|
|||
Заканчиваются главы о Штольце горячим «комплиментом» … Обломову, «в основании натуры которого(гл. 2).7. – Заканчиваются главы о Штольце горячим «комплиментом» … Обломову, «в основании натуры которого(гл. 2). Так открыто заявлена одна из ведущих тем всего будущего повествования – тема «чистого, светлого и доброго начала» натуры Обломова. В 1-й части она робко прозвучала в 6 – 8 главках, когда открылось различие между Обломовым и «пошлыми людьми», достойными лишь гоголевского осмеяния. Теперь же первое упоминание об Обломове сопровождается целым «этюдом» о его простом и нехитром сердце, который уподобляется начальному аккорду совсем нового по тональности повествования. 1. Глава 3. Вот развивается сцена, начатая в 1-й части, - приезд Штольца: та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком, Обломов становится таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой «в одну из ясных, сознательных минут в его жизни» (гл. 8, ч. 1, с. 94).Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни с. 151, 154 (гл. 3). В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «пошлого человека», грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца «печально», «с едва заметной горечью», «со вздохом». 2. Глава 4, часть 2. Но 1-й разговорсо Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая мотивировка его безделия.
Обломов заявляет Штольцу после целой недели, проведённой под его руководством в обществе, в хлопотах о делах о светской петербургской жизни, о людях. И в ответ на малоубедительные оправдания Штольца обрушивает на него свои страстные филиппики(словарь: грозные, обвинительные речи. Афинский оратор Демосфен разоблачал в своих гневных речах врага афинской демократии Филиппа Македонского): ситуация почти невозможная – ведь перед нами самоуверенный Штольц и робкий ленивец Обломов. Но тем большего она заслуживает внимания: Обломов нападает, а Штольцу нечем парировать. Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной. Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.
Вступив в круг «деятельных людей», - считает Обломов, - неминуемо потеряешь себя.
Теперь же, в сцене со Штольцем, авторский тон по отношению к Обломову абсолютно серьёзен.
А Штольц молчит. Почему? (А за молчанием Штольца угадывается даже авторское благословение «филиппик» героя.) А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, - личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.
Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами, так и со «всеобщими человеческими скорбями» и разуверениями. Юный Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана, Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского, зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона. Каждое из этих имён и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова». · Ведь Рафаэль – это прежде всего «Сикстинская мадонна», в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной женственности; · Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов; · автор «Фауста» впервые выразил в этой философско-поэтической драме человеческую жажду абсолюта и сознание его возможности, а Руссо идеализировал «естественную» жизнь среди природы и вдали от бездушной цивилизации.
В своём полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить Casta diva», т. е. ту самую женскую арию из «Нормы» В.Беллини , которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской. Показательно, что своим толкованием арии ещё до знакомства с Ольгой предугадал драму их любви. «Какая грусть, - говорит он,- заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её…» - А почему богатство растеряно? - с горечью спрашивает себя Обломов. Взгляд, брошенный на себя, не снимает вопроса. И тогда герой начинает всматриваться в мир вне себя.
|
|||
|