Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИЗОБРЕТЕНИЕ ГУТЕНБЕРГА



ИЗОБРЕТЕНИЕ ГУТЕНБЕРГА

В техническом плане суть изобретения Гутенберга заключалась в неограниченном производстве каждого знака, т.е. литеры, и появлении возможности составления из них слов в печатной форме, разложив само письмо на его составные элементы (буквы, знаки препинания, пробелы и т.п.). Также для этого нужна была установка определённого стандарта в печати: взаимосвязь литер по кеглю и росту.

Одна из проблем заключалась в определении способа разработки шрифта. Требовалось создать постоянный образец пунсона (зеркально и выпукло гравированный) для каждой литеры, которым чеканилась бы форма для отливки. Также был необходим словолитный инструмент, который обеспечивал бы отливку в одинаковом кегле и росте, и который бы имел из-за разной высоты и ширины букв алфавита раздвижные стенки. Нужен был металл твёрдый и нехрупкий для пунсона, для матрицы более мягкий, легкоплавкий для сплава шрифта (чтоб мог принимать форму тончайших линий, достаточная твёрдость без хрупкости обеспечивала бы его способность выдерживать давление, не деформируясь и не ломаясь, и не рвать при этом бумагу). Для печати нужен был жирный состав краски. Необходим был станок с механизацией оттискивания – печатный станок (чтоб также присутствовал способ закрепления бумаги на нём).

Иоганн Гутенберг занимался решением всех этих проблем. И весьма успешно с ними справился, благодаря чему мир получил новый способ оттиска на бумаге. Это послужило началом к книгопечатанию. Основу изобретения составило создание шрифта.

По всей видимости, первыми его действием было разделение доски на подвижные деревянные литеры. Однако данный материал оказался непригоден для длительного использования.

Появление идеи металлического шрифта не решало всех проблем и не способствовало достижения необходимых результатов. Гутенберг начал с вырезания букв на пластинках, но позже он понял, что идея отливки однотипных букв по уже заданной форме более преимущественна.

Создание пунсона – деталь работы, над которой изобретателю пришлось много поработать. Он успешно с ней справился. Гутенберг значительно упростил себе задачу, сделав модель выпуклой буквы на твёрдом металле. Благодаря пунсону, оттискивают ряд углублённых изображений нужной буквы, получают матрицы, а после этого производится уже быстрая отливка любого количества литер.

Следующим этапом его работы было нахождение определённого сплава металла. И он его нашёл. В состав разработанного Гутенбергом сплава входили такие металлы как: олово, свинец, сурьма.

Иоганну, вероятнее всего, принадлежит изобретение первой наборной кассы, а также крупное новшество в печати – создание печатного станка. Его печатный станок был прост: обычный деревянный винтовой пресс (его производительность была небольшой).

Иоганн печатал только текст. Иллюстрации и украшения страниц было исключительно от руки. Но в 1457 году П. Шеффер сумел сделать многократные буквицы (инициалы и свой издательский знак) печатным путём.

Весь путь изобретений занял у Иоганна Гутенберга пятнадцатилетний период страсбургской жизни.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Литература средних веков – литература феодализма, возникшая в период ухода рабовладельчества, исчезновения античных форм государственности, становления христианства как государственной религии (III – IV вв.). Завершение этого периода происходит в XIV – XV вв. с появлением капиталистических наклонностей в городской экономике, со становлением государств абсолютистских государств, с утверждением светской идеологии гуманизма, которая пошатнула авторитет церкви.

Литература в развитии проходит два больших этапа: раннее средневековье (III – X вв.) и зрелое средневековье (XII – XIII вв.). А также можно выделить позднее средневековье (XIV – XV вв.).

Раннее средневековье – переходное время. Великое переселение народов, смута, неустойчивость. Феодальная формация отчётливее складывается только к VIII – IX вв. До V в. Сохранялись античные литературные традиции, но затем под влиянием церкви развитие литературы замирает. Шаги к созданию новой литературы были сделаны при Карле Великом, предоставившем материальную возможность и для распространения знаний и для их развития, в том числе благодаря придворной академии.

В XI в. появилась литература на национальных языках (романский и германский). Сильное влияние до сих пор оказывают латинские традиции, продолжая выдвигать художников и масштабные явления: светская эпическая героика Вальтера Шатильонского (поэма «Александреида», 1178 – 1182), исповедальная проза Пьера Абеляра (автобиографическая «История моих бедствий», 1132 – 1136), смеховое вольномыслие вагантов и т.д. В средние века понятие литературы было намного шире, чем в наше время, еа признаком литературного произведения признаком являлся не предмет, а его форма, отделанность слога.

В средние века литература была сословной из-за жёсткой социальной иерархии. Религиозная литература занимала большую часть, при этом она не имела чётких границ в понятии. В неё могли входить: проза проповедей, лирика песнопений, жития, проза посланий и т.д. Зачастую изначально светский жанр произведения с течением времени приписывали в религиозный, из-за идеи, что любое явление выступает как воплощение «высшего». В частности, случай с «Песнью о Роланде». В дальнейшем нарастала светская тенденция, и она не всегда была в мирных отношениях с религиозной.

Рыцарская литература была связаны с правящим сословием феодального общества, являлась самой значительной частью средневековой литературы. Делилась на три основные радела: героический эпос, придворная лирика и роман. Эпос зрелого средневековья являлся первым крупным жанровым проявлением литературы на новых языках. Исторической почвой послужили этническое сплочение и формирование феодальных отношений. Сюжетной основой были предания об эпохе великого переселения народов (немецкая «Песнь о Нибелунгах»), о норманнских набегах (немецкая «Кудруна»), о войнах Карла Великого и т.д. Бродячие народные певцы являлись носителями эпоса. У них он начинает отходить от фольклора со сказочной тематикой, переходя к исторической. Эпос окончательно складывается в X – XIII вв. (записывать начали в XI в.).

Лирика появилась благодаря трубадурам (поэтам-рыцарям на юге Франции, Прованс), труверам (на севере Франции) и миннезингерам (в Германии). Местом её зарождения был Прованс, в дальнейшем она распространилась по Западной Европе. Стала появляться придворная лирика, всё чаще связанная с любовной темой, также присутствовала сатира и дидактика. Культ Прекрасной Дамы (по образцу Богоматери) и этика беззаветного любовного сужения (по образцу вассального служения) – были нововведениями. Куртуазная (придворная) лирика показала любовь как самое ценное чувство, сделав при этом значимый шаг в попытке понятия внутреннего мира человека.

В пределах придворной идеологии возник рыцарский роман. Родиной считается Франция XII в.. а создателем – Кретьен де Труа. Это направление быстро завоевало признание и получило вторую родину в Германии в XIII в. (Готфрид Страсбургский, Вольфрам фон Эшенбах и др.). Такой роман мог соединять сюжетную увлекательность и наличие этических проблем среди народа. Благодаря рыцарскому роману, в эпическом герое обнаружили драматическую духовность.

Третьим этапом была литература города. Тут отсутствовала идеализация как в рыцарских романах, всё в большей степени склонялось к быту, реалистичности. Для неё характерно было наличие нравоучений и поучений («Роман о Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мёна, 1230 –1280). В сатире диапазон был от «животного» эпоса («Роман о лисе», XIII в.) до небольшого стихотворного рассказа.

Средневековаядрама не имела ничего общего с античной. Появилась она благодаря церкви, но вскоре храм передал её обычному люду. Благодаря этому, стали организовываться театры. Тесно с ними были связаны такие известные драматурги: Шекспир, Лопе де Вег, Кальдерон.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.