Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста - «Мы помним, мы гордимся!»



 

 О.М. Кошелева, воспитатель

МБДОУ – ЦРР – д/с «Рябинушка»,

г. Абакан, Республика Хакасия.

 

Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста - «Мы помним, мы гордимся!»

М. Львов:  «Поклонимся великим тем годам. Тем славным командирам и бойцам. И маршалам страны, и рядовым. Поклонимся и мертвым, и живым»

Одним из патриотических направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей. Именно с раннего возраста следует обращать внимание на формирование нравственности, чувства патриотизма, развития любви к своей Родине,  к родному краю, матери, Отчизне.

В концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации констатируется, что воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования в последнее время резко снизился, поэтому патриотизм необходим в формировании будущего патриота, гражданина своей страны. В детском саду, начиная с раннего возраста необходимо проводить беседы о патриотизме, на музыкальных занятиях слушать военные песни, читать стихи, знакомить детей с праздниками 9 Мая, 23 Февраля, день Матери. А также необходимо проводить мероприятия, посвященные ознакомлению детей с обычаями, праздниками, и традициями казачества, родственники которых проживают в нашем регионе, а также с героями Войны, служивших в Афганистане и Чеченской республике. Начиная со средней группы детского сада, дети знакомятся с одеждой и оружием, национальным костюмом воинов-казаков, современного военного мундира, изучают оружие, шинель, гимнастерку, фляжку героев великой отечественной Войны, ходят на выставку в музей Казачьей избы, посвященной военной тематике, знакомятся со старинной военной техникой, слушают песни и стихи военных лет.

Так, еще в 1918 году, М.Л. Казем-Бек, возглавляющая институт благородных девиц в Казани и Санкт-Петербурге, писала в своих статьях: «Малодушные родители, легкомысленное общество, преступная литература изо всех сил пытаются у детей отнять Бога, Родину, царя, семью, идеалы, волю, чистоту сердца, словом, все, чем жив человек, чем сильна нация. Для государства вообще, и для России, в частности, воспитание патриотизма есть главнейшая и серьезнейшая из государственных задач…

Прошло более ста лет, и эта задача остается актуальной на сегодняшний день. Так, 01.01.2014 года, согласно ФГОС, основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к нормам, традициям семьи, общества и государства. Дошкольное детство – важнейший период в жизни маленького человека, когда закладывается основы его личностной культуры, формируется моральные и нравственные ценности. В этой задачи работа гораздо эффективнее, когда ведется сотрудничество с семьей, со старшим поколением, которое подарит ребенку опыт, научит его любить маму и папу, знать секреты и традиции своей семьи, чтить опыт предков.

Мною, как педагогом, при знакомстве детей с праздником 9 Мая, были поставлены задачи:

-создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность общения, совместной деятельности детей, двигательной активности и возможности уеденения малышей.

1) В поддержке детской инициативности и самостоятельности

2) Расширить знания детей о войне, развивать познавательный интерес к истории своей Родины, творческие способности, знания и умения.

3) Создание предметно-развивающей среды в группе, посвященной празднику Дня Победы, в соответствии с требованием ФГОС.

Цель в ознакомлении детей с праздником 9 Мая:

- Создание социальной ситуации развития посредствам описательного рассказа о войне, с участием художественного слова, рисования нетрадиционным способом салюта «набрызг», развитие фонематического слуха, дыхательной гимнастики.

Дети – это наше будущее, они должны передать память о грозных событиях своим детям, чтобы они жили в мире и согласии. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «Долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Ненависть к врагу», «Трудовой подвиг пионеров-героев», юных партизан, а также женщин, работниц трудового тыла. «Все для фронта, все для Победы!», тут и там раздавался этот лозунг. Днями и ночами женщины шили для фронтовиков шинели, портянки, варили мыло, собирали картошку, и зерно для хлеба на полях.

Так, детям за неделю до праздника дня девятое Мая, воспитатели нашей группы показали не большой мини-музей, в котором были «письма-треугольники», посланные с фронта родными и близкими. Если бы знали ребята, как с нетерпением ждали любой весточки от фронтовиков, героев былой Войны. Приходили похоронки, написанные от руки, а также воспитанникам нашей группы были показаны фотографии, ордена и медали бабушек и дедушек, прошедшую Великую Отечественную Войну. Особой радостью на фронте была музыка, русская гармошка и самые красивые песни «Катюша», «Сторонка родная», «Жди меня», «В землянке», «Темная ночь», «Идет солдат по городу» и другие. Дети узнавали на фотографиях своих бабушек и дедушек, рассказывали о них, таким образом, совместно с детьми мы составили свой «бессмертный полк», стену памяти. Некоторые родители приносили семейное генеалогическое древо, сделанное совместно с детьми,  знакомя нас с участниками героев Войны, казачьих обьеденений, прошедших горячие точки, чеченскую и афганскую войну.

