Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ



СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

CATI(Computer Assisted Telephone Interviewing) – компьютерная система телефонного опроса. Работа в системе CATI позволяет полностью контролировать процесс работы интервьюеров, быстро реагировать на результаты опроса, а также опросить большое количество людей в краткие сроки из любой точки страны.

Альтернативный вопрос – вид вопроса, предполагающий выбор респондентом только одного варианта ответа (альтернативы) из набора предлагаемых вариантов. Типичными альтернативными вопросами являются вопросы о социально-демографических характеристиках опрашиваемых (пол, возраст, образование, социально-профессиональный статус, размер среднемесячного дохода за конкретный период времени и другие).

Анкета – вопросник – документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам, где респонденту адресуются вопросы в вопросительной, утверди­тельной или отрицательной форме с вариантами ответа или без них.

Аудиоконтроль –контроль качества работы интервьюера через прослушивание записи разговора с одновременной сверкой данных, которые собрал интервьюер (отметил, записал в анкете).

Бренд(брэнд) – хорошо раскрученная торговая марка.

Брифинг– инструктаж, в ходе которого объясняются ньюансы анкеты и проекта (исследования).

Вероятность– числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

Вопрос-фильтр – вопрос, задающийся с целью отделить интересующую часть опрашиваемых от других респондентов, или отсечь не относящихся к данной ан­кете в целом респондентов. Так, при исследовании читательской аудитории конкретной газеты, скажем, «Вечерней Москвы», пе­ред тем как переходить к собственно содержательному блоку воп­росов, размещаются вопросы-фильтры, где спрашивается, знаком ли респондент с этой газетой. Или, например, в анкете стоит вопрос-фильтр: «Ходите ли Вы на работу пешком или пользуетесь общественным (личным) транспортом?». После него помещается блок вопросов для тех, кто пользуется общественным транспортом, а затем – блок вопросов для владельцев автомашин.

Выборочная совокупность (выборка) – уменьшенная модель генеральной совокупности, которая отражает социально-демографические или иные свойства, признаки и характеристики генеральной совокупности. В выборку входят те, кого необходимо опросить. Представим, что предметом исследования, т.е. темой, выступает экономическая активность пенсионеров. Все пенсионе­ры – пожилые люди в возрасте старше 55 (женщины) и 60 (муж­чины) лет – будут составлять генеральную совокупность. По спе­циальным формулам социолог рассчитал, что ему достаточно опросить 2,5 тыс. пенсионеров. Это и станет выборочной со­вокупностью.

Генеральная совокупность –общая численность людей:население всей страны, все городское население, все жи­тели одного города или района, вся молодежь и т.п. Эта совокупность представляется различным количеством людей (от десятков до миллионов).

Группировка данных– один из основных методов обработки первичной (полученной от респондентов) информации, представляющий собой процесс образования групп людей, однородных в каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близ­кие значения изучаемого признака. Например, группировка данных, касательно отношения людей к потреблению молока, по возрасту.

Данные– информация, собранная в ходе опроса, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники.

Заказчик исследования – инициатор исследования.

Закрытый вопрос –вопрос, в котором перечисле­ны все без исключения ответы (альтернативы), из которых респонденту предстоит выбрать тот (те), который соответствует его мнению. В таком вопросе свобода выражения респондентом своего мнения (не из вариантов в анкете) сведе­на если не к минимуму, то к очень жестким границам. Например, выясняется отношение человека к своей работе: «Что нравится Вам в Вашей работе?». Вопросу соответствуют следующие варианты ответов: а) заработок; б) разнообразие работы; в) работа заставляет думать; г) возможность продвижения по службе; д) характер выпускаемой продукции; е) отношения с администрацией; ж) физическая нагрузка во время работы. Ответ нужно выбрать именно из этих вариантов, другие ответы не предполагаются.

Интервальная шкала –количественная шкала, где присутствуют упорядоченность и интервальность, но нет нулевой точки (нулевого значения). Например, когда изучается удовлетворенность, значимость, важность чего-либо по 10-тибальной шкале (от 1 до 10). Удовлетворенность не имеет нулевого значения.

Интервьюер – лицо, непосредственно проводящее опрос, задающий вопросы по анкете, собирающий данные.

Интерпретация– истолкование, объяснение.

Исполнитель исследования – в нашем случае, звонковый центр (Колл-центр), в лице его руководителей.

