Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контроль за предоставляемыми льготами



«Отчет об оценке налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, оценка налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год и оценке налоговых расходов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»

«Отчет об оценке налоговых расходов Российской Федерации за 2019 год, оценке налоговых расходов Российской Федерации на 2020 год и оценке налоговых расходов Российской Федерации на 2021 год и
плановый период 2022 и 2023 годов»

Данный отчет разрабатывается в соответствии со статьей 195 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующей распределение функций по рассмотрению проекта закона о федеральном бюджете.

БК РФ Статья 195. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе

Понятие «налоговый расход» официально введено в БК РФ ФЗ от 25 декабря 2018 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» и определяет налоговые расходы публично-правового образования как выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам.

Меры государственной поддержки юридических и физических лиц в соответствии с приоритетами социально-экономической политики в виде предоставления льгот и иных преференций по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование являются по своей сути аналогом прямых бюджетных расходов, поэтому наравне с ними должны учитываться, анализироваться и оцениваться как налоговые расходы с точки зрения их результативности и целесообразности, в том числе с учетом влияния на достижение целевых индикаторов, установленных в программных и иных документах.

 

Оценка налоговых расходов Российской Федерации – это комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Российской Федерации.

(Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации»)

В рамках реализации (Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р) в качестве одного из стратегически важных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов Минфином России обеспечивается внедрение в бюджетный процесс системы, обеспечивающей не только учет, анализ и контроль налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями, но также и обязательность проведения оценки объемов и эффективности налоговых расходов на основе единых для всех уровней бюджетной системы методологических подходов.

 

Целью отчета является оценка объемов налоговых расходов Российской Федерации, то есть определение объемов выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных установленными на федеральном уровне налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование.

Основными целями формирования и представления информации о налоговых расходах Российской Федерации являются:

· повышение прозрачности бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;

· формирование полномасштабного представления об использовании бюджетных ресурсов в разрезе тех или иных целей социально-экономической политики;

· оценка влияния государства на экономику в связи с принятием налоговых расходов Российской Федерации;

· повышение эффективности государственной политики на основе информированного выбора оптимального способа достижения тех или иных целей социально-экономической политики;

· улучшение качественных характеристик налоговой системы – нейтральность, справедливость, эффективность – и повышение эффективности налоговых реформ;

· повышение качества прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Стоимостная оценка налоговых расходов Российской Федерации на текущий год, прогноз на очередной год и плановый период произведена в условиях действующего налогового, таможенного и бюджетного законодательства с учетом проектируемых изменений и нормативных правовых актов, учтенных в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Периметр оценки

Периметр оценки налоговых расходов Российской Федерации для целей настоящего отчета охватывает следующие налоги и сборы, льготы и преференции, по которым установлены федеральным законодательством:

•   налог на добавленную стоимость и акцизы, ввозная таможенная пошлина, утилизационный сбор, таможенный сбор;

•   налог на прибыль организаций;

•   налоги и сборы на рентные доходы, включая налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины на продукцию нефтегазового сектора, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

•   страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

•   имущественные налоги, включая налог на имущество организаций и физических лиц, земельный и транспортный налоги;

•   налог на доходы физических лиц.

 

Объемы налоговых расходов – таблички.

НДПИ - Налог на добычу полезных ископаемых

Режим НДД - Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Компании нефтегазового сектора выступают одними из крупнейших получателей государственных льгот.

В октябре прошлого года (2019 года) директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина Владимир Цибанов сообщил, что налоговые льготы для нефтегазовых компаний выросли в четыре раза начиная с 2011-го. Налоговые льготы в нефтедобыче в 2011 году составляли порядка 375 млрд руб., а в 2019 их объем мог приблизиться к значению в 1,6 трлн руб.

Тем не менее в 2019 году объемы нефтегазовых налоговых расходов в итоге превысили 2 трлн рублей, однако сократились уже в 2020 году.

Стоит также учитывать, что рост льгот связан с выработанностью месторождений, поскольку льготы стимулируют сохранение добычи на стабильном уровне.

 

Контроль за предоставляемыми льготами

В Министерстве финансов был создан Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов, о создании Департамента заявлял Антон Германович Силуанов в начале этого года.

Глава департамента – Денис Борисов, он перешел с должности директора Московского нефтегазового центра «Эрнст энд Янг».

 Координацию и контроль деятельности Департамента будет осуществлять Статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов.

Департамент будет заниматься выработкой государственной политики в сфере предоставления инвестиционных налоговых льгот компаниям. Ключевой задачей департамента станет повышение их эффективности.

Перед департаментом стоит задача повышения эффективности инвестиционных налоговых льгот.

Департамент будет оценивать эффективность любых налоговых и таможенных льгот и преференций, заключать и расторгать соглашения по новым льготам, которые такие соглашения предусматривают, и информировать правительство, насколько эффективно предоставлены льготы и преференции.

Деятельность департамента будет относиться исключительно к налоговым льготам инвестиционного характера, которые получают компании, и не затрагивает никакие иные преференции, в том числе социальные налоговые льготы для населения.

 

«Если раздавать льготы без условий, то они не работают. Как мы видим, инвестиции не увеличиваются, дивидендов выплачивается все больше и больше, и больше. В результате эти льготы, бюджетные расходы, те деньги, которые мы недополучили, идут в карманы акционеров», — заметил Антон Германович.

По словам Антона Германовича Силуанова принимаемые налоговые льготы должны либо давать эффект на рост соответствующей отрасли, либо предприятия. Если льготы выдаются без каких-либо условий, то это приводит лишь увеличению расходов бюджета.

Министр финансов предложил дополнительные доходы компаний от выделенных государством льгот направлять на инвестиции, чтобы ресурсы, которые получают налогоплательщики из-за преференций, предоставленных государством, направлялись не на дивиденды, а в экономику.

По его словам, нефтяные компании, должны брать на себя обязательства по вложению этих сумм в новые или действующие месторождения, которые дадут возможность увеличить объемы добычи.

 

Вопрос о том, насколько эффективно нести налоговые расходы и лишать бюджет средств остается актуальным и обсуждаемым, особенно в части нефтедобывающей отрасли.

По мнению замминистра Минэнерго Павла Сорокина выпадающие доходы бюджета не связаны с нефтяными льготами, поскольку в прошлом (2019) году льготы принесли достаточно дополнительной добычи, которой не было бы без инвестиций, а, соответственно и поступления в бюджет, поэтому представленные в 2019 преференции окупили себя.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.