![]()
|
|||||||
Ход урока. Итог урока.
Тема урока:Основные жанры светской музыки. Цель урока:углубить познания обучающихся о жанрах светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка). Задачи урока: Образовательные: Воспитывать эстетический вкус; формировать знания о жанрах светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка); развивать память, мышление; расширять кругозор; воспитывать интерес к музыке Развивающие: Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале Воспитательные: Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Музыкальный материал:Соната, симфония. Ход урока Какие виды музыки вы знаете? Виды музыки: · Народная музыка · Духовная музыка · Классическая европейская музыка · Джаз · Поп-музыка · Рок-музыка · Электронная музыка В каждом виде музыки есть свои подвиды, и называемые жанрами. Ребята, вы знаете, что такое жанр? (Вид музыки) Слово «жанр» в переводе с французского и латинского языков означает – вид, манера, тип. Жанр (фр. genre - тип, манера) - вид произведения в пределах одного какого-то искусства, определяемый по различным признакам. Одним словом жанр – это исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений. Определяется жанр обычно по разным признакам: характер тематики, средства выражения, состав исполнителей и т.д. Какие же жанры музыки вы знаете? (Песня, танец, марш, романс былина, ария, кантата, кант, симфония, пьеса…) Жанры делятся по: · По характеру (лирический, драматический, эпический, комический) · По сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой) · По составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный) · По особенностям формы (романс, соната, симфония и т.п.) · По обстоятельствам исполнения (концертный, камерный, бытовой и т.п.) · количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые; · назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные; · видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные. 1. Жанры сонаты и симфонии: общая характеристика Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте. Соната (итал. звучать) - жанр камерно-инструментальной музыки; как правило, пишется для одного или двух инструментов. Предшественником классической сонаты является трио-соната, распространенный жанр камерно-инструментальной музыки в эпоху барокко. Название «трио-соната» установилось в связи с исполнительским составом, который включал 3 инструмента: двух скрипок и басового сопровождения, исполняемого или виолончелью, или каким-нибудь клавишным инструментом. Трио-сонаты писали композиторы барокко А. Корелли, И.С.Бах, Г. Гендель. Сонаты для сольного клавишного инструмента писал Доменико Скарлатти (более 500 сонат). Симфо ния (с греч. - «созвучие, стройное звучание») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого симфонического оркестра, но существуют симфонии для струнного, камерного и других оркестров. В симфонию также могут вводиться хор и вокальное соло. Предпосылки зарождения симфонии существовали еще до начала Классицизма. В XVI веке «симфонией» называли согласованное звучание голосов и инструментов в многоголосной музыке. С момента рождения оперы, в конце XVI века, в ней всегда присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии - любой такой эпизод именовался «симфонией». Со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки 31 спектакля, превратились в относительно развитое и завершѐнное произведение, предваряющее действие, - увертюру. Из жанров оркестровой музыки заметное влияние на формирование симфонии оказал инструментальный концерт, который в первой половине XVIII века, прежде всего в творчестве Антонио Вивальди, представлял собой трѐхчастную композицию с крайними частями в быстром движении и медленной средней частью. Соната и симфония, а также концерт и квартет, - циклические произведения, и с их распространением в творчестве композиторов-классиков появилось понятие сонатно-симфонического цикла. Сонатно-симфонический цикл – произведение, состоящее из нескольких частей, первая часть которого, как правило, представляла собой сонатную форму. Классическая симфония состоит из 4-х частей, и каждая часть символизирует одну из граней жизни человека: 1 часть – напряженно-действенная, активная; 2 часть – лирика; 3 часть – танцевальная; 4 часть – обобщение, подытоживание, финал. По своей масштабности и содержательности музыкальный жанр симфонии равносилен литературному жанру романа. Все части драматургически связаны между собой (разные стороны единого целого); иногда эта связь выражается в интонационном сходстве музыкальных тем. В классической симфонии за каждой частью закрепились свой темп и своя музыкальная форма: 1-я часть - звучит в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме; 2-я часть – медленное движение; пишется в форме вариаций, рондо, сложной трѐхчастной, реже в сонатной форме; 3-я часть - менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме; 4-я часть - быстрый темп; пишется в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты. Классическая соната, как правило, состоит из трех частей. Как и в симфонии, между частями существует темповый контраст: первая часть всегда быстрая, стремительная; вторая, напротив, медленная и размеренная; третья (заключительная) часть, как и первая, звучит в быстром темпе. Как и в симфонии, в сонате сложились характерные особенности музыкальной формы каждой части: первая часть - сонатная форма; вторая часть – сложная трехчастная или двухчастная форма; третья часть – как правило, рондо. 2. Сонатная форма (первые части симфоний, сонат) Сонатную форму иначе называют формой сонатного allegro. Основная идея сонатной формы – это конфликтность и динамика развития. Ни в какой другой музыкальной форме развитие не имело определяющего «идейного» значения. Сонатная форма стала единственной, в которой драма была выражена чисто музыкальными средствами, без привлечения текста. Сонатная форма состоит из трех основных разделов: экспозиция – первоначальный показ основных тем; разработка – центральный раздел; реприза – повторение, но в ином качестве материала экспозиции; Иногда встречаются медленные вступления перед экспозицией и кода, заключение после репризы. Экспозиция делится на партии, обособленные завершенные разделы в экспозиции. Партии не тождественны темам. Партии – участки формы, и в них могут находиться по нескольку тем. Главная партия (ГП): основа будущего конфликта и развития. Тема ГП часто состоит из контрастных элементов, взаимодействие которых в сжатом виде воспроизводит конфликтность всей формы. ГП пишется в основной тональности; по строению тема ГП представляет собой период. Связующая партия (СП): неустойчивый раздел, основная задача которого подготовить тональность и вступление темы побочной партии (ПП). В основном СП построена на мотивах темы ГП. Побочная партия (ПП): образно контрастирует теме ГП; она более лирична, грациозна; всегда пишется в другой тональности (параллельной или доминантовой). Заключительная партия (ЗП): завершает экспозицию и закрепляет тональность побочной партии. Иногда экспозиция строится на противопоставлении только двух основных тем – темы ГП и темы ПП. СП и ЗП могут отсутствовать. В классической симфонии (сонате) экспозиция проводится дважды. Разработка – неустойчивый раздел сонатной формы. В нем получают развитие темы экспозиции. Основные средства развития – тональная неустойчивость (отклонения и модуляции), вычленение из тем мотивов, отдельных интонаций, многочисленные секвенции. В конце разработки развитие приводит к кульминации. Реприза повторяет экспозицию, но в несколько измененном виде. Главное условие репризы – проведение побочной партии в основной тональности. Кроме того, материал экспозиции в репризе может быть проведен в сокращенном варианте. Итог урока. Какие есть музыкальные жанры?
|
|||||||
|