 

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия работников детского сада, воспитателей, музыкальных и физкультурных работников,  а также активное участие родителей и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию малышей.

 Систематически, в течение года, ведется беседа о ветеранах, детей знакомят с флагом Российской федерации, предлагают дидактические и сюжетно-ролевые игры «Есть такая профессия - Родину защищать» Проводятся дидактические игры: «Найди похожую фуражку, собери костюм казака, медицинской сестры и танкиста», «найди такой же самолет, похожий танк», «В чем отличие женского и мужского военного мундира?» На занятиях с детьми воспитатели показывают слайды и фотографии с праздника дня Победы, особенно знакомые детям места, где они видели ветеранов, дарили им гвоздики, вместе с мамой и папой ходили на парад, сажали в землю первое дерево.

Так, праздник день Победы становится близким и понятным, потому что реализует простую идею, известную им по сказкам, о победе добра над злом. Этот праздник развивает у детей чувство справедливости, формирует представление о подвиге нашего народа в годы ВОВ, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране. Не зря в стихотворении «Родина», поэт Симонов отмечает: «Ты вспоминаешь Родину такой, какой ты в детстве увидал» В гости в группу мы приглашаем ветеранов, рассказывающих о событиях на войне, полученных ими наградах, секретных заданиях. На память бабушкам и дедушкам дети дарят подарки с изображением салюта, нарисованного с помощью специальной трубочки, через которую выдувается краска разного цвета. Во время проведения непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с праздником день победы, с детьми можно провести следующее дидактическое упражнение с использованием картинок и слайдов:

«Ребята, мы с вами знаем еще не так уж много слов. Давайте вспомним сладкие вкусные слова, например: торт, конфета. Какие сладкие слова мы знаем еще? А сейчас вспомним веселые слова, например – цирк. Какие веселые слова мы знаем. К сожалению, бывают и грустные слова, такие как война. Почему же война страшное слово? Проводится беседа о войне, солдатах, ветеранах – героев войны. Детям выносят маленькие кусочки черного хлеба, и вареную картошку. Воспитатели объясняют, что так в войну кушали солдаты. Тяжелая доля доставалась и матерям, женам солдат, которые оставались в тылу.

 На занятии очень хорошо использовать прием сравнительного слушания звуков военного и мирного времени позволяет детям устанавливать причинно-следственные связи, позволяют понять -  что такое война? - и как хорошо жить в мирное время.

Давайте откроем окно. Какие звуки раздаются с улицы? – Поют птички, едет машина, идет дождь. Это хорошие, мирные звуки. Много лет назад был такой же теплый, солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги, и началась война. Налетели самолеты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу стал страшно. Вот какие звуки раздались со всех сторон. Раздались звуки бомбежки (прослушивание звуков) Понравились Вам звуки войны? Это страшные военные звуки.

Использование песен «Священная война», «Прощание Славянки», «День Победы» вызывают эмоции у детей, занятие становится более доступным и понятным, переносят нас в военное время, делая сопричастным с военными событиями того времени. На участке детского сада вместе с ветеранами дети сажают на память деревья, фотографируются, играют в спортивные игры: «Найди секретное письмо!», «Окажи помощь раненому» После встречи с ветеранами смотрим фотографии с героями, оформляем выставки рисунков: «Война глазами детей»

Мы, педагоги, пришли к выводу, если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии своей страны, ее географии, природе, символике, государственных праздниках, в том числе День Победы, если ему станут известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину и Республику, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. Так, при проведении диагностики у детей на конец года был выявлен повышенный интерес к людям, защищающий нашу Родину от войны, развитие активного словаря, формирование нравственно-гражданской позиции у дошкольников, развитие познавательного интереса к историческим событиям и празднику «Дня Победы». Так, ветераны, герои тех времен, не напрасно, говорили нам: «Берегите Родину и отчизну, она твоя колыбель, большое счастье жить и трудиться в этой стране!»

Литература:

1. М.Б.Зацепина. «Дни Воинской славы.- Патриотическое воспитание дошкольников» - пособие для педагогов в дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2010г.

2. Ковалева Г.А. Воспитываем маленького гражданина.- М: АРКТИ, 2005г-198с.

3. Л. А. Кодрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.-

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.