|
||||||||||||||||||||||
Практическая работа 5. Приложение 1. Теоретическая часть.Практическая работа 5 Тема:Заполнение таблицы «Классификация вагонов» Цель: закрепить теоретические знания Методическое оснащение:Методические указания к практической работе №5 Методические указания: 1. Внимательно прочитайте теоретический материал 2. В отчёте о работе кратко описать основные типы вагонов грузового парка. 3. В отчёте о работе кратко описать основные типы вагонов пассажирского парка. 4. В отчёте о работе кратко начертить таблицу 1 и заполнить. 5. Подготовить ответы на вопросы к защите Порядок выполнения работы: 1.Перечислить основные типы вагонов грузового парка 2.Перечислить основные типы вагонов пассажирского парка 3.Начертить и заполнить сравнительную таблицу отличия вагонов грузового и пассажирского парка по образцу:
Вопросы для защиты: 1.Какие общие элементы имеют любые вагоны, независимо от назначения и конструкции? 2.Перечислите основные технико-экономические показатели вагонов. 3.Для чего служат ударно-тяговые приборы железнодорожного подвижного состава? 4.Поясните, для чего служат тормоза и тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава? 5.Какие знаки и надписи наносятся на грузовые и пассажирские вагоны. Информация, которую несет каждый знак номера. Приложение 1 Теоретическая часть. Вагоном называется единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов. По назначению вагоны разделяют на грузовые и пассажирские. К грузовым вагонам относятся: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические и вагоны специального назначения, служащие для перевозки определенных видов грузов (цементовозы, транспортеры, специализированные цистерны, вагоны для технических нужд, перевозки скота, живой рыбы и др.). Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения. По условиям эксплуатации различают вагоны магистральные, промышленного и городского транспорта. В зависимости от ширины колеи вагоны бывают нормальной (1520 мм) и узкой колеи (750, 900 и 1060 мм).По габариту подвижного состава различают вагоны, предназначенные для обращения по всей железнодорожной сети страны; вагоны, обращение которых допустимо только на реконструированных участках дорог РФ, и вагоны для международных сообщений. По конструкции кузова, материалу и технологии изготовления вагоны подразделяются на цельнометаллические и вагоны с металлическим каркасом кузова и деревянной обшивкой, а также сварные и клепаные; по числу осей — на четырех-, шести-, восьми- и многоосные. Большинство грузовых вагонов четырехосные. Имеется незначительное количество шести-осных полувагонов, а также восьмиосных полувагонов и цистерн. В качестве пассажирских в основном используются четырехосные цельнометаллические вагоны, обладающие большой прочностью и достаточно высокой комфортабельностью. Цельнометаллические вагоны, кроме багажных, имеют генераторы для выработки электроэнергии при движении поезда, принудительно-вытяжную вентиляцию, а некоторые из них — установки для кондиционирования воздуха, водяное, комбинированное или электрическое отопление. Основные элементы вагонов. Каждый вагон состоит из ходовых частей, рамы, кузова, ударно-тяговых приборов и тормозов. К ходовым частям относятся тележки с колесными парами, буксами, подшипниками, рессорами или пружинами. Ходовые части должны обеспечивать движение вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью и наименьшим сопротивлением движению. Тележки обеспечивают более свободное движение длинных вагонов по кривым участкам пути небольшого радиуса, необходимую плавность хода при уменьшении сопротивления движению. Рессоры и пружины служат для смягчения толчков, воспринимаемых вагоном от неровностей пути и поверхностей катания колес. Совокупность всех рессор, пружин и других упругих элементов, связывающих колесные пары с рамой тележки или кузовом, называется рессорным подвешиванием. Рама вагона является основанием кузова и состоит из жестко соединенных между собой продольных и поперечных балок. На раме крепятся кузов, ударно-тяговые приборы, части автоматического и ручного тормозов, а в пассажирских вагонах — и электрооборудование, узлы системы кондиционирования воздуха. Рамы отличаются одна от другой в зависимости от конструкции и назначения вагона, но все они должны быть достаточно прочными, способными воспринимать нагрузки от кузова, тяговые, ударные, тормозные усилия, давление ветра и другие нагрузки (вертикальные и горизонтальные), возникающие при движении вагона. В цельнометаллических вагонах рама является одним из основных элементов кузова, представляющего собой единую несущую конструкцию. Кузовом вагона называется часть вагона, расположенная над рамой и служащая для размещения грузов или пассажиров. У крытых грузовых и пассажирских вагонов кузов состоит из боковых и торцевых стен, пола и крыши, у полувагонов — из боковых, торцевых У цистерн кузовом является цилиндрический резервуар, называемый котлом. Кузов вагона крепится на раме или составляет с ней одно целое. Ударно-тяговые приборы служат для сцепления вагонов и локомотива, удержания их на определенном расстоянии друг от друга, а также для передачи силы тяги от локомотива к вагонам и смягчения ударов, возникающих при сцеплении или на бегании вагонов в поезде. Ударно-тяговые приборы состоят из авто сцепного устройства. Тормоз — это устройство на подвижном составе, с помощью которого создается сопротивление движению поезда или отдельного вагона, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости. Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозами, кроме этого, все пассажирские и часть грузовых вагонов — дополнительно ручными. Технико-экономические характеристики вагонов. Для грузовых вагонов основными характеристиками являются: осность, грузоподъемность, линейные размеры, масса тары или просто тара, коэффициент тары, нагрузка от колесной пары на рельсы, нагрузка на 1 м пути (погонная нагрузка), удельный объем, удельная площадь. Для пассажирских вагонов основными показателями экономичности являются число мест и отношение тары к числу перевозимых пассажиров. Это отношение зависит от конструкции вагона и предоставляемых пассажиру удобств. Все эксплуатируемые на территории страны грузовые вагоны имеют определенную государственную регистрацию, номер, знаки и надписи строгого регламента. Нумерация грузовых вагонов выстроена по определенному образцу из семи цифр. Где первая цифр означает вид вагона: 2 - крытый; 4 - платформа; 6- полувагон; 7- цистерна; 8- изотермический; 9- прочий. Второй цифрой обозначается количество осей у вагона: 0 или 1 - две оси; 2,3, 4, 5, 6 или 7 - четыре оси; 8- шесть осей; 9- восемь и более осей. Третья цифра обозначает определенные технические особенности вагона: тип кузова полувагона, длину рамы, специализацию цистерн, наличие разгрузочных люков, систему охлаждения изотермического вагона и т. д. Все остальные цифры вместе с тремя первыми образуют номер грузового вагона. При этом седьмая цифра обозначает наличие или отсутствие у вагона ручного тормоза. Любой вагон, будь то пассажирский или грузовой имеет технический паспорт, на весь срок эксплуатации. В этом паспорте прописывают все технические характеристики вагона, сроки и даты выполнения плановых ремонтов, реконструкции, модернизации и описывают состояние самого вагона и его оборудования. Пассажирский парк вагонов Пассажирский парк составляют вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров (пассажирские), а также почтовые, багажные, вагоны-рестораны и служебно-технические (служебные, вагоны-лаборатории, санитарные, вагоны-клубы и другие пассажирские вагоны специального назначения). Парк пассажирских вагонов делится на рабочий, участвующий в перевозках пассажиров, и нерабочий, в который входят неисправные вагоны, используемые для технических нужд. Все вагоны пассажирского парка приписаны к дорогам в количестве, устанавливаемом ОАО «РЖД». Вагоны пассажирского парка либопостоянно обращаются в пределах дороги (местное и пригородное сообщения), либо после каждого рейса вновь возвращаются на дорогу, к которой они приписаны (дальнее сообщение). Кроме того, пассажирские вагоны приписывают к определенному депо, которое осуществляет их ремонт и техническое обслуживание. Трафарет о приписке вагона к тому или другому депо наносится на торцевую стену вагона. Пассажирские вагоны имеют кузова с окнами, дверьми, тамбурами, помещением для пассажиров; туалетными отделениями. Пассажирские поезда, сформированные из вагонов пассажирского парка. Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров на большие расстояния, имеют жесткие и мягкие полки для лежания, багажные полки, системы водоснабжения, отопления, вентиляции и освещения, а также другие устройства, обеспечивающие необходимые удобства для пассажиров. По внутренней планировке вагоны делятся на купированные и некупированные (открытые). Купированные вагоны подразделяются на жесткие, мягкие, мягко-жесткие. В последних — одна половина вагона имеет жесткие диваны, а другая — мягкие. Вагоны пригородного и местного сообщений, находящиеся в пути сравнительно короткое время, рассчитаны на максимальную вместимость. В них устанавливаются жесткие, мягко-жесткие диваны или мягкие кресла (внутренних перегородок нет). Внутреннее устройство почтовых, багажных, специальных вагонов и вагонов-ресторанов определяется их назначением. Вагоны-рестораны предназначены для обеспечения питанием пассажиров в пути следования, почтовые — для перевозки писем, посылок и другого почтового груза, а багажные — для багажа. На боковые стены пассажирского вагона наносятся следующие знаки и надписи: 1. технический знак Российских железных дорог; 2. номер: 3. код дороги приписки; 4. заводской номер вагона ; 5. трафарет даты и места производства видов ремонта; 6. вес тары; 7. количество мест; 8. трафарет приписки.
|
||||||||||||||||||||||
|