|
|||
Понятие и классификация грузов2. Понятие и классификация грузов
Вид перевозимого груза служит основой для выбора рационального типа кузова транспортного средства. Грузами являются любые предметы и материалы с момента их принятия к транспортировке и до сдачи получателю. Все грузы обладают различными физическими, химическими, биологическими и другими свойствами, в зависимости от которых выбирается тип используемого для перевозок АТС, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и технология перевозок. Данного рода свойства называются транспортными характеристиками грузов. Транспортные характеристики грузов – это совокупность свойств перевозимых предметов и материалов, определяющих условия и технические средства для их перевозки, перегрузки и хранения: физико-химические свойства, тара и упаковка, объемно-массовые характеристики, режимы хранения, перегрузки и перевозки, а также свойства, определяющие степень опасности перевозки. С учетом отмеченных выше транспортных характеристик грузы могут быть классифицированы по следующим основным признакам.
1.
Рис. 1. Классификация грузов по физическим свойствам К неделимым относятся грузы, которые нельзя разделить на части без ущерба для их целостности (труба, ящик, мешок и др.). Разновидностью штучных грузов являются мелкоштучные грузы, которые представляют собой совокупность предметов, легко отделяющихся друг от друга, но не допускающих погрузку навалом. Некоторые мелкоштучные грузы (кирпич, пакеты молока и соков и др.) для повышения эффективности их перевозок укрупняются в неделимые партии (крупные отправки). Большинство штучных грузов: металлопродукция, подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или гусеничном ходу), железобетонные изделия и конструкции, контейнеры, тарно-штучные грузы, грузы в транспортных пакетах, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, лесные грузы, в соответствии с ГОСТ 26653 – 90 относятся к генеральным грузам. К делимым относятся грузы, которые могут быть разделены на части без причинения ущерба их свойствам и назначению (песок, вода и др.). 3. По наличию тары грузы делятся на два вида: тарные и бестарные. К тарным грузам относятся такие, которые помещаются в тару с целью их защиты от воздействия внешней среды либо, наоборот – с целью защиты внешней среды от вредного воздействия грузов, а также повышения их сохранности и удобства выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР). К основной транспортной таре относятся: ящик, бочка, барабан, мешок и фляга. 4. По способу погрузки – разгрузки грузы делятся на пять видов: переносные, катные, навалочные, насыпные, наливные (рис. 2). Рис. 2. Классификация грузов по способу погрузки – разгрузки 5. По массе одного грузового места грузы различаются на обычные (легковесные), большой массы, тяжеловесные. К легковесным относятся грузы, у которых масса одного места составляет до 250 кг, для катно-бочковых грузов (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) – до 500 кг; Грузами большой массы являются переносные грузы массой свыше 250 кг, катно-бочковые – более 500 кг. Погрузка и разгрузка грузов большой массы должны осуществляться с применением машин или механизмов. К грузам большой массы также относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т; Тяжеловесным является груз в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.), размещение которого в транспортном средстве приводит к превышению установленной для него допустимой полной массы или нагрузки на ось [6]. Их перевозка осуществляется только по специальным разрешениям. 6. По размерам грузы делятся на три вида: малогабаритные, габаритные, крупногабаритные, негабаритные. Малогабаритными называются тарные грузы, размеры которых не превышают 1200 Ч 1000 Ч 1200 мм. Габаритными являются грузы, перевозка которых не приводит к превышению Правилами дорожного движения Российской Федерации габаритных параметров для транспортных средств ; Крупногабаритные – это неделимые грузы, выступающие за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня. Их перевозка осуществляется только по специальным разрешениям. К крупногабаритным относятся также грузы c размером одного места свыше 2,5 м по высоте, 2 м по ширине и 3 м по длине. 7. По условиям хранения и перевозки грузы делятся на пять групп: обычные, скоропортящиеся, с резким запахом, антисанитарные, живность (рис. 3). Рис. 3. Классификация грузов по условиям хранения и перевозки 8. По условиям защиты от внешних воздействий грузы делятся на четыре вида: обычные; требующие защиты от атмосферных осадков, пыли; требующие защиты от температурного воздействия; требующие защиты от ударов и сотрясений. 9. По степени опасности грузы делятся на четыре группы: малоопасные (стройматериалы, промышленные товары), пылящие (цемент, известь), горячие (асфальт, битум), опасные. Опасными считаются грузы (вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности), которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности. Опасные грузы в соответствии с международными стандартами разделяются на девять классов: 1. Взрывчатые вещества (например, черный порох); 2. Газы сжатые и сжиженные (хлорный газ, бутан, пропан); 3. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, топливный мазут, битумные соединения); 4. Легковоспламеняющиеся вещества и металлы (спички, фосфор, карбид кальция); 5. Окисляющие вещества и перекиси (перекись водорода, дибензолпероксид); 6. Токсичные вещества (синильная кислота, средства дезинфекции); 7. Радиоактивные и инфекционные вещества (нитрат урана, медицинские препараты); 8. Едкие и коррозионные вещества (серная кислота, ртуть, щелочь натрия); 9. Прочие опасные грузы (асбест, литиевые батареи, подушки безопасности для автомобилей). 10. По использованию грузоподъемности автомобиля грузы делятся на четыре класса (табл. 1). Класс груза определяет эффективность использования подвижного состава и уровень тарифов на перевозку единицы груза. При перевозке грузов первого класса обеспечивается максимальное использование грузоподъемности подвижного состава, четвертого класса – меньше чем на половину. Поэтому при одинаковых условиях транспортировки и затратах на их выполнение грузов первого класса будет перевезено в два раза больше, чем грузов четвертого класса. В этом случае тариф на перевозку единицы груза первого класса должен быть ниже, чем для грузов других классов.
|
|||
|