Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.



ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Фотохотинова Оксана Владимировна, учитель английского языка

МАОУ СОШ №35 г. Томска

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка

 В задачу современной системы образования входит формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации, как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию [1].

Универсальные учебные действия – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных действий: коммуникативных (обеспечение социальной компетенции), познавательных (решение общеучебных задач, логических проблем), личностных (определение мотивационной ориентации), регулятивных (обеспечение организации собственной деятельности)

Изучение иностранного языка способствует и создаёт условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. В рамках изучения иностранного языка коммуникативные универсальные учебные действия формируются посредством развития произвольности и осознанности монологической и диалогической речи, развития письменной речи, формирования ориентации на партнёра (его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания), уважения интересов партнёра, умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями англоговорящих стран, их нравами и обычаями, создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных учебных действий– развитие гражданской идентичности личности, прежде всего в общекультурной сфере, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Изучение иностранного языка способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: определение цели действий и учебной задачи, планирование как последовательность шагов к конечному результату, прогнозирование (предвидение) результата и уровня усвоения знаний за определенный период времени, контроль с целью выявления отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия, оценка качества того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий [2].

 

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка предлагаются следующие виды заданий:

- участие в тематических проектах;

- подведение итогов урока;

- художественный перевод, презентации, создание видеороликов;

- вербальное восприятие увиденного видеофильма, презентации, выражение своего мнения;

- работа по «цепочке» с ответом на вопросы;

- групповая работа над текстом.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- «Найди отличия» (например, при описании двух картинок на одну и ту же тему при подготовке к устной части ЕГЭ);

- поиск лишнего слова в логической цепочке;

- сопоставление картинки и слова;

- упорядочивание предложений согласно прочитанному/прослушанному;

- составление разного рода опор, например, при подготовке устного сообщения по теме

- работа с разнообразными таблицами в учебнике;

- преобразование цепочки в предложения;

- работа со словарями и другими справочниками;

- выполнение проектов/презентаций, используя Интернет-ресурсы;

- работа в группах;

- составление плана, выписывание ключевых слов, ответы на вопросы, тезисы;

- задания к тексту типа: «Посмотрите на заголовок текста и скажите, о чём будет в нем идти речь», «Прочтите последний абзац истории и догадайтесь, что произошло с главным героем рассказа», «Прочитайте первые предложения рассказа и предположите, что будет дальше»;

- подбор к слову подходящее окончание предложения, характеризующее профессиональную деятельность человека.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий (действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции и оценки) на уроках английского языка возможны следующие виды заданий:

- поиск информации в предложенных источниках (тексты, диалоги, полилоги, аудиотексты);

- «Преднамеренные ошибки» - учитель просит найти в задании ошибки, указывая их количество;

- взаимоконтроль;

- диспут;

- задания тестового характера;

- задания «Дополни предложения»;

- задания по определённому алгоритму;

- работа с тематическими ассоциограммами;

- оценка своей работы на уроке;

- планирование монологического, диалогического высказывания, содержания презентации;

- орфографический взаимодиктант по изученной лексике;

- план рассказа о себе, используя ключевые слова;

-  составление рассказ по плану:

- организация пунктов плана в логической последовательности;

- тексты с пропусками;

- составление ассоциограммы;

- написание продолжения к рассказу или видеосюжету.

Для формирования и диагностики коммуникативных универсальных учебных действийможно рассматривать следующие виды заданий:

- выписывать из текста слова, словосочетания и предложения (в зависимости от задания);

- писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо, используя изученные языковые средства и навыки пользования ими;

- вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

- вести диалог-расспрос и обмен мнениями;

- восприятие на слух речи собеседника;

- высказывания по теме;

- аргументация по поставленной проблеме – за и против;

- рассказ-загадка «Отгадай, о ком/о чем говорим», например,

- рассказать, устно описать, объяснить, почему, охарактеризовать и т. д.

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок, опираясь на специальные вопросы;

- инсценировки диалогов и составление их по данному образцу;

- ролевые игры и инсценировки сказок, разыгрывание диалогов и ситуаций на разные темы, соответствующие возрасту учащихся;

-описание картины;

- диалоги, темы которых обязательно приближены к реальным, например, «На улице», «На перроне», «В магазине», «У билетной кассы» «В отеле» «В кафе».

Сформированные универсальные учебные действия позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности на уроке по отношению к своей собственной. Главным на уроке становится сотрудничество, благодаря которому возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. УУД выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Универсальные учебные действия обеспечивают качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения [3].

 

Источники

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. – М.: Просвещение, 2010. – с. 14–17.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /А.Г.Асмолов. - М: Просвещение, – 2010.160с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.