Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВНИМАНИЕ! Если не ролик недоступен, то изучить материал данной ниже лекции (она дублирует материал ролика)



 24.11 Тема «М.Ю.Лермонтов "Мцыри": особенности композиции поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления».

Задание1 : просмотреть видеоурок по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/main/

ВНИМАНИЕ! Если не ролик недоступен, то изучить материал данной ниже лекции (она дублирует материал ролика)

Задание2: записать ответы на вопрос, опираясь на метриал лекции или ролика:

- какова особенность композиции и какова ее роль в раскрытии идеи;

- каков сюжет поэмы;

- какую роль в сюжете поэмы играет эпизод «Битва с барсом»;

- какова идея поэмы;

Лекция

План лекции

1. Предыстория создания поэмы «Мцыри»
2. Романтическая поэма «Мцыри»
3. Понятие романтического героя
4. Роль природы в образе романтического героя
5. Смысл эпиграфа поэмы
Основное содержание урока
-Прежде, чем говорить о поэме, стоит обратить внимание на некоторые факты из жизни М.Ю.Лермонтова.
Давайте послушаем рассказ
И. Андронникова, известного исследователя жизни и творчества М.Ю.Лермонтова
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ
Так начинается известная поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Согласитесь, что то, что рассказывал Ираклий Андронников о впечатлениях поэта о посещении этих места очень точно отображено в этих строках.
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.
Обратите внимание, поэт использует разные художественные средства для того, чтобы уже с первых строк показать читателю противоречия в душе героя.
Несмотря на слабость мальчика, «могучий дух» его не сломлен, а наборот развит недугом.
Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». А в грузинском языке это слово имеет смысл, как: пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких.
Обратите внимание, что в основном о мыслях, страданиях и душе Мцыри мы узнаем из его исповеди. А в начале поэмы - очень краткий рассказ о появлении ребенка в монастыре и его трехдневном побеге, который он совершил, уже повзрослев.
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,—
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
- вот куда рвется душа героя.
А романтический герой всегда неспокоен. Его душа всегда рвется на поиски, она всегда в движении.
Вспомните… Ведь эта тема в творчестве М.Ю.Лермонтова является одной из основных.
«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой»
Романтический герой неотделим от авторского «я». Именно герой высказывает или выражает своим поведением тайные мысли и чувства автора. Герой романтизма — носитель истинно человеческого нравственного начала, которого лишена действительность. Поэтому для окружающих людей он предстаёт странным.
Как романтического героя Мцыри характеризует и взаимоотношения с природой,с окружающим миром.
В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:
..Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал...
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.
В двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней и героика борьбы, «упоение в бою», в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ, почему-то вынужденных проливать кровь друг друга. И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике:
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
Обратим внимание на стихотворный размер поэмы. Виссарион Белинский так говорил о нем: «…Четырехстопный ямб с одними мужескими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву».
Главы 25-я и 26-я — прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что «на родину следа не проложить уж никогда», послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него — избавление от монастыря-тюрьмы. Единственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной,
И повесть горьких мук» его
«не призовет меж стен глухих Вниманье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,— о Родине:
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком...
И близ меня перед концом
Родной опять раздастся звук!
И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отер внимательной рукой
С лица кончины хладный пот,
И что вполголоса поет
Он мне про милую страну...
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!
Давайте вернемся в начало поэмы и обратимся к эпиграфу.
Долгое время критики не могли понять эпиграфа Лермонтова к этому произведению. И действительно сложно понять, что значит: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю».
Безусловно, все знают, что эпиграф является цитатой, которая предпосылается произведению. Эпиграф носит главную мысль. Исходя их эпиграфа, можно понять главную идею произведения. Однако, глядя на этот эпиграф не легко понять, о чем это произведение.
Но на самом деле все просто. Для того чтобы понять смысл эпиграфа этого произведения необходимо обратиться за помощью к Библии. Оказывается, смысл этого выражения заключается в том, что человек, который мало познал красоту и полноту жизни, в скором времени умирает. Это философское выражение можно понимать по-разному. Однако, как говорил Лермонтов он решил добавить нечто новое в развитие литературы этим произведением. Он говорил, что понять эпиграф можно будет после чтения самого произведения, а не наоборот как было принято ранее.
«Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: «On n’a qu’une seul patrie» (Отчизна бывает только одна); окончательным — «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю». Оба эти изречения выражают пафос «Мцыри».
Лермонтов предпочел цитату из Библии (1-я Книга царств, 14). Очевидно, такой эпиграф настраивал читателя на особое восприятие поэмы. Теперь мы можем отнести эти слова к жизни самого Лермонтова» Найдич Э. "Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю" // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. — СПб.: Худож. лит., 1994. — С. 190—198.
Вся поэма «Мцыри» - это призыв к борьбе за свободу, противостоянию рабским условиям существования, отрывающим человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающим его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В 30-е годы 19 века такой призыв звучал как вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.
Ключевые слова:
Михаил Лермонтов, романтическая поэма, романтический герой, «Мцыри», Кавказ, эпиграф, исповедь
Основные понятия:
Эпиграф - изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.
Герой романтизма — носитель истинно человеческого нравственного начала, которого лишена действительность. Поэтому для окружающих людей он предстаёт странным
ИСПОВЕДЬ — литературно-художественное произведение или часть его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира (в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля одно из значений исповеди определяется как «искреннее и полное сознание, объясненье убеждений своих, помыслов и дел»).
Романтическая поэма – крупное лирическое произведение, главным героем которой является романтический герой.

 

Домашнее задание: дать письменно  характеристику Мцыри по плану с примерами-цитатами по тексту!


1. Знакомство с героем поэмы

 2. Монастырские станы — неволя юноши

3. Мечта оказаться на свободе.

 4. Долгожданная свобода, как глоток воздуха, хоть и кратковременная

5. Встреча с девушкой — готовность к любви и неизменность своей цели

 6. Встреча с барсом — мужество и сила героя

7. Возвращение в монастырь — трагедия стихийного протеста

8. Смерть героя — избавление от уз и неволи.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.