеллект позволяет активно обмениваться информацией, позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. В формировании социального интеллекта важную роль играют способность усваивать жизненный опыт и развитая эмоциональная чувствительность. В свою очередь социальный интеллект представляет собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих. Эти способности необходимы для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Час общения «Я и мои чувства» для учащихся шестого класса является частью цикла занятий направленных на формирование коммуникативной компетентности, в основе которой лежит социальный интеллект. Цикл занятий «Путешествие по морю Эмоции» выступает в качестве способа целостного обучения отношения подростка к критическим ситуациям, способствует формированию навыков поведения и разрешения конфликтных ситуаций, в том числе, в ходе занятий рассматривается медиация, восстановительная технология.

Особенностью восстановительной технологии является нацеленность на решение проблемы. Основой формой взаимодействия участников проблемной ситуации является диалогическая модель, поиск точек соприкосновения. В центре внимания находятся потребности пострадавшего, а так же отношения обидчика с пострадавшим. И особое место отводится чувствам участников конфликта.

Выбор темы обусловлен возрастными особенностями учащихся. Именно в 11-13 лет усиливаются проявления агрессии, возрастает количество конфликтов, у детей появляется стремление в развитии потребностей осмысления отношений с окружающими, поведения в конфликтной ситуации. Владение приемами контроля над эмоциями позволит учащимся более здраво подходить к разрешению проблемных ситуаций. Умение грамотно оценивать эмоциональное состояние позволит учащимся лучше понимать себя и окружающих.

Для достижения цели занятие проводятся в форме игры. Игровая форма мероприятия способствует в доступном, привлекательном, ненавязчивом виде подвести учащихся к осмыслению своего эмоционального состояния в критической ситуации.

Такие ассоциации как:

§ корабль «Общение» - команда;

§ море Эмоций – эмоции человека;

§ облака, тучи – жизненные неприятности, критические ситуации;

§ волны – негативные эмоции и чувства;

§ паруса – положительные эмоции и чувства;

§ название островов – некоторые способы регулирования эмоционального состояния, помимо всего прочего, способствуют формированию умения освобождаться от накопившихся негативных эмоций путём неразрушающего взаимодействия с окружающим миром, природой; стимулирует детей к творческому, конструктивному поведению в конфликтной ситуации.

Использование информационных технологий (презентация Microsoft PowerPoint) на всех этапах занятия делает его наглядным, ярким, легко запоминающимся.

 

Сценарий занятия: «Я И МОИ ЧУВСТВА».

Аудитория: учащиеся 6-го класса.

Основная цель: формирование умений и навыков управления детьми своими эмоциями в конфликтных ситуациях.

Задачи:

· активизация познавательной деятельности учащихся;

· знакомство с некоторыми способами управления эмоциональным    состоянием человека в критических ситуациях;

· обучение выражению своих чувств;

· воспитание уважительного отношения к чувствам окружающих;

· развитие творчества, развитие навыков сотрудничества, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах);

· развитие навыков самоконтроля, самооценки, самопознания.

Оборудование:

· магнитофон, колокольчик, шкатулка, диск CD «Шум моря или океана»;

· магниты, бумага, фломастеры, клей (для детей);

· карта, корабль(плакат формата А1); съемные: облака, волны, радуга, таблички с ключевыми словами, карточки с заданиями (см. приложения); жетоны.

*Оформление возможно через мультимедиа: проектор, ноутбук, экран, презентация Microsoft PowerPoint, см. приложение.

План:

1. Встреча детей. Подготовительный этап.

2. Отплытие. Осторжно шторм. Подведение к цели занятия.

3. Остров НеТыаЯ. Отработка навыков Я-выссказывания.

4. Остров Зеркальный. Знакомство со способом первичного анализа критической ситуации.

5. Остров Мудрости. Формирование навыков управления своим эмоциональным состоянием.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Встреча детей

  Здравствуйте! Туристическое агентство «Я и мои чувства» приветствует вас! А я, её менеджер (представляется). Скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать?
Дети: Да.

Подготовительный этап

  Сегодня я хочу предложить вам путешествие по морю. Но сначала вам необходимо заполнить анкету. Упражнение «Аплодисменты». Прослушайте условия анкетирования. Я буду называть определенные качества или умения, и те, кто обладает ими, должны будут выйти в круг, а все остальные будут им аплодировать. Условия анкетирования всем понятны?
Дети: Да
  Итак, я прошу выйти в круг: · тех, у кого светлые волосы /аплодисменты/; · тех, кому нравится играть в снежки /аплодисменты/; · тех, кто умеет плавать /аплодисменты/; · тех, кто никогда не ссорился /аплодисменты/; · тех, кто боится акул /аплодисменты/. * Вопросы могут изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей, особенности времени, но они должны сочетаться с темами: плавание, конфликты; подчеркивать различия или сходства детей.
  Что ж, я узнала вас достаточно для того, чтобы предложить вам путешествие (подходим к плакатам «Карта» и «Корабль») на нашем, одном из лучших кораблей – корабле «Общение».

