![]()
|
|||||||
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВСЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
CATI(Computer Assisted Telephone Interviewing) – компьютерная система телефонного опроса. Работа в системе CATI позволяет полностью контролировать процесс работы интервьюеров, быстро реагировать на результаты опроса, а также опросить большое количество людей в краткие сроки из любой точки страны. Альтернативный вопрос – вид вопроса, предполагающий выбор респондентом только одного варианта ответа (альтернативы) из набора предлагаемых вариантов. Типичными альтернативными вопросами являются вопросы о социально-демографических характеристиках опрашиваемых (пол, возраст, образование, социально-профессиональный статус, размер среднемесячного дохода за конкретный период времени и другие). Анкета – вопросник – документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам, где респонденту адресуются вопросы в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме с вариантами ответа или без них. Аудиоконтроль –контроль качества работы интервьюера через прослушивание записи разговора с одновременной сверкой данных, которые собрал интервьюер (отметил, записал в анкете). Бренд(брэнд) – хорошо раскрученная торговая марка. Брифинг– инструктаж, в ходе которого объясняются ньюансы анкеты и проекта (исследования). Вероятность– числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Вопрос-фильтр – вопрос, задающийся с целью отделить интересующую часть опрашиваемых от других респондентов, или отсечь не относящихся к данной анкете в целом респондентов. Так, при исследовании читательской аудитории конкретной газеты, скажем, «Вечерней Москвы», перед тем как переходить к собственно содержательному блоку вопросов, размещаются вопросы-фильтры, где спрашивается, знаком ли респондент с этой газетой. Или, например, в анкете стоит вопрос-фильтр: «Ходите ли Вы на работу пешком или пользуетесь общественным (личным) транспортом?». После него помещается блок вопросов для тех, кто пользуется общественным транспортом, а затем – блок вопросов для владельцев автомашин. Выборочная совокупность (выборка) – уменьшенная модель генеральной совокупности, которая отражает социально-демографические или иные свойства, признаки и характеристики генеральной совокупности. В выборку входят те, кого необходимо опросить. Представим, что предметом исследования, т.е. темой, выступает экономическая активность пенсионеров. Все пенсионеры – пожилые люди в возрасте старше 55 (женщины) и 60 (мужчины) лет – будут составлять генеральную совокупность. По специальным формулам социолог рассчитал, что ему достаточно опросить 2,5 тыс. пенсионеров. Это и станет выборочной совокупностью. Генеральная совокупность –общая численность людей:население всей страны, все городское население, все жители одного города или района, вся молодежь и т.п. Эта совокупность представляется различным количеством людей (от десятков до миллионов). Группировка данных– один из основных методов обработки первичной (полученной от респондентов) информации, представляющий собой процесс образования групп людей, однородных в каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака. Например, группировка данных, касательно отношения людей к потреблению молока, по возрасту. Данные– информация, собранная в ходе опроса, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники. Заказчик исследования – инициатор исследования. Закрытый вопрос –вопрос, в котором перечислены все без исключения ответы (альтернативы), из которых респонденту предстоит выбрать тот (те), который соответствует его мнению. В таком вопросе свобода выражения респондентом своего мнения (не из вариантов в анкете) сведена если не к минимуму, то к очень жестким границам. Например, выясняется отношение человека к своей работе: «Что нравится Вам в Вашей работе?». Вопросу соответствуют следующие варианты ответов: а) заработок; б) разнообразие работы; в) работа заставляет думать; г) возможность продвижения по службе; д) характер выпускаемой продукции; е) отношения с администрацией; ж) физическая нагрузка во время работы. Ответ нужно выбрать именно из этих вариантов, другие ответы не предполагаются. Интервальная шкала –количественная шкала, где присутствуют упорядоченность и интервальность, но нет нулевой точки (нулевого значения). Например, когда изучается удовлетворенность, значимость, важность чего-либо по 10-тибальной шкале (от 1 до 10). Удовлетворенность не имеет нулевого значения. Интервьюер – лицо, непосредственно проводящее опрос, задающий вопросы по анкете, собирающий данные. Интерпретация– истолкование, объяснение. Исполнитель исследования – в нашем случае, звонковый центр (Колл-центр), в лице его руководителей. Квота – это количественное ограничение, процентные пропорции признаков (пол, возраст, образование, национальность и т.