|
|||
Общие требования к методике применения физических упражнений.
Разнообразные формы лечебной физической культуры позволяют целенаправленно и комплексно воздействовать на сниженные болезнью функции, последовательно и планомерно нормализовывать двигательную активность человека. Различают˸ утренняя гигиеническая гимнастика, занятия лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба и восхождение (терренкур), плавание, игры, прогулки; ближний туризм, массовые формы оздоровительной физической культуры. Утренней гигиенической гимнастикой (УГГ) занимаются после сна до завтрака в палате, комнате, саду, на веранде, в спортзале. Она должна быть составной частью режима больных в больнице, санатории и дома. УГГ позволяет устранить заторможенность физиологических процессов после сна, усилить деятельность всех органов и систем, повысить общий тонус организма. Утренняя гигиеническая гимнастика для больного организма — это специально подобранный комплекс физических упражнений, способствующий пробуждению и переводу организма из состояния сна—торможения к активному режиму дня. Занятие лечебной гимнастикой (ЛГ) является основной формой восстановления функций пострадавшего органа и всего организма в целом и состоит из трех частей — вводной, основной и заключительной. Во вводной части даются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, подготавливающие больного к возрастающей физической нагрузке. Основной раздел занятия лечебной гимнастикой решает наиболее важные лечебные задачи и включает специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на пострадавший орган и весь организм больного. Специальные упражнения подбираются с учетом формы заболевания, его клинического течения, общего состояния больного. В заключительную часть занятия лечебной гимнастикой включаются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, способствующие расслаблению мышечных групп и снижению общей физической нагрузки. Занятия лечебной гимнастикой проводят индивидуальным, малогрупповым (4-6 человек) и групповым (8-12 человек) способами. Важно общую нагрузку в процессе занятия сначала постоянно увеличивать, а затем снижать. В содержании занятий лечебной гимнастикой большое значение имеют дыхательные упражнения, которые применяются для развития функции дыхания и снижения общей нагрузки. Самостоятельные занятия физическими упражнениями проводятся больными, умеющими правильно выполнять их и сознательно относящимися к качеству выполнения каждого упражнения. Такие больные должны иметь комплекс физических упражнений, составленный специалистом по ЛФК, с учетом характера заболевания и их индивидуальных особенностей. Эта форма широко применяется для восстановления утраченных функций опорно-двигательного аппарата в клинике нервных болезней, травматологии и др. Лечебная дозированная ходьба показана для нормализации походки больного после травм и заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата͵ а также при нарушениях обмена веществ, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Дозируется лечебная ходьба скоростью передвижения, длиной дистанции, рельефом местности. Дозированное восхождение (терренкур) — лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, при травматических поражениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Учитывая зависимость открутизны подъема маршруты терренкура делятся на группы˸ с углом подъема от 4 до 10°, с углом подъема 11—15° и с углом подъема 16—20°. Наиболее известны маршруты терренкура в Кисловодске, Ессентуках, Сочи. Скандинавская ходьба (Nordic Walking) начала приобретать широкую популярность в 2009 году. Это ходьба с модифицированными лыжными палками. Главным преимуществом скандинавской ходьбы является то, что она не требует специальной физической подготовки, подходит для людей всех возрастов и благотворно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Доступна для санаторного и поликлинического этапов физической реабилитации. Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и другие могут являться не только средством ЛФК (как разновидность физических упражнений), но и ее самостоятельной формой. Οʜᴎ рассчитаны на дальнейшую тренировку функций пораженных органов и всего организма в целом, а также повышение работоспособности выздоравливающих. Применяются индивидуально с учетом показаний, противопоказаний и соответствующих дозировок. Широко используются в реабилитации спортсменов, лиц молодого и среднего возрастов. Прогулки бывают пешеходными, на лыжах, лодках, велосипедах. Наиболее распространенными и доступными являются пешеходные прогулки. Ценность их прежде всего состоит в том, что ходьба – наиболее естественный вид передвижения, создающий умеренную нагрузку на организм в целом и сердечно-сосудистую систему в частности. Ближний туризм проводится чаще всего в виде пешеходного туризма. Активное восприятие окружающей среды