Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПИСЬМЕННО. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ. ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. Наталья



ПИСЬМЕННО

8. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи»

Наталья Аксинья

Общее

Различие

 

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

Само слово «казачка» говорит о женщине, обладающей ярким, сильным, гордым характером, женщине, имеющей особое чувство жизни, любви, несущей в душе особое достоинство, женщине, прославленной своей внешней, а главное – внутренней чистотой и красотой. Казачка являлась негласной главой семьи. Казакам приходилось надолго отлучаться из дома и, таким образом, женщина становилась главным центром семьи. Она должна была проявлять силу, ловкость, стойкость, быть физически сильной.

Наталья

Портрет. Смелые серые глаза, большие, раздавленные работой руки, тонкая девичья фигура, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд. У Натальи «полные, как выточенные ноги, волнующе-тугой обтянутый зад, как у вскормленной кобылицы, зад». Григорий одобрительно замечает про себя: «Казачку из всех баб угадаешь. В одежде – привычка, чтоб всё было на виду; хочешь гляди, а не хочешь нет. А у мужички зад с передом не разберёшь – как в мешке ходит».

До замужества с Григорием. Любимая дочь отца, богатая казачья семья, возможность самой выбирать жениха. Твердость ее характера проявилась в том, что застенчивая Наталья выказала решительность в замужестве, в то время, как ее родители были против. Мелеховы засватали Наталью в возрасте 18 лет. Семья Коршуновых считалась «первыми богачами в хуторе Татарском» и «для своей дочери жениха не такого, как Григорий, могли подыскать». Не раз отец, мать, дедушка, разговаривая с ней, советовали не торопиться со свадьбой, подумать, ведь о связи Григория и Аксиньи уже было известно. Но Наталья считала, что её любовь сможет вытерпеть всё и поможет повернуть сердце мужа.

Наталья и Григорий. Разочарование Григория подчёркивается автором в упоминании о безвкусных губах Натальи, которые он ощутил при поцелуе. После свадьбы Григорий говорит: «Чужая ты какая-то…ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…И жалко тебя – кубыть, за эти деньки сроднились, а нету на сердце ничего…пусто…2(кн.1, ч.1). Но Наталья дала клятву перед богом, став женой Мелехова, жить в мире с мужем в здравии и горести, богатстве и бедности. Однако он мечется между Натальей и Аксиньей. Не привязывают к дому Григория и дети. Их он любит, нежит, но ради них не оставляет Аксинью.

Несмотря на плохо складывающуюся семейную жизнь, Наталья стремилась создать свой дом, была трудолюбива и вынослива. М.А.Шолохов не раз обращает внимание читателей на «большие, раздавленные работой руки» Натальи. Вместе с Ильиничной, Дуняшей, Дарьей Наталья трудится, создавая условия для жизни нескольких семей в одном доме. От неё не слышно ропота, жалоб, упрёков. Она тиха и покорна, настойчива и упорна. Ради любимого готова пойти на унижение. Она любит Григория не так, как Аксинья. Она ревнует и переживает молча. Так же, как и Аксинья, она может совершать отчаянные поступки, чтобы сохранить свое счастье. Она законная жена и имеет на это полное право. Мир Натальи переполнен только чувством к Григорию и детям (но и они для неё – часть Григория, ниточки, связывающие её с ним). Жизнь её – вечный труд, заботы, скорбь, грусть. Редка у неё радость. И пейзаж в романе в сценах, где появляется Наталья, – либо фон, оттеняющий душевное состояние героини, либо контраст. Да и сфера её деятельности – дом, баз, огород. Она верная, любящая жена, прекрасная мать, она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми. Ее образ – образец личности незыблемых нравственных устоев.

Наложила на себя руки Наталья. В момент смерти, судя по всему, ей было 25 лет. Погибая, Наталья убивает не родившегося ребёнка, совершая таким образом двойной грех. Наверное, в этом поступке проявилась слабость героини.

Аксинья

Портрет. Грациозная, гордая походка, густые черные волнистые волосы, смуглая кожа, сильная спина, налитые плечи, бесстыдно-жадные, пухловатые губы.

До связи с Григорием. Изнасилование отцом, раннее замужество, побои мужа, тяжелый труд.

Аксинья – центральный образ произведения. Женщина привлекательная, сильная и независимая. Образ Аксиньи олицетворяет истинную казачку. Но также это характеристика женщины, способной пожертвовать собой во имя любви.

Аксинью мы видим в лесу, на зимней дороге, на реке с вёдрами или бельём, на рыбалке в грозу, на покосе, в пьяно пахнущем стогу. Она ищет ландыш, «теряясь в чудеснейшем сплетении трав»(кн.4), рядом с ней в зимнем лесу Григорий чувствует вдруг весну. Она, пожалуй, единственная из шолоховских героинь, которая умеет петь и поёт вольно, красиво и одна, и в дуэте с мужем. Даже когда ей не поётся, песня рядом с ней, либо перекликается с её мыслями, либо иллюстрирует её поступки, иногда сама Аксинья «опровергает» слова песни. Всё это богатство внутреннего мира вкупе с необыкновенным счастьем любви нравственно оправдывает героиню, ставит её обособленно от других женских фигур и, несмотря на «порочно-жадную» красоту, не даёт грязи предстать к ней в нелёгкой, порой жёсткой жизни казачьей станицы, в которой она провела почти весь свой век.

Аксинья сполна испытала горечь унижения, и насмешки, и побои мужа, и потерю детей, и непонимание со стороны станичников. Да и взаимная любовь приносит ей слишком много огорчений, и за неё приходится постоянно бороться. Она упорно борется за свое счастье, смело и открыто восстает против всех. Она решительно протестует против загубленной молодости, против издевательств отца и нелюбимого мужа. Она борется за Григория всеми средствами. Гордая и непокорная, бесстыжая, но безоглядно любящая. Отношения между Аксиньей и Григорием глубокие и полноценные. Именно она решилась переступить через условности и съехать с хутора. Она шла за любимым, ведомая любовью и страстью.

Любовь к Григорию открыла в ней новое, выпрямила её, дала небывалую радость. Аксинье везде хорошо, если рядом Григорий, поэтому снова будто и нет седины, морщинок, нет преград, которые могли бы удержать её, поэтому и погибает она, лёгкая на подъём, на взлёте. Умирая, Аксинья, словно в награду за свою прошлую, так и не устроенную жизнь, получает последнее счастье – смерть на руках любимого – то, чего достойна и чего лишена Наталья.

Аксинья – воплощение любви земной любви с её запахами, светом и грозами. Сама жизнь с её логикой делает выбор в её пользу.

Судьбы Аксиньи и Натальи зависимы одна от другой. У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил любовный треугольник, который существовал во все времена.

По какой же причине их судьбы пересеклись? Что или кто стало точкой их пересечения?

Григорий. Он точка пересечения, а любовь к нему – это то общее, что объединяет героинь.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.