д.) объекта исследования (респондента), на основании которых составляется выборочная совокупность (группа людей, которую нужно опросить). Информацию, которая образует квоты, получают из документов государственной или ведомственной статистики. Если в генеральной совокупности, например, жителей Новосибирской области 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% - пожилых, то и в выборочной совокупности (группе опрашиваемых людей) должны соблюдаться те же самые процентные пропорции трех возрастов. Кодирование– присвоение числовых кодов позициям (вариантам) в социологической анкете. Маркетинговое исследование – сбор, обработка и анализ данных маркетинговой информации с целью изучения текущих проблем на товарном рынке и принятия нужных маркетинговых решений. Маркетинговые исследования включают исследования потребителей, конкурентов, сбыта, товаров, товародвижения, цены, внутренней среды предприятия и т.д. Массив данных – это набор однородных данных (чисел, символов, слов), имеющих имя и последовательную нумерацию его элементов. Например, список операторов, работающих в Инфоскане – массив; совокупность данных, полученных по каждому респонденту, принявшему участие в исследование – массив. Методология – совокупность исследовательских процедур, техник и методов. Неальтернативный вопрос (вопрос-меню) – вид вопроса, когда респонденту предлагается целый веер различных вариантов ответов, из которых он может выбрать несколько наиболее ему подходящих (любое количество, или не более двух, трех, пяти вариантов). Например, вопрос: «Каков набор Вашей еженедельной «потребительской корзины» при походе на продовольственный рынок?». Его можно сопроводить достаточно длинным перечнем продуктов. Отвечая на этот вопрос, хозяйка отметит в нем все, что купила на прошлой неделе (а возможно, добавит то, что вы не упомянули в этом списке). Чаще всего неальтернативные вопросы используются при изучении ценностных ориентаций, характеризующих нацию, сообщество или социальную группу, читательских предпочтений (список читаемых газет и журналов), видов досуговой деятельности и т.д. Номинальная шкала (шкала наименований) –шкала, где варианты отражают исчерпывающие свойства, категории, они не могут количественно отличаться друг от друга, их нельзя сравнить, упорядочить. Например, пол – мужской и женский. Он не может измениться, его нельзя увеличить, уменьшить, это факт, свойство, присущее человеку. Не может быть немножко мужской пол, или немножко женский. Обработка данных– математико-статистическое преобразование данных, полученных в ходе исследования, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации, а также публикации. Объект исследования– в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объем выборки– количество респондентов в выборочной совокупности. Опрос социологический– метод сбора первичной (из первых рук – от респондентов) социологической информации, предусматривающий обращение к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне обыденного сознания; регистрацию и обработку полученных ответов, а также их последующую интерпретацию в целях описания, анализа, объяснения, прогнозирования развития изучаемых процессов или явлений социальной жизни. Это, как правило, массовые опросы общественного мнения, в том числе, и телефонные. Открытый вопрос – вопрос, дающий респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля, во всей полноте, до подробностей, зафиксировав ответ в специально отведенном месте анкеты. Паспортичка - блок (часть) анкеты, состоящая из вопросов, касающихся социально-демографических, экономических, профессиональных (например, пол, возраст, доход, семейное положение и т.д.) и других сведений и характеристик самого респондента, с целью проверки надежности информации. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») – пробное исследование, предназначенное для отработки технических приемов и процедур: установления необходимого объема и качества выборки, для уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса, а также для апробации вопросника (анкеты). В это время можно корректировать работу интервьюеров, давать рекомендации, вносить изменения в анкету. После внесения и утверждения всех корректировок, происходит полноценный запуск опроса. Полевой этап исследования (поле) – сбор данных – анкет и их обработка (анализ данных). Полузакрытый вопрос –частично закрытый (или частично открытый) вопрос, на который заранее дана лишь часть вариантов ответа и есть вариант «другое», в котором респондент имеет возможность зафиксировать свой ответ, если его не удовлетворят уже предложенные варианты. Полузакрытые вопросы используют в тех случаях, когда задавая закрытый вопрос, нет уверенности, что предлагаемый набор вариантов ответа является полным или исчерпывающим. Порядковая (ранговая) шкала –шкала, где варианты имеют разные степени выраженности, интенсивность тех или иных свойств. Например, удовлетворенность чем-либо: полностью удовлетворен, скорее да чем нет, трудно сказать, скорее нет, полностью не удовлетворен. Такая шкала разрешает ранжировать респондентов или их ответы, например, нужно проранжировать фирмы – производители электронной продукции в соответствии с системой предпочтения респондентом, где нужно поставить «1» фирме, которая занимает первое место в системе предпочтений; «2» - второе и т.