в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует уменьшению напряжения нервной системы, улучшению вегетативных функций. В качестве формы ЛФК можно рассматривать райттерапию (иппотерапию), получившую сегодня за рубежом большое распространение. Основным, специфическим фактором, влияющим на организм больного, использующего райттерапию, является езда верхом на лошади (в манеже или на местности). Достаточно выраженную физическую нагрузку при райттерапии дополняют действие изменяющейся окружающей среды и эмоциональное напряжение. Спортивные упражнения в ЛФК используются обычно в форме прогулок на лыжах и лодках, плавания, гребли, катания на коньках и на велосипеде. Их лучше проводить за городом или поселком, что повышает их оздоровительный потенциал. Элементы спортивных игр – бадминтона, волейбола, баскетбола и других, занимают достойное место в программах физической реабилитации. Применение спортивных упражнений усиливает адаптацию организма к физическим нагрузкам, что особенно важно для реабилитационного процесса. Интересной и эффективной формой ЛФК являются физические упражнения в воде – гидрокинезотерапия - гимнастика в воде в сочетании с плаванием и играми на воде. При этой форме занятий имеется целый ряд особенностей, связанных с разносторонним действием воды на организм и облегчением выполнения в ней многих упражнений. Такие упражнения сопровождаются механическим, температурным и химическим действием воды, а также психотерапевтическим влиянием. До недавнего времени физические упражнения в воде в основном применяли для восстановления функций органов опоры и движения, при нарушениях обменных процессов. Сегодня они активно используются при заболеваниях внутренних органов, повреждениях и заболеваниях нервной системы. К массовым формам оздоровительной физической культуры относятся элементы спортивных игр, ближний туризм, элементы спорта͵ экскурсии, массовые физкультурные выступления, праздники. Эти формы применяются в период окончательного выздоровления и тренировки всех органов и систем организма, подбираются индивидуально. Массовые формы ЛФК применяются не только с лечебной и реабилитационной, но и с профилактической целью, особенно в группах ʼʼЗдоровьеʼʼ и для занятий с лицами пожилого возраста. 2.5 Общие требования к методике применения физических упражнений. Перед назначением занятий лечебной гимнастикой определяются задачи использования физических упражнений, подбираются средства и формы занятий для их решения. Во всех случаях важно соблюдать принципы сочетания общего и местного воздействия физических упражнений, помня, что выздоровление всегда во многом зависит от общего состояния организма больного. Методика применения физических упражнений в каждом конкретном случае зависит от диагноза и стадии заболевания, индивидуальных особенностей больного, уровня его физической подготовленности, возраста и сопутствующих заболеваний, т. е. опирается на принцип индивидуального подхода. Вместе с тем в методике ЛФК крайне важно придерживаться и других общепедагогических дидактических принципов. В занятиях ЛФК необходимы системность и правильный подбор физических упражнений в соответствии с поставленными задачами. Подбор и дозировка физических упражнений проводятся с учетом методических основ физической тренировки, главными из которых являются повторность, постепенность, всесторонность, доступность физических упражнений. Многократное повторение отдельных упражнений, регулярные и длительные занятия ЛФК закрепляют двигательный навык и способствуют стойкому улучшению функционального состояния упражняемых систем, их восстановлению. Постепенное повышение физической нагрузки помогает адаптации организма к возрастающей физической нагрузке и является мерой профилактики перенапряжения. Всестороннее воздействие физических упражнений, охват различных мышечных групп обеспечивают общеукрепляющее действие на организм человека. Доступность упражнений предусматривает вначале выполнение наиболее простых физических упражнений, соответствующих двигательному уровню и здоровью занимающихся, и последующее усложнение движений. Нередко больные и выздоравливающие имеют недостаточный опыт физической культуры, в связи с этим следует особенно тщательно придерживаться этих принципов. Иначе ЛФК не только не улучшит течение заболевания и последующую реабилитацию, а вызовет нежелательные осложнения и отвратит больного от использования физических упражнений. 2.5.1 Способы дозировки физической нагрузки. Важнейшим принципом методики применения физических упражнений в целях лечения и реабилитации является их дозировка, учитывающая общий объём и интенсивность физической нагрузки. Интенсивность физических упражнений должна быть малой, умеренной, большой (В.