ВНИМАНИЕ! Если не ролик недоступен, то изучить материал данной ниже лекции (она дублирует материал ролика)
24.11 Тема «М.Ю.Лермонтов "Мцыри": особенности композиции поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления».
Задание1 : просмотреть видеоурок по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/main/
ВНИМАНИЕ! Если не ролик недоступен, то изучить материал данной ниже лекции (она дублирует материал ролика)
Задание2: записать ответы на вопрос, опираясь на метриал лекции или ролика:
- какова особенность композиции и какова ее роль в раскрытии идеи;
- каков сюжет поэмы;
- какую роль в сюжете поэмы играет эпизод «Битва с барсом»;
- какова идея поэмы;
Лекция
План лекции
1. Предыстория создания поэмы «Мцыри» 2. Романтическая поэма «Мцыри» 3. Понятие романтического героя 4. Роль природы в образе романтического героя 5. Смысл эпиграфа поэмы Основное содержание урока -Прежде, чем говорить о поэме, стоит обратить внимание на некоторые факты из жизни М.Ю.Лермонтова. Давайте послушаем рассказ И. Андронникова, известного исследователя жизни и творчества М.Ю.Лермонтова Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас. Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит, Которых надпись говорит О славе прошлой — и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ Так начинается известная поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Согласитесь, что то, что рассказывал Ираклий Андронников о впечатлениях поэта о посещении этих места очень точно отображено в этих строках. Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. Тот занемог, не перенес Трудов далекого пути; Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. Обратите внимание, поэт использует разные художественные средства для того, чтобы уже с первых строк показать читателю противоречия в душе героя. Несмотря на слабость мальчика, «могучий дух» его не сломлен, а наборот развит недугом. Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». А в грузинском языке это слово имеет смысл, как: пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких. Обратите внимание, что в основном о мыслях, страданиях и душе Мцыри мы узнаем из его исповеди. А в начале поэмы - очень краткий рассказ о появлении ребенка в монастыре и его трехдневном побеге, который он совершил, уже повзрослев. «Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь; Но людям я не делал зла, И потому мои дела Немного пользы вам узнать,— А душу можно ль рассказать? Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. - вот куда рвется душа героя. А романтический герой всегда неспокоен. Его душа всегда рвется на поиски, она всегда в движении. Вспомните… Ведь эта тема в творчестве М.Ю.Лермонтова является одной из основных. «А он, мятежный, просит бури, Как будто в буре есть покой» Романтический герой неотделим от авторского «я». Именно герой высказывает или выражает своим поведением тайные мысли и чувства автора. Герой романтизма — носитель истинно человеческого нравственного начала, которого лишена действительность. Поэтому для окружающих людей он предстаёт странным. Как романтического героя Мцыри характеризует и взаимоотношения с природой,с окружающим миром. В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру: ..Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал... Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег - Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом. В двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней и героика борьбы, «упоение в бою», в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ, почему-то вынужденных проливать кровь друг друга. И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике: Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!.. Обратим внимание на стихотворный размер поэмы. Виссарион Белинский так говорил о нем: «…Четырехстопный ямб с одними мужескими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву». Главы 25-я и 26-я — прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что «на родину следа не проложить уж никогда», послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него — избавление от монастыря-тюрьмы. Единственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной, И повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вниманье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,— о Родине: Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет, Пришлет с прохладным ветерком... И близ меня перед концом Родной опять раздастся звук! И стану думать я, что друг Иль брат, склонившись надо мной, Отер внимательной рукой С лица кончины хладный пот, И что вполголоса поет Он мне про милую страну... И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну! Давайте вернемся в начало поэмы и обратимся к эпиграфу. Долгое время критики не могли понять эпиграфа Лермонтова к этому произведению. И действительно сложно понять, что значит: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». Безусловно, все знают, что эпиграф является цитатой, которая предпосылается произведению. Эпиграф носит главную мысль. Исходя их эпиграфа, можно понять главную идею произведения. Однако, глядя на этот эпиграф не легко понять, о чем это произведение. Но на самом деле все просто. Для того чтобы понять смысл эпиграфа этого произведения необходимо обратиться за помощью к Библии. Оказывается, смысл этого выражения заключается в том, что человек, который мало познал красоту и полноту жизни, в скором времени умирает. Это философское выражение можно понимать по-разному. Однако, как говорил Лермонтов он решил добавить нечто новое в развитие литературы этим произведением. Он говорил, что понять эпиграф можно будет после чтения самого произведения, а не наоборот как было принято ранее. «Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: «On n’a qu’une seul patrie» (Отчизна бывает только одна); окончательным — «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю». Оба эти изречения выражают пафос «Мцыри». Лермонтов предпочел цитату из Библии (1-я Книга царств, 14). Очевидно, такой эпиграф настраивал читателя на особое восприятие поэмы. Теперь мы можем отнести эти слова к жизни самого Лермонтова» Найдич Э. "Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю" // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. — СПб.: Худож. лит., 1994. — С. 190—198. Вся поэма «Мцыри» - это призыв к борьбе за свободу, противостоянию рабским условиям существования, отрывающим человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающим его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В 30-е годы 19 века такой призыв звучал как вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри. Ключевые слова: Михаил Лермонтов, романтическая поэма, романтический герой, «Мцыри», Кавказ, эпиграф, исповедь Основные понятия: Эпиграф - изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения. Герой романтизма — носитель истинно человеческого нравственного начала, которого лишена действительность. Поэтому для окружающих людей он предстаёт странным ИСПОВЕДЬ — литературно-художественное произведение или часть его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира (в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля одно из значений исповеди определяется как «искреннее и полное сознание, объясненье убеждений своих, помыслов и дел»). Романтическая поэма – крупное лирическое произведение, главным героем которой является романтический герой.
Домашнее задание: дать письменно характеристику Мцыри по плану с примерами-цитатами по тексту!
1. Знакомство с героем поэмы
2. Монастырские станы — неволя юноши
3. Мечта оказаться на свободе.
4. Долгожданная свобода, как глоток воздуха, хоть и кратковременная
5. Встреча с девушкой — готовность к любви и неизменность своей цели
6. Встреча с барсом — мужество и сила героя
7. Возвращение в монастырь — трагедия стихийного протеста
8. Смерть героя — избавление от уз и неволи.
|