|
|||
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Фотохотинова Оксана Владимировна, учитель английского языка МАОУ СОШ №35 г. Томска Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка В задачу современной системы образования входит формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации, как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию [1]. Универсальные учебные действия – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных действий: коммуникативных (обеспечение социальной компетенции), познавательных (решение общеучебных задач, логических проблем), личностных (определение мотивационной ориентации), регулятивных (обеспечение организации собственной деятельности) Изучение иностранного языка способствует и создаёт условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. В рамках изучения иностранного языка коммуникативные универсальные учебные действия формируются посредством развития произвольности и осознанности монологической и диалогической речи, развития письменной речи, формирования ориентации на партнёра (его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания), уважения интересов партнёра, умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями англоговорящих стран, их нравами и обычаями, создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных учебных действий– развитие гражданской идентичности личности, прежде всего в общекультурной сфере, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге. Изучение иностранного языка способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана). Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: определение цели действий и учебной задачи, планирование как последовательность шагов к конечному результату, прогнозирование (предвидение) результата и уровня усвоения знаний за определенный период времени, контроль с целью выявления отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия, оценка качества того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий [2].
Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка предлагаются следующие виды заданий: - участие в тематических проектах; - подведение итогов урока; - художественный перевод, презентации, создание видеороликов; - вербальное восприятие увиденного видеофильма, презентации, выражение своего мнения; - работа по «цепочке» с ответом на вопросы; - групповая работа над текстом. Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: - «Найди отличия» (например, при описании двух картинок на одну и ту же тему при подготовке к устной части ЕГЭ); - поиск лишнего слова в логической цепочке; - сопоставление картинки и слова; - упорядочивание предложений согласно прочитанному/прослушанному; - составление разного рода опор, например, при подготовке устного сообщения по теме - работа с разнообразными таблицами в учебнике; - преобразование цепочки в предложения; - работа со словарями и другими справочниками; - выполнение проектов/презентаций, используя Интернет-ресурсы; - работа в группах; - составление плана, выписывание ключевых слов, ответы на вопросы, тезисы; - задания к тексту типа: «Посмотрите на заголовок текста и скажите, о чём будет в нем идти речь», «Прочтите последний абзац истории и догадайтесь, что произошло с главным героем рассказа», «Прочитайте первые предложения рассказа и предположите, что будет дальше»; - подбор к слову подходящее окончание предложения, характеризующее профессиональную деятельность человека. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий (действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции и оценки) на уроках английского языка возможны следующие виды заданий: - поиск информации в предложенных источниках (тексты, диалоги, полилоги, аудиотексты); - «Преднамеренные ошибки» - учитель просит найти в задании ошибки, указывая их количество; - взаимоконтроль; - диспут; - задания тестового характера; - задания «Дополни предложения»; - задания по определённому алгоритму; - работа с тематическими ассоциограммами; - оценка своей работы на уроке; - планирование монологического, диалогического высказывания, содержания презентации; - орфографический взаимодиктант по изученной лексике; - план рассказа о себе, используя ключевые слова; - составление рассказ по плану: - организация пунктов плана в логической последовательности; - тексты с пропусками; - составление ассоциограммы; - написание продолжения к рассказу или видеосюжету. Для формирования и диагностики коммуникативных универсальных учебных действийможно рассматривать следующие виды заданий: - выписывать из текста слова, словосочетания и предложения (в зависимости от задания); - писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо, используя изученные языковые средства и навыки пользования ими; - вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения; - вести диалог-расспрос и обмен мнениями; - восприятие на слух речи собеседника; - высказывания по теме; - аргументация по поставленной проблеме – за и против; - рассказ-загадка «Отгадай, о ком/о чем говорим», например, - рассказать, устно описать, объяснить, почему, охарактеризовать и т. д. - составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок, опираясь на специальные вопросы; - инсценировки диалогов и составление их по данному образцу; - ролевые игры и инсценировки сказок, разыгрывание диалогов и ситуаций на разные темы, соответствующие возрасту учащихся; -описание картины; - диалоги, темы которых обязательно приближены к реальным, например, «На улице», «На перроне», «В магазине», «У билетной кассы» «В отеле» «В кафе». Сформированные универсальные учебные действия позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности на уроке по отношению к своей собственной. Главным на уроке становится сотрудничество, благодаря которому возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. УУД выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Универсальные учебные действия обеспечивают качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения [3].
Источники 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. – М.: Просвещение, 2010. – с. 14–17. 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). 3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /А.Г.Асмолов. - М: Просвещение, – 2010.160с.
|
|||
|