К. Добровольский). К упражнениям малой интенсивности относятся движения небольших мышечных групп, выполняемые преимущественно в медленном темпе˸ движения пальцев, мелких суставов; физиологические сдвиги при этом незначительные. К упражнениям умеренной интенсивности относятся движения, выполняемые средними и крупными мышечными группами в медленном и среднем темпе˸ упражнения на гимнастических снарядах, тренажерах с утяжелением, ускорением, ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.п. Эти упражнения предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной системам, вызывая значительные физиологические сдвиги, которые восстанавливаются в течение десятков минут. Упражнения большой интенсивности характеризуются вовлечением в работу большого числа мышц и быстрым темпом движений˸ бег на скорость, значительные нагрузки на тренажерах, спортивные игры и др. Дозировка физических упражнений зависит от заболевания, его стадии и функционального состояния различных систем организма, прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем. По мнению В. Н. Мошкова, ʼʼпод дозировкой в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, прогулка и др.)ʼʼ. Физическая нагрузка должна быть адекватна функциональным возможностям больного и не быть ни чрезмерно малой, ни чрезмерно большой, так как в одном случае не окажет достаточного лечебного эффекта͵ а в другом — ухудшит состояние больного. Физическая нагрузка в ЛФК дозируется путем выбора исходных положений, подбора физических упражнений, их продолжительности, количеством повторений каждого упражнения, темпом, амплитудой движений, степенью силового напряжения, сложностью движений, их ритмом, количеством общеразвивающих и дыхательных упражнений, использованием эмоционального фактора и моторной плотности нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой. Важным элементом в регулировании нагрузки при занятиях физическими упражнениями является исходное положение тела. В лечебной физической культуре выбор исходных положений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три базовых исходных положения — лежа, сидя и стоя, каждое из которых имеет свои варианты˸ лежа на спине, на животе, на боку; сидя в постели, на стуле, на ковре с прямыми ногами; сидя в постели или на стуле со спущенными ногами; стоя на четвереньках и получетвереньках; стоя без опоры; стоя с опорой на костыли, палки, ʼʼходилкиʼʼ, на брусья, с опорой на перекладину и гимнастическую стенку, спинку стула, и т.д. К примеру, при заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем исходными бывают положения лежа, полулежа с высоким положением головы, сидя, стоя; при повреждении позвоночника — лежа на спине и на животе, в положении на четвереньках, стоя. Подбор физических упражнений и определение их продолжительности производят с учетом принципа постепенности — от легкого к трудному, от простого к сложному, а также особенностей течения болезни и физической подготовленности больного. Продолжительность физических упражнений определяется фактическим временем, затрачиваемым больным на их выполнение, и зависит от сложности упражнений. Количество упражнений в комплексе и количество повторений каждого зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упражнений, входящих в данный комплекс, и продолжительности их выполнения. Количество повторений гимнастических упражнений для мелких мышечных групп должна быть большим, чем для крупных. Темп движения, или быстрота их выполнения, различны. Существуют медленный, средний и быстрый темп движения. В условиях стационара применяют медленный и средний темп, на поликлиническом и санаторном этапах реабилитации — медленный, средний и быстрый темпы. Уменьшение или увеличение амплитуды движений также позволяет регулировать физическую нагрузку. Степень усилия при выполнении движений также влияет на величину нагрузки. При занятиях лечебной физкультурой крайне важно постепенно увеличивать нагрузки в упражнениях по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма. Степень сложности движений также влияет на величину нагрузки. При занятиях ЛФК крайне важно постепенно усложнять упражнения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма. Ритм движений, или система их чередований, оказывает большое влияние на работоспособность. Правильно подобранный ритм движений отдаляет наступление утомления, способствует уменьшению нагрузки на нервную систему за счёт выработки автоматизма. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений зависит от периода заболевания. По мере выздоровления уменьшают количество дыхательных упражнений, увеличивая число специальных упражнений. На занятиях физическими упражнениями важно вызвать у больного положительные эмоции, что повышает лечебно-оздоровительный эффект и отдаляет наступление утомления. Большое значение при дозировке физической нагрузки имеет моторная плотность. Плотность нагрузки определяют отношением длительности времени фактического выполнения упражнений к длительности всего занятия. На занятиях лечебной гимнастикой моторная плотность нагрузки должна составлять 50—60%, в санаторно-курортных условиях при тренировочном двигательном режиме она может достигать 75% и более. Включая в занятия дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц, чередуя упражнения для различных групп мышц, можно поддерживать высокую плотность занятия, не вызывая утомления у занимающихся. 