|
|||
На прошлом уроке мы говорили о мотивации.На прошлом уроке мы говорили о мотивации. Ученику, мотивированному на достижение успеха, достаточно знать о цели занятия, и чтобы путь к этой цели состоял из интересных, сложных, но выполнимых заданий. Ученик, мотивированный на избегание неудачи, может сталкиваться с бОльшим количеством трудностей. Часто такие дети попадают в круг “неуспешности”. Ребенок знает из личного опыта, что есть вещи, которые ему или ей даются с трудом или вовсе не получаются (например, следовать правилам или контролировать свои эмоции). Взрослые вокруг вместо того, чтобы помогать, ругаются и машут рукой, мол, "ничего из тебя путного не выйдет, ты даже не пытаешься". А откуда найти силы стараться, бороться и верить в себя, если предыдущий опыт говорит, что все равно не получится, и ему вторят взрослые, которые утверждают, что шансов нет и никогда не появится? Несколько исследований подтверждают, что ожидания учителей напрямую влияют на успехи учеников. Этот эффект называется "самовоспроизводящееся пророчество" и заключается в том, что ожидание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение человека. Именно поэтому так важно замечать любые успехи учеников. И, что самое главное, не только замечать их, но и говорить об этом ребенку. Важно, чтобы это было не дежурное “молодец” или “ты старался”, а очень конкретное достижение ребёнка, которое невозможно оспорить. “Ты разобрался в теме и стал делать меньше ошибок”, “ты потренировался, и теперь считаешь в столбик быстрее”, “я вижу, что у тебя стало чаще получаться дождаться своей очереди”. Для ребенка связь между усилием и результатом может быть неочевидна. Намного легче прилагать усилия, если я знаю, что в прошлый раз они привели к положительному результату, а учитель подтвердил, что это не просто удача или совпадение, а результат моего труда. Некоторые взрослые боятся перехвалить детей. Говорят, что дети “расслабятся”, если часто говорить им об успехах. Но если я хвалю не просто когда у меня хорошее настроение, а отмечаю конкретные успехи ученика, такой конструктивной похвалы много быть не может. Чем чаще ребёнок замечает связку "усилие — результат", тем с большей вероятностью он или она будут пробовать воспроизвести её снова.
|
|||
|