д. Преамбула – вводная, вступительная часть в анкете. Обычно располагается при переходе к основным вопросам анкеты или между разными частями анкеты. Предмет исследования – то, что намереваются изучить, тема исследования. Приветствие – титульный лист анкеты, где отражается тема или проблема опроса; название организации, проводящей опрос; время опроса; указывается, что опрос анонимен и разговор ведется под запись; другая информация об опросе, требуемая для озвучивания респонденту. Прикладное (практическое) социологическое исследование – исследование, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки.А также, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. Например, как определенный митинг повлиял на ряд других последующих митингов или поведение людей. Или как то, насколько люди оценивает экологическую ситуацию в своем городе, повлияет на решение властей в ее улучшении и в какие сроки. Репрезентативная выборка – та выборка (группа людей), в которой все основные признаки генеральной совокупности (всего населения), из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности. Например, из 143,5 миллионов россиян случайным образом отбираются 1500 человек. Тогда, например, доля менеджеров среднего звена (менеджеры среднего звена – это признак) среди них будет приблизительно равна доле менеджеров среднего звена в генеральной совокупности (143,5 миллионов россиян), что и показывает, что выборка может представлять всю совокупность (143,5 миллионов россиян). Репрезентативность выборочной совокупности – свойство выборочной совокупности (группы людей) отражать основные характеристики генеральной совокупности (всего населения). Таким образом, выборка (группа людей) может представлять мнение или позицию всего населения страны, региона, района и т.д. Если, например, от 60 до 70% респондентов из выборочной совокупности Красноярского края (1500 опрошенных респондентов) не удовлетворены своей работой, это будет означать, что от 60 до 70% жителей всего Красноярского края не удовлетворены работой. Респондент –(отвечающий) участник исследования, выступающий в роли опрашиваемого. Случайный отбор респондента – правило, согласно которому, каждый респондент из генеральной совокупности должен иметь одинаковые с другими респондентами шансы попасть в выборку (группу людей, которую нужно опросить). Статистический анализ – анализ данных, с помощью которого можно выявить взаимосвязи и структуру изучаемых социальных явлений и процессов. Например, как пол или возраст влияет на мнение людей, и насколько оно разнится у разных возрастных категорий. Структурированное интервью– опрос респондентов путем фиксирования в анкете точных и однозначных показателей (ответов). Общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником (анкетой) и инструкцией, согласно которой интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Это означает, что каждый респондент подвергается влиянию таких же стимулов, как и другие. Табличный (комбинированный) вопрос –вопрос, где представлен не один, а группа вопросов (поэтому его и называют комбинированным), объединенных единой формой - таблицей (поэтому его и называют табличным). Такие вопросы очень емкие и в то же время занимают мало места в анкете. Телефонная база данных – это совокупность телефонных номеров и других характеристик, связанных с тем или иным номером телефона (регион, имя, название организации и т.д.). Телефонное интервью –одна из форм проведения маркетинговых и социологических исследований, которое заключаются в опросе респондентов по телефону на основе заранее разработанной системы опроса. Проводится в компьютеризированной системе телефонных опросов CATI. Тестовая ссылка на анкету (тест) –ссылка, где расположена запрограммированная анкета, которую можно изучить перед началом работы по проекту (опросу). Данные по этой анкете не входят в общий массив данных. Фальсификация данных – сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора. Например, респондент не захотел продолжать интервью, а интервьюер ответил на вопросы за него и отправил анкету в общий массив данных. Физическое лицо – человек (учащийся, безработный, работник, индивидуальный предприниматель, супруг, наследник, автор и тому подобное) – субъект гражданского права, (носитель прав и обязанностей). Шкала – измеряемые величины, свойства, признаки. Проще говоря, варианты ответа. Шкала отношений – количественная шкала, где присутствуют упорядоченность, интервальность и нулевая точка (нулевое значение). Например, когда измеряется уровень дохода, возраст и т.д. Юридическое лицо – зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.
|
|||||||
|