2.6 Периоды ЛФК и соответствующие им режимы двигательной активности. Методика физических упражнений изменяется на протяжении курса лечения и реабилитации исходя из характера заболевания, его течения, состояния и физической подготовленности больного, а также от типа лечебно-профилактического учреждения (стационар, поликлиника, санаторий). ЛФК широко используется в процессе физической реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие этапы (отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса) и периоды (отрезки времени, характеризующиеся анатомо-функциональным состоянием поврежденного органа и всего организма в целом). Как известно, различают три этапа реабилитации˸ стационарный, санаторный и поликлинический, каждый из которых дополнительно подразделяется на периоды. На стационарном этапе различают три периода. Первый период (щадящий)— острый период вынужденного положения, или иммобилизации, когда анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушены. К примеру, при переломе костей предплечья в это время нарушены анатомическая целостность костей и функции поврежденной конечности. Задачи первого периода˸ 1) предупреждение осложнений; 2) стимуляция процессов реабилитации; 3) профилактика застойных явлений. Физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная с максимальным подъемом в середине основной части занятия лечебной гимнастикой. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 2˸1. В занятие включается 25 % специальных и 75 % общеразвиваюших и дыхательных упражнений. Темп медленный и средний. Второй период (функциональный) — период восстановления функций, когда анатомически орган в основном восстановлен, а функция его по-прежнему резко нарушена. К примеру, при переломе иммобилизация снята͵ костная мозоль образована, но движения в суставах ограничены. Задачи второго периода˸ 1) ускорение ликвидация морфологических и функциональных нарушений; 2) частичное восстановление функции больного органа; 3) формирование компенсаций. Физиологическая кривая нагрузки двухвершинная, исходные положения разные. Отношения дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1˸1. В занятие включается 50% общеразвиваюших и дыхательных упражнений, 50% специальных упражнений. Темп средний. Третий период (тренировочный) — период восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. К примеру, после перелома костей предплечья наступило полное восстановление — костная мозоль окрепла, подвижность в суставах нормализуется, но полная амплитуда еще не достигнута͵ большие физические нагрузки — висы, упоры, поднятие тяжестей больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений. Задачи третьего периода˸ 1) ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений; 2) адаптация к производственным и бытовым нагрузкам; 3) тренировка всего организма. В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1˸3. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% — общеразвивающих и дыхательных. На санаторном этапе выделяют˸ щадящий, щадяще-тренировочный и тренировочный периоды. На поликлиническом этапе выделяют те же периоды, что на санаторном или выделяют два периода подготовительный и основной или другие варианты. Режимы двигательной активности. При проведении различных форм ЛФК учитывают характер двигательного режима, предписанного больному. В лечебно-профилактических учреждениях (больница, клиника, госпиталь, отделение реабилитации и диспансер) двигательным режиме режимы тесно взаимосвязаны с соответствующими периодам ЛФК. Различают четыре двигательных режима˸строгий постельный, постельный, полупостельный и свободный. Первому периоду стационарного лечения соответствуют два двигательных режима˸ а) строгий постельный режим для обеспечения больному полного покоя, при сохранении минимального объёма двигательной активности. Питание и туалет с помощью обслуживающего персонала; б) постельный облегченный режим, при котором разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять физические упражнения в средних и крупных суставах конечностей, самостоятельно принимать пищу. Туалет с помощью обслуживающего персонала. Второму периоду соответствует — полупостельный или палатный двигательный режим, при котором больной половину дневного времени проводит в положении сидя, ходит по палате и в туалет, вторую половину времени находится в постели. Третьему периоду соответствует — свободный режим, при котором больной почти все дневное время проводит сидя, стоя, в ходьбе. В санаториях, домах отдыха и профилакториях выделяют следующие периоды˸ 1) щадящий период, в котором применение физических упражнений соответствует свободному режиму стационара. Разрешается ходьба в пределах санатория, прогулки, но половина дня должна проводиться в положении сидя; 2) щадяще-тренирующий (тонизирующий) период, при котором назначаются экскурсии, массовые развлечения, игры, танцы, купания, прогулки по окрестностям санатория; 3) тренирующий период, при котором разрешают длительные прогулки (ближний туризм) и участие во всех мероприятиях, проводимых в указанных лечебных учреждениях. 