Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жизненный путь. Детство.



 

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ

1813 – 1869 (56 лет)

Даргомыжский – младший современник и последователь Глинки. Чутко откликался на все передовое, прогрессивное в русском искусстве. В своем тв-ве был близок к демократическим писателям и художникам России. Особенно тесны связи вокальной м-ки Даргомыжского с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Не случайно лучшие творения композитора написаны на слова Пушкина и Лермонтова.

Жизненный путь

Детство.

Родился 2 февраля 1813г. в селе Троицком Тульской губернии. В 1817г семья переехала в Петербург. Отец – правитель канцелярии в коммерческом банке. Мать – образованная, одаренная женщина. Любила искусство. Писала стихи. Как и во многих дворянских семья, дети учились дома. К ним приглашали учителей.

Любовь к искусству мать передала и детям. Старший брат Даргомыжского Эраст был отличным скрипачом. Александр Сергеевич был дружен с сестрами Софьей и Эрминией. В последствии старшая сестра Софья вышла замуж за известного художника, и Даргомыжский жил вместе с ее семьей.

С 7-ми лет Сашу обучали игре на ф-но. В 10-ти летнем возрасте у него появилось стремление к творчеству. Сочиняет небольшие пьесы для ф-но и романсы. Но учитель это не одобряет.

Даргомыжский также обучался игре на скрипке и пению. Но ф-но всегда оставалось на первом месте. Три года Даргомыжский занимался у известного виртуоза Франца Шоберлехнера. Занятия принесли ему немало пользы. Со временем он стал отличным пианистом.

Юность.  

Хотя к 18-ти годам Даргомыжский уже написал много сочинений для ф-но, скрипки, 2х квартетов, кантат, романсов, но композиторская техника его была еще не достаточной.

Огромное значение в жизни Даргомыжского сыграла встреча с Глинкой в 1835 г.(в 22 года). Молодые люди быстро подружились. Часто вместе музицировали. Глинка передал Даргомыжскому тетради с записями лекций своего учителя З.Дена. И Александр занялся серьезным изучением музыкально-теоретических предметов.

Вскоре Даргомыжский стал работать над оперой «Эсмеральда» (на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»). Композитора интересовала французская культура. Передовые литераторы приветствовали оперу. Но на сцене успеха она не имела. Даргомыжский тяжело переживал эту неудачу.

Даргомыжский пишет и другую музыку. Особенно охотно сочиняет романсы. К этому времени он стал признанным в Петербурге преподавателем пения. В его доме устраивались музыкальные вечера, где исполнялась русская музыка. В первую очередь произведения Глинки и Даргомыжского.

В 1844 г.(в 31 год) Даргомыжский побывал за границей в Берлине, Брюсселе, Париже, Вене. Поездка длилась около полугода. Принесла много новых впечатлений, интересных встреч. В то время во Франции были революционные настроения.

Зрелость. 

На чужбине, вдали от родины Даргомыжский почувствовал себя подлинно русским художником. В этот период окончательно сложилось мировоззрение композитора как художника-реалиста. Это отразилось в его творчестве.

Композитор обращается к теме жизни русских людей. Стремится правдиво отразить в музыке живые интонации человеческой речи.

Вернувшись на родину, приступает к созданию оперы «Русалка» на сюжет драмы Пушкина социально-обличительного характера. И в то же время пишет много превосходных романсов.

Следуя по пути Глинки, он в то же время переосмыслил многие традиционные вокальные жанры. Создал новые. Так возникли монологи-размышления «И скучно и грустно», «Мне грустно» на стихи Лермонтова. Поэзия Лермонтова с ее страстным обличением неприглядной российской действительности особенно привлекала теперь Даргомыжского.

 Глинка в своих романсах стремился к передаче общего настроения текста. Использовал для этого кантилену, напевную мелодию. Даргомыжский идет другим путем. Его мелодии следуют за всеми тонкими изгибами текста. Насыщены «говорящими» речевыми интонациями.

В 1853 г. по инициативе известного русского музыкального критика В.Ф.Одоевского был устроен концерт из произведений Даргомыжского (ему 40 лет). Успех был огромный. Горячий прием со стороны музыкантов и публики вызвал у композитора новый прилив творческой энергии. Он с энтузиазмом продолжает работу над «Русалкой». Сам пишет либретто.

В 1856 г. опера «Русалка» была поставлена на сцене Театра-цирка в Петербурге. Аристократическая публика приняла ее равнодушно. Демократически настроенная молодежь – сочувственно. Мнения критиков тоже разделились.

В защиту Даргомыжского выступил известный музыкальный писатель А.Н.Серов. Он отметил в этой опере связи с народной музыкой, правдивость и искренность. Долго на сцене опера не продержалась.

В конце 50-х гг. Даргомыжский сближается с демократическим кружком поэтов и литераторов. Принимает энергичное участие в работе сатирического журнала «Искра». Тогда же создает песни социально-обличительного хар-ра. Среди них драматическая песня «Старый капрал» и сатирическая песня «Червяк» на стихи Пьера Беранже в переводе Курочкина.

В нач.60-х пишет оркестровые пьесы: «Казачок», «Баба-Яга», «Чухонская фантазия» (на финские нар. темы). Как и Глинка, он использует в них народные мелодии. Но в этих пьесах раскрывается самобытность, яркость  его собственного таланта.

Занимается просветительской деятельностью как член Русского музыкального общества.

В 1864 году (в 51 год) снова едет за границу. Его восторженно встречали в Лейпциге, Брюсселе. В концертах исполняли его произведения. Посетил он и Париж, Лондон. Весной 1865 года вернулся в Петербург.

И здесь, на родине, он также получил признание. В 60-е годы изменилась театральная публика. Пришла демократическая молодежь с новыми требованиями. Возобновленная в Петербурге «Русалка» была теперь восторженно принята новым зрителем.

Даргомыжский сближается с молодыми композиторами балакиревского кружка «Могучая кучка». Здесь он находит источник творческой энергии. Начинает работать над оперой «Каменный гость» на текст маленькой трагедии Пушкина. Сочиняет много, не смотря на тяжелую болезнь. Эта опера Даргомыжского вызывает искренний восторг композиторов «Могучей кучки». Яркие характеристики героев пушкинской трагедии композитор воссоздал через напевно-речитативный диалог. В опере нет деления на номера. Преобладает «сквозное» развитие. Лишь две песни Лауры имеют законченную форму.

Закончить оперу не успел. Он умер 5 января 1869 года (в 56 лет). Похоронили его рядом с могилой Глинки. По завещанию Даргомыжского, оперу «Каменный гость» завершил композитор Кюи. Оркестровал Римский–Корсаков. В 1872 году композиторы «Могучей кучки» добились постановки оперы в Петербурге на сцене Мариинского театра.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.