 

  Нам предстоит нелегкий путь по морю Эмоции на остров Мудрости. Совсем недавно, из достоверных источников нам стало известно о том, что именно там находятся несметные сокровища, а найти их смогут только отважные детские сердца.

* показывать по карте

 

 

 

  Мы будем проплывать мимо островов НеТыаЯ и Зеркальный, если возникнет необходимость сможем причалить к их берегам. Вы готовы? Тогда занимайте места в наших каютах.

*Дети занимают места за столами-каютами № 1 и № 2. На столах разложены паруса, облака, волны.

*Включается магнитофон. Шум моря, крики чаек.

Отплытие. Осторожно, шторм!

  В добрый путь! Внимание, внимание! Во время путешествия каждая из кают сможет принять участие в лотерее. Для приобретения счастливых билетов пассажирам необходимо активно отвечать на мои вопросы. *Отвечающий ребенок получает жетон-улыбку. Посмотрите на корабль все ли готово для плавания?
Дети: Надо поднять паруса!
  Конечно! Все мы в жизни испытываем положительные и отрицательные чувства и эмоции. И поднять паруса нам помогут положительные чувства. Ребята, какие положительные чувства вы испытывали?
Дети: Доверие, радость, восхищение, восторг, удовольствие, счастье.

*Паруса с чувствами накладываются на корабль.

  И вот мы плывем! Ветер надувает наши паруса, все хорошо, все замечательно… А бывает ли так всегда в жизни?
Дети: Нет…
  Какие тучи способны омрачить нашу жизнь?
Дети: Оскорбления, драки, ссоры, непонимание, страдание, конфликты.  

*Накладываются облака-тучи.

 

  Посмотрите, надвигается шторм! В море поднимаются высокие волны - негативные эмоции и чувства. Ребята, какие чувства могут захлестнуть наш корабль Общение?
Дети:   Испуг, ужас, печаль, гнев, злость, раздражение, обида, беспокойство, унижение.

*Накладываются волны близко к кораблю.

  Посмотрите, при конфликтной погоде волны вот-вот готовы …
Дети: Потопить наш корабль…
  А вместе с ним могут погибнуть и …
Дети: Пассажиры!
  Нам необходимо срочно научиться управлять своими эмоциями и чувствами при конфликтной погоде!!! Мы уже далеко от берега и на нашем пути остров. Что же мы будем делать?

Остров НеТыаЯ

 

Дети: Давайте остановимся на острове и переждем конфликтную погоду.
  Безопасность пассажиров – главное для нашей туристической компании. Давайте остановимся на этом острове с необычным названием НеТыаЯ. Что оно означает?
Дети: Рассуждают …
  Есть довольно простое эффективное средство, для того, чтобы избежать ссоры или хотя бы не входить в крайности. * раздают карточки с «Ты – высказываниями».. Очень часто во время конфликта мы говорим: «Ты первый начал меня обзывать!» «Ты сам во всем виноват!» «Ты меня не понимаешь!» Похожи эти фразы на обвинения?
Дети: Да!
  Что вы чувствуете, услышав такие фразы?
Дети: Обиду, раздражение …  
  Что же делать? Вдумайтесь в название острова.  Обсуждение…Надо говорит не Ты, а Я. То есть вместо обвинительных фраз лучше использовать слова, которые сообщают о ваших чувствах, о ваших мыслях. «Я – высказывание» передаёт другому человеку ваше отношение к определённому предмету без обвинений и без требований. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего противника. Например: «Ты опять меня не понимаешь!» → «Я чувствую непонимание». Но помимо слов надо использовать правильную интонацию. Какую?
Дети: Спокойную, сдержанную …
  Давайте потренируемся. Упражнение «Я - высказывание». В каждой каюте есть карточки с «Ты – высказываниями». Необходимо заменить их на «Я – высказывания», не обидное для вашего собеседника. Познакомьтесь со схемой Я – высказывания: 1. Событие – «Когда я…»(описание нежелательной ситуации). 2. Ваша реакция – «Я чувствую…» (описание ваших чувств). 3. Предпочитаемый исход – «Мне хотелось бы…Мне кажется…» (описание варианта). *На доску прикрепляется табличка: «Я – высказывание». Я даю вам 2 минуты на обдумывание возможных вариантов. *Звенит колокольчик.
Дети: Идет обсуждение в группах.