Квота – это количественное ограничение, процентные пропорции признаков (пол, возраст, образование, национальность и т.д.) объекта исследования (респондента), на основании которых составляется выборочная совокупность (группа людей, которую нужно опросить). Информацию, которая образует квоты, получают из документов государственной или ведомственной статистики. Если в генеральной совокупности, например, жителей Новосибирской области 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% - пожилых, то и в выборочной совокупности (группе опрашиваемых людей) должны соблюдаться те же самые процентные про­порции трех возрастов.

Кодирование– присвоение числовых кодов позициям (вариантам) в социологической анкете.

Маркетинговое исследование – сбор, обработка и анализ данных маркетинговой информации с целью изучения текущих проблем на товарном рынке и принятия нужных маркетинговых решений. Маркетинговые исследования включают исследования потребителей, конкурентов, сбыта, товаров, товародвижения, цены, внутренней среды предприятия и т.д.

Массив данных – это набор однородных данных (чисел, символов, слов), имеющих имя и последовательную нумерацию его элементов. Например, список операторов, работающих в Инфоскане – массив; совокупность данных, полученных по каждому респонденту, принявшему участие в исследование – массив.

Методология – совокупность исследовательских процедур, техник и методов.

Неальтернативный вопрос (вопрос-меню) – вид вопроса, когда респонденту предлагается целый веер различных вариантов ответов, из которых он может выбрать несколько наиболее ему подходящих (любое количество, или не более двух, трех, пяти вариантов). Например, вопрос: «Каков набор Вашей еженедельной «потребительской кор­зины» при походе на продовольственный рынок?». Его можно сопроводить достаточно длинным перечнем продуктов. Отвечая на этот воп­рос, хозяйка отметит в нем все, что купила на прошлой неделе (а возможно, добавит то, что вы не упомянули в этом списке). Чаще всего неальтернативные вопросы используют­ся при изучении ценностных ориентаций, характеризующих на­цию, сообщество или социальную группу, читательских предпоч­тений (список читаемых газет и журналов), видов досуговой дея­тельности и т.д.

Номинальная шкала (шкала наименований) –шкала, где варианты отражают исчерпывающие свойства, категории, они не могут количественно отличаться друг от друга, их нельзя сравнить, упорядочить. Например, пол – мужской и женский. Он не может измениться, его нельзя увеличить, уменьшить, это факт, свойство, присущее человеку. Не может быть немножко мужской пол, или немножко женский.

Обработка данных– математико-статистическое преобразование данных, полученных в ходе исследования, которое делает их компактны­ми, пригодными для анализа и интерпретации, а также публикации.

Объект исследования– в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, спо­собные дать социологу необходимую информацию.

Объем выборки– количество респондентов в выборочной совокуп­ности.

Опрос социологический– метод сбора первичной (из первых рук – от респондентов) социологической информации, предусматривающий обращение к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне обыденного сознания; регистрацию и обработку полученных ответов, а также их последующую интерпретацию в целях описания, анализа, объяснения, прогнозирования развития изучаемых процессов или явлений социальной жизни. Это, как правило, массовые опросы общественного мнения, в том числе, и телефонные.

Открытый вопрос – вопрос, дающий респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуаль­ного сознания, языка, стиля, во всей полноте, до подробностей, зафиксировав ответ в специально отведенном месте анкеты.

Паспортичка - блок (часть) анкеты, состоящая из вопросов, касающихся социально-демографических, экономических, профессиональных (например, пол, возраст, доход, семейное положение и т.д.) и других сведений и характеристик самого респондента, с целью проверки надежности информации. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе.

Пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») – пробное исследование, предназначенное для отработки технических приемов и процедур: установления необходимого объема и качества выборки, для уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса, а также для апробации вопросника (анкеты). В это время можно корректировать работу интервьюеров, давать рекомендации, вносить изменения в анкету. После внесения и утверждения всех корректировок, происходит полноценный запуск опроса.

Полевой этап исследования (поле) – сбор данных – анкет и их обработка (анализ данных).

Полузакрытый вопрос –частично закрытый (или частично открытый) вопрос, на который заранее дана лишь часть вариантов ответа и есть вариант «другое», в котором респондент имеет возможность зафиксировать свой ответ, если его не удовлетворят уже предложенные варианты. Полузакрытые вопросы используют в тех случаях, когда задавая закрытый вопрос, нет уве­ренности, что предлагаемый набор вариантов ответа является полным или исчерпывающим.

