Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е.С. Бабина. Особенности работы по воспитанию правильной речи. у слабовидящих дошкольников



Е.С. Бабина

Особенности работы по воспитанию правильной речи

у слабовидящих дошкольников

Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речевой функции, что является обязательной составляющей формирования личности в целом. Полноценное и гармоничное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Я работаю учителем-логопедом с детьми, имеющими нарушения функций зрения. Поэтому моя работа по развитию речи этих детей имеет специфику. В настоящее время во многих детских садах есть дети с различной патологией зрения, поэтому хочется рассказать об особенностях работы с ними, знание которых могло бы помочь и детям, и работающим с ними педагогам.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех структурных компонентов языка. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций.

У слабовидящих детей вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи обусловлены её ранним недоразвитием. Для детей с данной патологией характерна бедность представлений и недостаточное понимание семантической основы слова, трудность в словесной интерпретации практических действий. Низкий уровень развития зрительного восприятия оказывает отрицательное влияние на психофизическое развитие. У таких детей отмечаются трудности в установлении смысловых связей между объектами, в классификации предметов, в операциях анализа, сравнения, обобщения, что свидетельствует в большинстве случаев об отставании в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного уровней мыслительной деятельности. Для детей с нарушением зрения также характерна и однолинейность мышления, т.е. прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого объекта или ситуации, неумение одновременно видеть и удерживать в сознании разные стороны и признаки одного и того же предмета, ситуации. Это ещё раз подчёркивает сложную иерархическую связь между первичным соматическим заболеванием органа зрения и нарушением психического развития: поражение зрительно-нервного аппарата вызывают изменения тех или иных зрительных функций, что отрицательно влияет на восприятие и связанные с ним другие процессы. Коррекционная работа со слабовидящими детьми должна строится с учётом специфических принципов: учёт первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы,формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учёт нарастающей сложности вербального материала.

Поэтому коррекционная работа по развитию речи предусматривает не только комплексное развитие всех компонентов родного языка и психических процессов, которые тесно связаны с речевой деятельностью (внимание, восприятие, память, мышление), но и требует развития различных параметров зрительных функций. Таким образом, структуру логопедического воздействия можно представить следующим образом. (Схема 1)

Комплексная реализация задач по развитию речи детей может быть обеспечена усилиями только всех педагогов, работающих с детьми (т.е. комплексное всестороннее воздействие, организуемое силами учителя-логопеда, учителей-дефектологов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, преподавателя ИЗО). В связи с этим специалистами нашего ДОУ был разработан план по развитию речи детей, который координирует деятельность всех педагогов, повышает эффективность коррекционной работы, осуществляемой через строгую, продуманную систему. Суть этой системы – логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.

 

 

Схема 1

 

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

 

Коррекция речевых нарушений Коррекция неречевых нарушений

 

 

  Развитие речевого дыхания     Развитие восприятия

 

Развитие  психологической  базы речи

 

Развитие орального праксиса     Развитие внимания

Развитие просодии     Развитие памяти

                                                 

Развитие фонематических процессов     Развитие мышления

 

Развитие словаря

Развитие координации движений и пространственной ориентировки
Развитие грамматического строя речи

Развитие зрительной функции
Развитие связной речи

     

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.