*Пока команды обсуждают, необходимо немного раздвигает тучи, опустить волны

  Время истекло, приступим к обсуждению. Возможные варианты ответов: Ты опять меня не понимаешь! → Я чувствую непонимание. Ты не умеешь это делать! → Я думаю, это можно сделать иначе. Ты все время меня ругаешь! → Я чувствую несправедливость. Ты сам во всем виноват! → Я думаю, в этом есть не только моя вина. Ты первый начал меня обзывать! → Я чувствую обиду, когда меня обзывают. Конечно же, для успешного применения этого способа нужна ежедневная тренировка! Я – высказывание несколько улучшило, погоду и мы можем отправиться дальше.

Остров Зеркальный

 

 

  А на пути у нас остров Зеркальный. Хотите узнать тайну названия этого острова?
Дети: Да, давайте остановимся и здесь.
  Остров Зеркальный. Называется он так, потому что на острове очень много чистейших, глубоких озер, спокойная гладь воды которых напоминает зеркала. Иногда, во время конфликта, чтобы избежать необдуманных поступков, надо отступить на время. А оказавшись наедине с самим собой, заглянуть внутрь себя и проговорить свои эмоции и чувства. Мудрейшие писали, если человек обдумывает свои переживания, то он перестает их испытывать. Разговаривая со своим внутренним Я, надо ответить на вопросы: Что я чувствую, какие эмоции я переживаю? Что надо делать? *вывешиваются таблички И сейчас я предлагаю командам ответить на поставленные вопросы за участников следующих ситуаций (командам раздаются карточки). Задание на 2 минуты (звенит колокольчик)
Дети: Обсуждение. Возможные варианты ответов: Я пропустил занятия без уважительной причины. Я чувствую страх, неуверенность. Надо сказать родителям, сделать домашнее задание на следующий день, постараться исключить в дальнейшем прогулы, извиниться. Меня обозвал одноклассник. Я чувствую гнев, раздражение, обиду, несправедливость. Надо выяснить причину, поговорить с одноклассником в спокойном состоянии.

*во время подготовки детей раздвигают тучи и опускают волны

Остров Мудрости

 

 

  Волны стихают, и мы можем продолжить свое путешествие на остров Мудрости. Вот мы и на месте. Представьте, что мы идем по теплому песку, легкий ветерок обдувает наше лицо, нас ничего не беспокоит. Мы отвлеклись … очень часто мы не можем отойти от конфликта. Чувства начинают переполнять нас и тогда, чтобы справиться с ними, можно на 1-2 минуты отвлечься на что-либо и подумать об этом – это могут быть носки, туфель, картина на стене, пуговица собеседника, а может быть и ваш талисман (табличка на доске). У вас на столе есть фломастеры и бумага. Нарисуйте, пожалуйста, ваш талисман для отвлечения от проблемы. Каким он может быть. Опишите его (на выполнение задания 5 минут).
Дети: Рисуют…
  Обсуждение талисманов.

*Тучи расходятся, волны отступают…

Рефлексия.

  А вот и наши сокровища (шкатулка). Но она не открывается. Что – что – что? Ребята, дух шкатулки хочет сначала узнать, что же помогло вам сегодня преодолеть конфликтную погоду, что помогло успокоить негативные эмоции и чувства.
Дети: Я – высказывания; Заглядывание в себя, проговаривание эмоций; Талисман.
  Волны и тучи отступили, но не ушли, возможно в следующий раз путешествуя по морю эмоций мы найдем острова, на которых мы научимся и решать конфликты. Ах, шкатулка открылась: А там …
Дети: Поговорки. * достать из шкатулки поговорки
  Народная мудрость – настоящий клад. Обсуждение смысла поговорок: Доброе слово и кошке приятно. Утро вечера мудренее. Поспешишь, людей насмешишь. Глупость кричит – ум молчит. Умей сказать – умей и смолчать. Слово серебро – молчание золото.

 

  Ребята, посмотрите, над нашем кораблем поднялась радуга. Хотите посидеть на радуге?

 

  Вы можете взять клей, и наклеить свои улыбки на понравившийся цвет. Психологи говорят, что очень часто мы выбираем цвет в зависимости от нашего настроения. Выберите свой цвет. *дети наклеивают жетончики-улыбки на радугу Итак, ребята, обратно мы можем плыть по старому пути, а можем и по другому. Возможно, на новом пути у нас будет возможность причалить к новым островам и узнать что-то новое и интересное. Как вы считаете?
Дети: Мы хотим плыть по новому пути!
  Хотите плыть по новому пути? Я предлагаю вам всем принять активное участие в разработке маршрута дальнейшего пути! В качестве домашнего задания вам необходимо придумать названия новых островов, которые помогли бы нам при конфликтной погоде! Ваши предложения принимаются в течение трёх дней. До скорой встречи!

Ожидаемые результаты:

· повышение интереса к дальнейшему обучению цивилизованным способам поведения в критической ситуации;

· развитие навыков самоконтроля, самооценки, самопознания;

· уважительное отношения к чувствам окружающих;

· стимулирование творчества учащихся;

· совершенствование навыков сотрудничества, коммуникативных качеств.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.