|
|||
Лексика.. Слоговая структураСтр 1 из 2Следующая ⇒
Кравченко Т.Р. При составлении документации на компьютере удобно копировать нужную задачу и вставлять ее в индивидуальный маршрут (для экономии времени). Конечно, это черновик, Вы можете формулировать другие задачи. Развитие общей моторики:
- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений). - Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений). - Совершенствовать ритмическое чувство. - Совершенствовать пространственную организацию (гнозис). - Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений - Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку - Статические упражнения с функциональными нагрузками - Совершенствование пространственной организации движений Развитие мелкой моторики: - Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ). - Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений). - Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно - Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений. (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.). - Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв. - Формирование графомоторных навыков. - Формирование различного вида захвата. Артикуляционная моторика: - Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы; - Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность; - Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. - Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. - Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение. - Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений - Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение. - Развивать мышечную силу и подвижность губ. - Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки. - Отрабатывать движения языка вверх , развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки. - Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк. - Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений. - Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким. - Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка. - Преодолевать спастичность языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка ), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам. - Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. - Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе. - Учить удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков (за нижними зубами). - Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. - Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука « р». - Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к вибрации, растягивать подъязычную связку. - Отрабатывать вибрацию губ и языка, развивать силу выдоха. - Учить делать язык узким и удерживать его в таком положении. - Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. - Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и лёгкость, без подёргива- ния, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому. - Активизировать мышцы мягкого нёба. - Стимулировать движения нижней челюсти. - Развивать мимико-артикуляционные мышцы, жевательно-артикуляционные мышцы. - Развивать подвижность переднее-средней и задней части спинки языка. - Упражнения для стимуляции кончика языка (вне ротовой полости) - Упражнения для развития точности движений кончика языка - Формировать навык создавать и удерживать язык в форме «чашечки» в ротовой полости - Отрабатывать силу выдыхаемой воздушной струи при созданной артикуляционной позе «чашечка» (упр. «дуем на чашечку») - Отрабатывать подвижность языка и вырабатывать качественную длительную вибрацию, необходимую для звука « р».
Общие речевые навыки: - Воспитание длительного ротового выдоха. - Отработка слитности нескольких гласных. - Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса ) - Воспитание правильного темпа и ритма речи. - Воспитание интонационной выразительности речи. - Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. - Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей. - Учить выразительно читать стихи, используя естественные логические паузы, ударения, передавая своё отношение к окружающему. - Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо). - Расслаблять мышцы лицевой мускулатуры путём самомассажа. - Постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного ротового выдоха. - Работа над интонационной выразительностью речи: ритмические упражнения, различение видов интонации в импрессивной речи - Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. - Формирование речевого дыхания (распределение выдоха и добор воздуха в процессе речи). - Совершенствование символического праксиса Фонематические процессы: - Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу. -Формирование умения различать слоги со сходными звуками. - Формирование умения воспроизводить слоговые ряды. - Формирование умения подбирать слова на заданный звук. - Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно. - Учить подбирать слова близкие по звучанию и смыслу. - Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам. - Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам. - Дифференциация неречевых звуков. - Работа над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах. - Закрепление навыка определения позиции звука в слове. - Закрепление навыка выделения первого звука в слове. - Закрепление навыка определения последнего звука в слове. - Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове. - Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков. - Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов. - Формирование умения выделять предложения из текста. - Формирование умения выделять слова из предложения. - Опознание звуков речи – восприятие устной речи на сенсо-моторном уровне - Развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование чёткого акустического образа звука) - Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении - Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков - Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения - Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)
Лексика.
- Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение. - Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов. - Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. - Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.). - Накопление семантико-синтактических валентностей и связей слов по лексическим темам. - Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов. - Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года) - Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы. Грамматический строй речи:
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Образование множественного числа существительных. - Согласование притяжательных местоимений с существительными. - Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над. - Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже. - Употребление приставочных глаголов. - Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе. - Образование сравнительной степени прилагательных. - Образование наречий от прилагательных. - Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов. - Образование относительных прилагательных. - Образование притяжательных прилагательных. - Закрепление способов образования новых слов путём сложения основ. - Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. - Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов, Составление предложений сданными словами.
Связная речь:
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами. - Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстра- ции действий. - Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам. - Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов. - Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений, обстоятельств, однородных слов. - Работа над распространением предложений с помощью дополнений. - Работа над распространением предложений с помощью определений. - Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений. - Работа над распространением предложений с помощью обстоятельств, однородных слов. - Составление различных типов сложноподчинённых и сложносочинённых предложений. - Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем. - Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану. - Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине. - Формирование умения составлять рассказы по серии картин. - Закрепление умения составления рассказов по серии картин, сюжетной картине. - Обучение составлению рассказов из личного опыта и творческих рассказов. - Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем. - Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.
ВПФ - Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?» - Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок - Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам) Слоговая структура - Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов) - Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова - Работа над двухсложными словами без стечения согласных - Работа над трёхсложными словами без стечения согласных - Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок - Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам. - Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений
|
|||
|