2.7 Организация ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях. Методы оценки воздействия физических нагрузок и эффективности реабилитации.Организация возлагается на врача-специалиста͵ инструктора - методиста по ЛФК (высшее физкультурное или педагогическое образование) или инструктора по ЛФК (среде специальное образование) с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения в соответствии с Приказом №541н МЗСР РФ от 23 июля 2010 ʼʼКвалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохраненияʼʼ. В обязанности врача ЛФК входит˸ проводить осмотры больных, назначенных на ЛФК, до и после курса ЛФК, определять методику занятий (формы, средства ЛФК, дозировку физических упражнений); руководить и контролировать работу инструкторов – методистов по ЛФК; давать консультации врачам по вопросам ЛФК, организовывать и проводить санитарно-просветительную работу среди больных и населения. Врач ЛФК присутствует на занятиях с больными и осуществляет врачебно-педагогический контроль. Осуществляет в медицинской организации методическое руководство средним медицинским персоналом (инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры) и т.д. В обязанности инструктора-методиста по ЛФК входит˸ выработка гимнастических комплексов, проведение занятий физическими упражнениями, осуществление методического руководства средним медицинским персоналом, участие совместно с врачом в осмотре больных с целью определения методики их реабилитации и т.д. В обязанности инструктора по ЛФК входит˸ подготовка помещений, гимнастических предметов и снарядов для проведения занятий по лечебной гимнастике, контролирует самочувствие больных до и после занятия, проводит занятия с больными в палате, зале, в бассейне и на механотерапевтических аппаратах. По назначению врача проводит отдельные виды лечебного массажа и т.д. Врач и инструктор-методист по ЛФК ведут установленную документацию, записи в истории болезни, проводят антропометрические и другие исследования, определяют и анализируют эффективность лечения, составляют комплексы и схемы применения упражнений лечебной гимнастики. Инструктор-методист по ЛФК также проводит занятия физическими упражнениями. Схемы занятий лечебной гимнастикой разрабатывают применительно к основным группам заболеваний по следующей форме˸ 1) часть занятия лечебной гимнастикой; 2) перечень физических упражнений; 3) продолжительность части занятия; 4) задачи части занятия. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики должны соответствовать содержанию схемы, отвечать принципу индивидуального подхода к больному и составляться по следующей форме˸ 1) части занятия лечебной гимнастикой; 2) порядковый номер групп упражнения; 3) исходное положение больного, 4) описание упражнения; 5) дозировка — количество повторений каждого упражнения и темп.; б) методические указания (с указанием подробных рекомендаций по правильному выполнению упражнения, их сочетанию с дыханием и упражнениями на расслабление). Зал для проведения групповых занятий по лечебной гимнастике должен иметь площадь не менее 30—40 м2, кабинет для индивидуальных и малогруппых занятий — 16— 20 м2 , из расчета 4 м2 на одного занимающегося. Вместе с тем, должен быть кабинет врача, душевая, раздевалка, кладовая. Для занятий на воздухе оборудуются спортивные площадки. В отделениях реабилитации, в санаториях и на курортах зал ЛФК должен быть площадью около 60 м2. Желательно иметь также мастерские для трудотерапии, маршруты терренкура, бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения. В залах отделения реабилитации устанавливают гимнастические стенки, шкафы для хранения спортивного инвентаря˸ гимнастических палок, резиновых и волейбольных мячей, булав, гантелей и т.п. Зал ЛФК оборудуется несколькими пролетами гимнастических стенок, гимнастическими скамейками, наклонными плоскостями, кушетками; столом со скользящей поверхностью (для разработки движений в суставах пальцев больных в травматологической и неврологической клиниках); блоковыми установками, баскетбольными корзинами, большими зеркалами, различными приспособлениями для разработки подвижности суставов и пальцев кисти. В кабинете ЛФК должны быть наглядные пособия по методике лечебной гимнастики при различных заболеваниях и травмах. http://referatwork.ru/category/fizika/view/508534_formy_lfk_i_ih_harakteristika
|
|||
|