Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Публичные балы эпохи Петра первого»



Тема: «Публичные балы эпохи Петра первого»

Бал — это часть светской жизни общества, которая всегда наполнена радостями и горестями, переживаниями и страстями.

Бал — это лицедейство и игра, кокетство и ревность, страсть и любовь.

Бал — это развлекательное действо, которое отражало новую европейскую культуру — направления моды, музыкальные тенденции, этикетные ценности и стиль общения.

Начало русским балам было положено при Петре I Указом об ассамблеях от 26 ноября 1718 года, в котором значилось следующее:

«Ассамблеи слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное; в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела; друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слушать, что где делается, притом же и забава» .

Исследователи XIX века придавали огромное значение этому указу, усматривая в нем «тяжкий удар по старому семейному и общественному строю» и «первый шаг к тому, чтобы и у нас женщины заняли в обществе то положение, какое они занимали в Западной Европе» .

Современные исследователи наряду с повышением статуса русской женщины отмечают другие причины введения ассамблей — сближение сословий, соответствие статусу западноевропейских дворов и рождение нового типа государственного устройства .

Организация бального пространства для ассамблей происходила следующим образом.

По свидетельству А. О. Корниловича,

«в одной комнате танцевали, в другой находились шахматы и шашки; в третьей — трубки с деревянными спичками для закуривания, табак, рассыпанный на столах, и бутылки с винами» .

Это идеальный вариант предписанный вельможам, но на деле хозяева подчас не имели возможности предоставить участникам ассамблеи несколько гостиных. Тогда «столы с трубками, табаком, шахматами и шашками размещались в танцевальном зале, что было крайне неудобно» .

Весьма ценные сведения на этот счет мы находим в «Дневнике» камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, который писал:

«Что мне не нравится в этих ассамблеях, то, что в комнате, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывают вонь и стукотня, вовсе неуместные при дамах и при музыке, и, во-вторых, то, что дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что с ними не только нельзя разговаривать, но не удается почти сказать и слова: когда не танцуют — все сидят, как немые, и только смотрят друг на друга«.

 

Ассамблеи стали проводить с 1722 года в Москве с переездом двора.

Они происходили зимой 3 раза в неделю: по воскресеньям, вторникам и четвергам.

Наассамблеи созывали барабанным боем, а также прикрепленными на перекрестках объявлениями.

При организации первых ассамблей в Москве царю «пришлось пустить в ход угрозу, чтобы привлечь в нее московских дам и девиц» .

Ассамблеи были общественными и частными, где «посетителей было меньше, но веселости больше» . Веселость заключалась в танцах. Музыкальным сопровождением на ассамблеях служила игра на духовых инструментах: трубах, фаготах, гобоях, литаврах, валторнах.

ЦЕРЕМОНИЯ (от лат. caerimonia — благоговение — культовый обряд), торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок — церемониал.

ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ-общественный танец, предназначенный для открытия бала, танцевального конкурса или праздника.

Танцы проходили в определённой последовательности:

Полонез

1. начинались степенным полонезом (польский танец) . Полонез носит характер торжественного блестящего шествия; размер 3/4, основная ритмическая фигура в аккомпанемент

  • Полонез показывал умение поклониться партнеру, умение держать себя, расстаться и встретиться с дамой.
  • Полонез можно определить как мерную, изящную, требующую строгого ритма прогулку под музыку, но вместе с тем ни один танец не требовал такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез.
  • Это был танец — выставка блеска, пышности и знатности.
  • Во время шествия под торжественно фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
  • В полонезе могли участвовать все приглашенные, независимо от возраста, но в первой паре танцевал хозяин дома с самой знатной дамой.
  • Первая пара задавала движения, которые повторялись всей колонной или «длинной змеей». Гости переходили из зала в сад и обратно .

Менуэт

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких каблуках, па меню (pas menus).Произошёл от медленного хороводного танца.

Менуэт был построен на мягких, изящных и плавных движениях рук и корпуса, мелких шагах.

По мнению С. Князькова, «менуэт был мерным, церемонным танцем, танцующие двигались мелкими размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы, грациозно опустив руки, слегка приподымали платье«. Танец исполнялся одной или несколькими парами, построенными в колонну. Скользящие шаги перемежались поклонами и реверансами, что позволяло показать красоту танцующих.

Но не очень приветствовали этот танец., считали его сложным и неудобным.

Причиной служили пышные парики, узкие кафтаны и панталоны, тяжелые башмаки и длинные шлейфы женских платьев, а также незнание танцевальных движений.

Все справедливо считали, что этот «минувет есть танец премудрый: поминутно то и дело, что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а то и с чужим лбом столкнешься, или толкнешь в спину, или оборвешь чужой хвост платья и запутаешься» .

На ассамблеях Петра I менуэт исполняли одна-две, реже — три пары, при Елизавете Петровне число пар значительно возросло. Постепенно танец был освоен, по мнению иностранцев, нигде не танцевали менуэта с большей выразительностью и приличием, как в России.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.