Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современные педагогические технологии, как основа активизации  познавательной деятельности обучающихся»



 

Здравствуйте дорогие коллеги.  

Тема моего выступления:

«Современные педагогические технологии, как основа активизации  познавательной деятельности обучающихся»

Признаюсь честно, меня всегда настораживает противопоставление современных и традиционных технологий обучения. Я не стала бы говорить, что традиционные технологии это прошлое, они прошли проверку временем и доказали свою эффективность. По опыту своей работы могу сказать, что наилучший результат можно получить, сочетая различные педагогические технологии, подбирая к конкретной цели урока наиболее соответствующие и учитывая индивидуальные способности обучающихся.

Из большого списка технологий меня привлекли те, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, усилить мотивацию на проявление инициативы и самостоятельности. Вот этот список:

1. Технология проектной деятельности

2. Технологии обучения в сотрудничестве

3. Личностно – ориентированная технология

4. Информационно-коммуникационные технологии

5. Технология проведения учебных дискуссий

 Технология проектной деятельности всегда направлена на решение конкретной проблемы, а результатом такой деятельности всегда является конкретный продукт, созданный индивидуально или совместно с другими участниками учебного процесса. Мы, учителя технологии используем эту технологию около 20 лет. Создание проекта, на мой взгляд, больше всего стимулирует детей на самостоятельный поиск новой информации и самореализацию. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, поэтому эта технология хорошо согласуется с технологией обучения в сотрудничестве.                                          Метод обучения в сотрудничестве уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть, достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Цель работы в команде состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ее участник.

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Вкратце обучение в команде сводится к трем принципам:

а) «награды» команда/группа получает одну на всех в виде бальной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;

б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы. Элементы этой технологии хорошо подходят так же и для уроков обобщения.

Технология личностно-ориентированного обучения, очень красивая и гуманная к детям но, к сожалению, утопична для большинства школьных предметов (кроме нашего). Реально учитывать личностные возможности тия КАЖДОГО ученика  когда в классе 25-30 человек невозможно. К счастью, большинство классов в нашем районе поделены на две группы и при построении урока и выборе заданий мы имеем возможность отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка.   Содержание, методы и приемытехнологии личностно-ориентированного обучениянаправлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учитель не заставляет ребенка учиться, а создаёт условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.

«В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.

2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «педагогученик». Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.»      (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).

Как показала практика, полноценному применению личностно — ориентированной технологии так же мешает развиваться временные ограничения урока. Содержание, которое должен освоить ученик осталось, тем же, если не возросло, а большое внимание целеполаганию и поиску путей решения поставленной проблемы забирает львиную долю времени урока, в результате, на закрепление и подведение итогов урока остаётся очень мало времени, и как следствие, снижается качество обучения. Поэтому данная технология с успехом применяется во внеурочной деятельности, а на уроках используются лишь её фрагменты.

 

Информационно-коммуникационные технологиипрочно вошли в нашу жизнь. Особенно невозможно без них актуальное в данный момент дистанционное образование.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения
(Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева)

 

Как видно из таблицы, ИКТ дают массу возможностей для индивидуального развития ученика, но возникают негативные факторы влияния на физиологическое состояние и здоровье детей. К тому же не у всех обучающихся есть современные компьютеры и ноутбуки. Заниматься же по телефону очень тяжело.

Охватить все существующие современные технологии за одно выступление не представляется возможным. Поэтому я осветила лишь те, которые чаще всего использую. Если высказанные в этой статье мысли кому то покажутся спорными, что ж, каждый имеет право на своё мнение. Высказывайтесь, обсудим, всегда открыта для позитивных советов. Здоровья всем!

 Гончарова Татьяна Владимировна.

 МОУ Форштадтская ООШ

                                                                                      3.11 2020.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.