![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Организация учебной деятельности.Стр 1 из 2Следующая ⇒
План-конспект урока по технологии (мальчики) с региональным компонентом по теме "Классификация и термическая обработка сталей" · Жесткий Константин Владимирович, учитель технологии Разделы: Технология Цель урока: Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей. Задачи урока:
Методы: объяснительно-иллюстративный, диалогический, исследовательский. Тип урока: комбинированный. Оборудование: образцы сталей, таблицы по термообработке сталей, тиски, печь муфельная, образец из незакаленной стали, напильники. Ход урока Организация учебной деятельности. Проверка количества учащихся; Выяснить знания учащихся в области металлургической промышленности:
Объявление темы и цели урока. Изучение нового материала. Новокузнецк- город металлургов. Металлургические предприятия региона (ЗСМК, НКМК, Ферросплавный завод и др.) (см. Рисунок 1) Новокузнецкий металлургический комбинат - крупнейший металлургический завод страны. 20 июня 1929г. начались земляные работы по устройству заводской площадки. 11 апреля 1930г. начали копать котлован под первую доменную печь и уже 3 апреля 1932 года был выпущен первый чугун, Кузнецкий металлургический завод вошел в строй действующих предприятий, а 19 сентября была выдана первая плавка стали. В годы второй мировой войны комбинат внес огромный вклад в победу над фашистскими захватчиками. Завод поставлял на фронт танки, снаряды, боеприпасы и многое другое. В настоящее время продукция металлургического комбината идет во многие города страны и зарубежные страны. Продукция комбината: листовой прокат, трубы, сортовой прокат, посуда, а так же рельсы, которые поставляются Российским железным дорогам и т.д. Многие улицы города носят имена людей принимавших активное участие в строительстве и развитии комбината: Филиппова, Кузнецова, Бардина, Белана, Казарновского и др. Производство сталей. (см. Рисунок 2) Виды сортового проката. Рассмотрим некоторые виды сталей и продукцию, получаемую из них. (см. Рисунок 3) Сталь - общая характеристика (сплав железа с углеродом). Классификация сталей (углеродистая, легированные…). Маркировка сталей (плакат с условными обозначениями некоторых видов сталей). Продукция из разных видов сталей: Углеродистая сталь – 0,4-2% углерода. Конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст1,Ст2,Ст5…). Из нее изготавливают гайки, болты, листовой прокат и др. Качественная конструкционная углеродистая сталь (05,08,10,20…). Из нее изготавливают зубчатые колеса, валы, оси и др. Инструментальная углеродистая сталь (У10,У11,У12…): зубилы, ножницы по металлу, напильники. Легированные стали(стали с добавлением других элементов во время плавки металла для изменения физических и механических свойств). Легирующие добавки в сталях обозначают буквами: Х- хром, В- вольфрам, Н- никель, М- молибден и т.д. Например: 40ХН- 0,4% углерода и по 1% хрома и никеля. Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д. Познакомимся с термической обработкой сталей и ее видами: Термическая обработка сталей (термообработка) - она необходима для изменения свойств металлов с помощью теплового воздействия. Виды термообработки: Закалка. Металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градусов), выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных растворах солей. Закалка повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем и хрупкость. Цвета каления при закалке заготовок:
Отпуск.Служит для уменьшения хрупкости стали после закалки. Отпуск представляет собой нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400-500 градусов) с последующим охлаждением в воде или на воздухе. Отпуск повышает пластичность стали. Отжиг.Служит для снижения твердости стали. Заготовку нагревают до определенной температуры, выдерживают и медленно охлаждают (часто вместе с печью). На предприятиях термообработку материалов выполняют рабочие-термисты. Проводить перечисленные виды термообработки можно в школьной мастерской, пользуясь муфельными печами небольшого размера.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|