класс. Тема – свободная. Современные течения в искусстве.
8 класс. Тема – свободная. Современные течения в искусстве.
Знакомясь с творчеством И.Ф. Стравинского, вы, конечно, обратили внимание на стилистическое разнообразие его музыки, на поиск новых средств музыкальной выразительности, которые требовало Новое Время.
Задание
1. Прочитай и наклей эту распечатку (внизу)
2. Смотри это видио.
https://www.youtube.com/watch?v=kaf2EM45ddk&feature=emb_logo
Обязательно разверни ссылку «еще» ( это поможет ориентироваться во времени и поможет в выполнении задания. Если мало времени, или неинтересно, начни отсюда Музыке - с 47 минуты.
3. Запиши и пришли:
*Понятие Модернизма. Какие направления он включает, перечисли.
*перечисли, каких современных художниках, композиторах, писателях ты слышал в этом видио..
*твое впечатление от просмотренного. (кратко)
Дополнительное задание.https://www.youtube.com/watch?v=gFEzd_vUvVU&feature=emb_logo
Если у тебя будет время и силы посмотри.
Тем более смотри, если сил не будет…
Музыки, конечно в этой песне нет, голос и владении инструментом тоже не наблюдается, но не все же учатся в ДМХШ «Жаворонок».
Автор – ваша ровесница Наталья Седельникова. Вот, что она говорит:
Историю искусств можно изучать по-разному. Кто-то пишет конспекты, кто-то рисует схемы и картинки, кто-то пишет стихи. А я написала песню. В ней содержится краткая информация по следующим темам: античность, раннее средневековье, высокое средневековье (романская эпоха, готика), 14 век, 15 век - раннее возрождение, 16 век - высокое возрождение, 17 век - барокко, 18 век - рококо и неоклассицизм, 19 век - романтизм и реализм, 20 век - модернизм. В песне использована информация из видео-лекций Высшей Школы Экономики на портале Openedu
по соответствующему предмету, а так же материалы из различных книг по истории искусств: Гнедич и многочисленные школьные энциклопедии.
Российская музыка начала ХХ века
На рубеже веков большие изменения произошли и в музыкальном искусстве. Еще продолжали жить традиции классической музыки XIX в., но именно в это время заметно усиливается влияние идей модернизма. В творчестве многих композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций. Социальная проблематика все более уступает место вниманию к внутреннему миру человека, к философско-этическим и психологическим проблемам личности. В это время проявляется конфликт между лирическим началом и мощным волевым порывом в содержательном аспекте музыкального искусства. Этот фактор во многом определил своеобразие музыки начала нашего столетия.
Произошли существенные изменения в жанрах музыкального творчества. Характерной чертой стало их постоянное взаимодействие, синтез. Высокого расцвета достигла инструментальная музыка. Необычайно выросло исполнительское мастерство. Наблюдалось сближение музыки с поэзией, живописью. Так, романс приобретает характер «стихотворения с музыкой», а стихотворения символистов пронизываются духом музыки. Предпринимаются первые попытки соединить музыку и цвет (светомузыка А. Скрябина), музыку и живопись (М. Чюрленис).
Начало XX в. было ознаменовано расцветом творчества многих выдающихся композиторов. Основным хранителем творческих принципов «могучей кучки» выступал Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908). Именно в эти годы были созданы его известные оперы:
«Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и др. Традиции русской классической музыки последовательно развивались в творчестве
| замечательного композитора А.К. Глазунова (1865-1936).
Новаторские тенденции начала XX в. нашли отражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина.
Оригинальностью и своеобразием отличается музыка и исполнительское мастерство С.В. Рахманинова (1873-1943). Обладая яркой творческой индивидуальностью, он вместе с тем следовал лучшим традициям русской музыкальной классики, являясь прямым наследником творчества П.И. Чайковского.
