|
|||
Примеры выполнения рисунка
Здравствуйте, ребята. В рабочих тетрадях запишите дату и тему урока «Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать».
Алгоритм урока 1. Просмотрите презентацию к уроку. 2. Прочитайте теоретический материал к уроку и по ходу чтения оформите конспект урока (писать только то, что выделено полужирным шрифтом). 3. Выполнить творческое задание по выбору (рисунок или фотоснимок – в задании ниже подробно написано).
Кто сегодня не умеет фотографировать? Казалось бы, чего проще: прикосновение пальца — и готово, есть картинка! Выводи её на экран компьютера или в крайнем случае получи готовые снимки из пункта фотопечати, ещё какие снимки: цветные, глянцевые, матовые... А раньше для получения снимка требовалось навести фокус, определить выдержку, после съёмки проявить плёнку, и лишь потом после печати на фотобумаге возникал снимок. Зато какой захватывающий и почти волшебный это был процесс! В тёмной комнате (чаще всего в ванной, потому что там была проточная вода) совершалось таинство проявки и печати снимков. Изображение на плёнке при помощи фотоувеличителя проецировалось на листок фотобумаги, который затем помещался в кювету с проявителем. И при свете красной лампочки на ваших глазах на белизне фотобумаги чудесным образом начинали проступать, становясь всё чётче и ярче, лица друзей, сфотографированных вчера во дворе. О, это завораживающее счастье собственноручного сотворения портрета, которого мы лишились, обретя непрестанно развивающуюся электронную технику! Сегодняшняя лёгкость получения снимка создаёт ложное представление о простоте фотографирования. Конечно, можно снимать бездумно и как попало. Но то, что ты получишь в итоге, будет лишь забавой: «фотками» с гримасничающими физиономиями или чем-то ещё, только совершенно не относящимся к творчеству. Фотоаппарат в твоих руках ещё не делает тебя художником! Искусство начинается с умения отбирать среди главного самое существенное, самое характерное. Мастерство оператора — это прежде всего умение видеть интересное и необычное в, казалось бы, обыденном и обычном. Взгляд художника находит красоту в том, мимо чего, не замечая, проходит безразличный и незаинтересованный человек. Существует азбука фотосъёмки, которая позволяет начать двигаться по пути овладения искусством фотографии. Грамота операторского мастерства даёт возможность осознанно выражать творческую мысль. Грамота включает в себя овладение элементарными технологическими навыками и художественно-выразительными средствами — это выбор объекта и точки съёмки, ракурс, план, кадрирование. Снимая, ты должен понимать, что и как снимаешь. Возьмём для примера самый простой объект. Но какой? Выбор объекта и точки съёмки — это первое условие художественного творчества в фотографии. Отобрать из множества вещей одну — значит проявить свою художественную индивидуальность. Один и тот же объект (например, окно) может выглядеть по-разному в зависимости от места съёмки. Удачна та точка съёмки, которая делает композиционно наиболее выразительной передачу облика натуры. При фотографировании важен не только выбор место съемки но и ракурс - угол зрения, под которым воспринимается объект. От того сбоку, сверху или снизу мысмотримна него, меняется и наше впечатление от него. Не менее значима и крупность изображения. Из живописи в фотографию пришло понятие плана, обозначающие не только степень удалённости от объекта, но и крупность его изображения. На снимке объект может выглядеть крупно (крупный план) или гораздо меньше (средний, или общий план). Работа над выразительностью снимка не прекращается и после того, как он сделан. Обрабатывая снимок на компьютере или при печати, мы можем изменить его размеры и крупность, т.е. кадрировать. Убирая лишнее, ненужное, мы концентрируем внимание на главном, тем самым делая снимок образно более точным. Неопытные фотографы снимают объект с оголённым, пустым первым планом. Однако, снимая его, например, через ветку или решётку на первом плане, мы сможем одновременно подчеркнуть пространственную глубину и зрительно сконцентрировать внимание на дальнем объекте (как бы поменять оптику его восприятия). Фотографируя, вы, пусть и невольно, делаете выбор. И чем этот выбор сознательнее, тем больше вы проявляете свою творческую индивидуальность. Пока вы снимаете бесцельно, ваш снимок не интересен, а зачастую просто бессмысленен. Но если вы вносите в съёмку художественное чутьё, ставите перед собой творческую задачу, ищете выразительную композицию, пытаетесь ухватить неповторимость мгновения, вы становитесь художником, а Фотография превращается в искусство.
По работам классика мировой фотографии А. Родченко мы видим, как от крупности плана, ракурса зависят выразительность и образность снимка. Вообще с фотографией происходит странная штука. Это, наверное, один из немногих видов искусства, где нет народных героев. Подойди на улице к случайному прохожему и попроси назвать фамилии любимых фотографов. Скорее всего, вы не услышите вразумительного ответа. Музыкантов знают, актеров знают, художников знают, архитекторов скорее всего припомнят, поэтому и писателей – сколько угодно, а вот фотографов нет. Не знаю, почему так вышло, но фотограф обычно всегда остается по ту сторону объектива. Вспомните, когда вы последний раз интересовались автором понравившегося снимка в журнале или интернете? А даже если захотите узнать автора, то будет это нелегко. Скорее всего в титрах вас ждем безликое название агентства, на которое работал фотограф. Сегодня я хочу поговорить об Александре Родченко. Конечно, это больше чем фотограф. Родченко – гений советской пропаганды, он стоял у истоков русского авангарда, он задал новый стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о фотографии, плакате, графике, которые были до него, и задал новый курс. Родченко, наверное, самый известный отечественный фотограф, если не имя, то фотографии его знают все. Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката. Узнали? Не говорите, что никогда не видели этот кадр. И десятки других кадров Родченко. Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом. Для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Родченко как фотограф много пробовал и экспериментировал. Сам он говорил: «Хочется сделать фото, каких не делал раньше, чтоб это была сама жизнь, и самая настоящая, чтобы они были простые и сложные одновременно, чтоб они удивляли и поражали».
Творческое задание:выполнить на бумаге формата А4 только красками по выбору рисунок портрета, пейзажа или натюрморта (либо, если Вы увлекаетесь фотоискусством – отправить мне любой, выполненный вами фотоснимок вещи, дерева, здания и т.д.).
Примеры выполнения рисунка
|
|||
|