Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Портрет Ахматовой. Юрий Анненков. 1921 год.



                                                                                Портрет Ахматовой. Юрий Анненков. 1921 год.

Кузьма Петров-Водкин 1922 г.

                                

                                                                                Натан Альтман. 1914 г.


- Если бы вам пришлось запечатлеть облик Ахматовой в словах, какие бы главные черты её внешности вы отметили?

     И в её глазах, и в осанке уже тогда наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии. По словам современников, её вступление в литературу напоминало триумфальное шествие. Она была окружена в эти годы всеобщим поклонением не только как прекрасная женщина, но и как поэт.

Сегодня вы познакомитесь с ранним периодом жизни и творчества А.А. Ахматовой. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос – что необычного и привлекательного вы находите в жизни Ахматовой?

Свои записи оформите в виде таблицы (дата, событие)

Анна Андреевна Ахматова сказала: «Есть три эпохи у воспоминаний…», разделив этим свой жизненный и творческий путь на три биографических круга. «Если обратить внимание на хронологию судьбы поэта, получается трёхчастная композиция, состоящая из «блистательного пролога» (1912-1922), глубоко трагической центральной части (собственно Судьбы) (1923-1955), и не менее блистательного эпилога, «победы над моей судьбой». Эпилог охватывает последнее десятилетие её жизни (1956-1966)».

 

«Моё настоящее имя - Анна Андреевна Горенко. Ахматова – литературный псевдоним, взятый мною по фамилии прабабки (татарского рода) со стороны матери.

Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой.

Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет.

В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Читать я училась по Азбуке Льва Толстого.

Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.

Училась я в Царскосельской женской гимназии.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов…

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам.

На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но так играет луч на нём,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.

Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

В 1910 году я вышла замуж за Николая Гумилёва, и мы поехали в Париж.

Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева…

В 1910 году обнаружился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой.

Весну 1911 года я провела в Париже. В 1912 году проехала по Северной Италии.

1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.

В Париже я познакомилась с художником Модильяни, в Петербурге – с поэтами В. Ивановым, Ф. Сологубом, Г. Чулковым, О. Мандельштамом, А. Блоком, М. Лозинским, позже с С. Есениным и Н. Клюевым. Я читала свои стихи на «Башне» Вяч. Иванова, в «Бродячей собаке», на Бесстужевских курсах…

Мой муж, поэт Николай Гумилёв, с 1914 года добровольцем вступил в лейб-гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награждён Георгиевским крестом.

В 1918 году я развелась с Николаем Гумилёвым.

В 1921 году Н. Гумилёв был арестован и расстрелян…»

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных – пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.

Уже простое перечисление событий её тогдашней жизни показывает, насколько активны и насыщены были её дни, какие незаурядные люди её окружали. То были годы её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов.

Первая книга А.А. Ахматовой «Вечер» вышла в 1912 году. В ней молодая поэтесса явила себя уже сложившимся мастером – со своей тематикой, особенностями художественной манеры и редкостным обаянием. Как из доброго зерна, из этой начальной книги прорастали впоследствии целые циклы стихотворений – всё глубже раскрывалось духовное богатство автора и нравственный опыт его поколения, возникал, свежо и трепетно увиденный, лик Родины.

В русской поэзии зазвучал новый, прекрасный и неповторимый голос, грудной, бархатистый, трогающий, исполненный внутреннего достоинства.

В марте 1914 года вышла вторая книга стихотворений А. Ахматовой «Чётки». Необыкновенный успех сборника определил место Анны Андреевны в первых рядах русской поэзии того времени.

Стихи первых книг Ахматовой – в основном любовная лирика. Встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость, несбывшиеся ожидания, самоотверженность, гордыня, грусть – в каких только гранях и изломах мы не увидим любовь на страницах ахматовских книг. Это любовь редко-редко счастливая, а чаще терпкая, трагичная, несущая за собой печаль, бесприютность, возмездие.

Любовь у Ахматовой – грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую строку: «Сильна, как смерть, любовь – и стрелы её – стрелы огненные».

Брюсов уже после появления первой книги заметил, что она представляет собой как бы роман, героиней которого является женщина.

Можно проследить перепетии разворачивающегося любовного романа, который возникает, развивается, разрешается порывом страсти и становится достоянием памяти. Исход любовного романа всегда предопределён: счастья разделённой любви героине ахматовской лирики не испытать.

В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». Из этого необычного времени года ею увидены остальные. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного.

Любовь покоряет обманно,
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.

И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.

Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.

 

Говоря о любви, всего лишь о любви, Ахматова говорила о том, что, по её мнению, составляет ценность человеческого существования. Вот почему мир в её любовной лирике не выглядит условно-поэтическим – он реален, выписан с осязаемой достоверностью, ощущение которой создаётся обилием деталей и подробностей самой жизни.

Говоря о стиле поэта, нужно заметить, что ахматовский стих необыкновенно красив. Читатель с особой остротой воспринимает первозданную свежесть русского слова, полноту его звука, его рельефность, его цвет и вкус, его весомость. Вместе с тем словарь лирики Ахматовой стремится к простоте разговорной речи.

Ты письмо мое, милый, не комкай.

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно,

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я —

В этом сером будничном платье,

На стоптанных каблуках...

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай

Не плачь о заветной лжи.

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

Как у всякого великого поэта-лирика, поэзия Ахматовой автобиографична. Мы встречаем в ней отзвуки всех этапов её жизни, отражение близких её людей и вместе с тем предельно точное отражение её эпохи.

Ахматова рано почувствовала трагическую участь своего поколения. Так же, как когда-то Лермонтова в ранних стихах не покидало предчувствие ранней – трагической и насильственной смерти, молодая Ахматова уже в стихах своих первых поэтических сборников ощутила себя рождённой на земле не для счастья, а для страданий.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Таким образом, в «Вечере» и «Чётках» воплощаются «вечные» темы любви, смерти, разлук, встреч, разуверений, которые приобрели обострённо-эмоциональную ахматовскую выразительность.

Основные мотивы ранней лирики Ахматовой – мотивы душевных страданий, крушений и побед.

За эти первые десять лет ею было выпущено 5 поэтических книг, читательский успех которых позволил даже марксистскому критику Н. Осинскому на страницах «Правды» назвать в 1922 году А. Ахматову «лучшим русским поэтом после смерти Александра Блока».

Ранние стихи А. Ахматовой очаровывали и продолжают очаровывать наших современников до сих пор. Разговор о том, в чём же состоит их неповторимость и очарование, мы поведём на следующем уроке.

 

Ответ на вопрос и заполненную таблицу прошу на почту прислать Тенячкина И., Моисеенко О., Воробцова А., Соколова И.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.