Художественной самобытностью, новаторством, глубоким философским содержанием отличается творчество А.Н. Скрябина (1872-1915). Он один из первых русских композиторов проложил дорогу от классической музыки XIX в. к музыкальному языку XX в. На творчество А. Скрябина заметное влияние оказала поэзия А. Белого, В. Брюсова, А. Блока.
По-своему преломили мироощущение эпохи композиторы младшего поколения И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский и др.
Особенно ярко заявили о себе И.Ф. Стравинский (1882-1971) и С.С. Прокофьев (1891-1953), возглавившие новаторские искания в музыке XX века. Их творчество вызывало ожесточенные споры. Приверженцы видели в нем ростки нового, противники, наоборот, считали его проявлением модернистских заблуждений, грозивших подорвать основы музыкального искусства.
Центрами музыкальной жизни России начала XX в. по-прежнему оставались Мариинский театр - в Петербурге и Большой - в Москве. На их сцене пели корифеи русской вокальной школы:
Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, И.В. Ершов, Н.Н. Фигнер и др. Большую известность получила московская частная опера С.И. Мамонтова, а затем С.И. Зимина.
| О развитии музыкального образования в России свидетельствует открытие новых консерваторий в Саратове, Киеве, Одессе наряду с уже действующими в Москве и Петербурге. Появились и новые формы музыкального образования: в 1906 г. в Москве открылась народная консерватория, а в 1907 г.- Дом песни, задачей которого была пропаганда музыкального искусства путем организации лекций, концертов и вечеров.
Новые тенденции в литературе и музыке вызвали сходные процессы в развитии сценического искусства. Выдающимся событием в театральной жизни России стало создание Московского художественного театра (1898). Стоявшие у его истоков К.С. Станиславский (1863-1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), осуществили революционные преобразования в режиссуре. МХТ стал одним из центров прогрессивного театрального движения. Здесь формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. В первое десятилетие деятельности театра более четверти всех его спектаклей занимали пьесы А.П. Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Большое место в репертуаре занимали пьесы А.М. Горького. Особым успехом пользовался спектакль «На дне». В труппе играли талантливые актеры: И.М. Москвин, О.Л. Книппер, М.П. Чехов, В.И. Качалов и др.
В начале века продолжалась творческая жизнь Малого театра, создавшего свою школу психологического мастерства. Здесь работали такие мастера русской сцены как М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.П. Ленский, А.И. Южин, семья актеров Садовских.
В это время в Петербурге работал один из старейших театров России - Александрийский. Зрителей покоряла игра прославленных актеров М.Г. Савиной, В.Ф. Комиссаржевской, М.В. Дальского и др.
| Оперные театры имелись и в других городах России. Некоторые из них по своим возможностям и уровню исполнения приближались к столичным.
Репертуар русских оперных театров отличался большой широтой и разнообразием. Так, за сезон 1907-1908 гг., репертуар Большого театра насчитывал 23 оперы, а Мариинского -30.
В 1904 г. в Петербурге открылся театр В.Ф. Комиссаржевской, выражавший устремления передовой демократической интеллигенции. Исключительны резонанс получили постановки М. Горького «Дачники» и «Дети солнца».
В это время формируется эстетика условного символизмаМейерхольда, который начал свои эксперименты в театре Комиссаржевской. Но этот театр просуществовал недолго; в 1910 г. он прекратил свою деятельность в связи со смертью В.Ф. Комиссаржевской.
Школа русского реалистического театра успешно продолжала свой путь в провинции, где театр любили преданно и самозабвенно.
Таким образом, период конца XIX- начала XX в. в истории русской художественной культуры по праву называют Серебряным веком. Это было время смелых новаций и высоких творческих достижений, мощного всплеска творчества ярких и самобытных талантов. За три десятилетия, которыми ограничен рассматриваемый период, русская культура сделала огромный шаг вперед, обогатив мировую культуру поистине бесценным достоянием.
Творческий взлет начала века был прерван мировой войной и революционными событиями. Развитие отечественной культуры в новых исторических условиях пошло своеобразным, сложным и не менее противоречивым путем.
|
|