Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современные технологии обучения дошкольников безопасному поведению»



 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №4 «ВЕСЕЛИНКА»

 

 

Тема выступлания:

«Современные технологии обучения дошкольников безопасному поведению»

 

Подготовили:

Габутдинова Гульшат Ильдаровна,

Гиздатуллина Айгуль Ильдаровна

 

Набережные Челны

 2020

Обеспечение безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности подрастающего поколения, на начальном этапе принадлежит дошкольному образованию.

Безопасность включает все виды безопасности:

· пожарную;

· электрическую;

· на проезжей части;

· В быту;

· в социуме.

 Все они являются взаимосвязанными, и их обеспечение должно решаться в комплексе, а главным действующим лицом становится ребёнок, его развитие, способность защитить себя и окружающих.

Именно в дошкольный период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Схема №1).

Схема №1

              

*Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

В самом общем виде безопасность– это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

Безопасное поведение в широком смысле рассматривается как интеграция ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. В более узком понимании безопасное поведение – это функциональная система взаимодействия человека с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.*

Период дошкольного возраста – один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы безопасного поведения.

Именно поэтому развитие навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста является острой проблемой в наши дни.

Сама жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения и родителей, с использованиемсовременных инновационных технологий обучения дошкольников безопасному поведению.

Во-первых:информационные технологии-мультимедиа, презентации, видеофильмы, видеоролики, готовые или разработанные педагогами. Дети с большим интересом смотрят их, а затем рассказывают об увиденном.

При реализации темы «Основы безопасности жизнедеятельности детей» использую инновационную личностно-ориентированную технологию «Метод проектов».

Технология «Метод проектов» как один из методов интегрированного обучения дошкольников основан на внутренней мотивации дошкольников. Этот метод предполагает самостоятельную активность детей. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания адекватных представлений об окружающем мире.

Использование интерактивных технологий в работе по формированию основ безопасного поведения у дошкольников – это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, помощь в диагностике развития, развитии детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, расширения возможности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и создания положительного эмоционального фона.

Во-вторых:игровые технологии – использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, тематических и досуговых мероприятий, развлечения, целевые прогулки.

Деятельность по развитию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста педагог начинает с выявления уровня их знаний и интересов, которые, проводятся в форме беседы, наблюдений, игровых занятий, поэтому оптимальным методом формирования основ безопасного поведения в детском саду является игровая технология.

*В работе применяются различные дидактические игры и пособия, можно переделать сказки так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации, использование художественной литературы (сказки, рассказы, песни, стихи, пословицы помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности).*

Дети дошкольного возраста без особых трудностей усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с животными.

Игра. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома.

От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.

Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре.

Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры, используются словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании.

Игра-рисование представляет собой состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает.

Например: девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.

Предметная деятельность. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности.

Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели (аккуратно и осторожно постирать кукольное белье, при этом постараться не проливать воду, так как можно поскользнуться и упасть).

Наблюдение. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Учебная деятельность. Важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Существует четыре особенности обучения детей:

1. обучение словом – это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности.В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);

2) непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты);

3) обучение дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);

4)обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Методы ознакомления детей с основами безопасности:

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.

Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет.

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём.

Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п.

Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность.

Таким образом, развитие навыков безопасного поведения детей – очень важная и необходимая работа в условиях дошкольного образовательного учреждения. Крайне важно начать ее во время, нельзя упускать время. Наверстать его, потом будет очень трудно. Каждая недоработка педагога, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.

Нужно в детском саду так организовать воспитание и обучение детей, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу дети легко ориентировались в ближайшем пространственном окружении, умели наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владели навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма должна быть осознанна и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей.

Воспитание безопасности – непрерывный, систематический процесс, который зависит не только от оснащения его самыми современными технологиями и оборудованием, но прежде всего от грамотности и компетентности воспитателя в области данной проблемы, от умения слаженно взаимодействовать с детьми, сотрудничать с родителями и социумом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.