Порядковая (ранговая) шкала –шкала, где варианты имеют разные степени выраженности, интенсивность тех или иных свойств. Например, удовлетворенность чем-либо: полностью удовлетворен, скорее да чем нет, трудно сказать, скорее нет, полностью не удовлетворен. Такая шкала разрешает ранжировать респондентов или их ответы, например, нужно проранжировать фирмы – производители электронной продукции в соответствии с системой предпочтения респондентом, где нужно поставить «1» фирме, которая занимает первое место в системе предпочтений; «2» - второе и т.д.

Преамбула – вводная, вступительная часть в анкете. Обычно располагается при переходе к основным вопросам анкеты или между разными частями анкеты.

Предмет исследования – то, что намереваются изучить, тема исследования.

Приветствие – титульный лист анкеты, где отражается тема или проблема опроса; название организации, проводящей опрос; время опроса; указывается, что опрос анонимен и разговор ведется под запись; другая информация об опросе, требуемая для озвучивания респонденту.

Прикладное (практическое) социологическое исследование – исследование, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки.А также, где одни соци­альные явления объясняются при помощи других социальных явле­ний. Например, как определенный митинг повлиял на ряд других последующих митингов или поведение людей. Или как то, насколько люди оценивает экологическую ситуацию в своем городе, повлияет на решение властей в ее улучшении и в какие сроки.

Репрезентативная выборка – та выборка (группа людей), в которой все основные признаки генеральной совокупности (всего населения), из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности. Например, из 143,5 миллионов россиян случайным образом отбираются 1500 человек. Тогда, например, доля менеджеров среднего звена (менеджеры среднего звена – это признак) среди них будет приблизительно равна доле менеджеров среднего звена в генеральной совокупности (143,5 миллионов россиян), что и показывает, что выборка может представлять всю совокупность (143,5 миллионов россиян).

Репрезентативность выборочной совокупности – свойство выборочной совокупности (группы людей) отражать основные характеристики генеральной совокупности (всего населения). Таким образом, выборка (группа людей) может представлять мнение или позицию всего населения страны, региона, района и т.д. Если, например, от 60 до 70% респондентов из выборочной совокупности Красноярского края (1500 опрошенных респондентов) не удовлетворены своей работой, это будет означать, что от 60 до 70% жителей всего Красноярского края не удовлетворены работой.

Респондент –(отвечающий) участник исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

Случайный отбор респондента – правило, согласно которому, каждый респондент из ге­неральной совокупности должен иметь одинаковые с другими респондентами шансы попасть в выборку (группу людей, которую нужно опросить).

Статистический анализ – анализ данных, с помощью которого можно выявить взаимосвязи и структуру изучаемых социальных явлений и процессов. Например, как пол или возраст влияет на мнение людей, и насколько оно разнится у разных возрастных категорий.

Структурированное интервью– опрос респонден­тов путем фиксирования в анкете точных и однозначных пока­зателей (ответов). Общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником (анкетой) и инструкцией, согласно которой интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Это означает, что каждый респондент подвергается влиянию таких же стимулов, как и другие.

Табличный (комбинированный) вопрос –вопрос, где представлен не один, а группа вопросов (поэтому его и называют комбинированным), объединенных единой формой - таблицей (поэтому его и называют табличным). Такие вопросы очень емкие и в то же время занимают мало места в анкете.

Телефонная база данных – это совокупность телефонных номеров и других характеристик, связанных с тем или иным номером телефона (регион, имя, название организации и т.д.).

Телефонное интервью –одна из форм проведения маркетинговых и социологических исследований, которое заключаются в опросе респондентов по телефону на основе заранее разработанной системы опроса. Проводится в компьютеризированной системе телефонных опросов CATI.

Тестовая ссылка на анкету (тест) –ссылка, где расположена запрограммированная анкета, которую можно изучить перед началом работы по проекту (опросу). Данные по этой анкете не входят в общий массив данных.

Фальсификация данных – сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора. Например, респондент не захотел продолжать интервью, а интервьюер ответил на вопросы за него и отправил анкету в общий массив данных.

Физическое лицо – человек (учащийся, безработный, работник, индивидуальный предприниматель, супруг, наследник, автор и тому подобное) – субъект гражданского права, (носитель прав и обязанностей).

Шкала – измеряемые величины, свойства, признаки. Проще говоря, варианты ответа.

Шкала отношений – количественная шкала, где присутствуют упорядоченность, интервальность и нулевая точка (нулевое значение). Например, когда измеряется уровень дохода, возраст и т.д.

Юридическое лицо – зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.