|
|||
Память. Эмоции и чувстваПамять
Память - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Наша память представляет собой образование, которая функционирует благодаря взаимодействию пяти основных процессов: -- запоминание, -- сохранение, -- воспроизведение (припоминание и узнавание), -- забывание, -- восстановление. Различают непроизвольное и произвольное функционирование процессов памяти.
Выделяют четыре вида памяти в соответствии с типом запоминаемого материала: 1) двигательная память, т. е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т. п.). Техника музыканта основана на двигательной памяти; 2) образная память, под ней подразумевается возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой. У музыканта задействованы первые три разновидности; 3) эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенности эмоциональных состояний и аффектов. В деятельности музыканта она тесно связана с музыкальностью; 4) вид памяти, присущий только человеку, - память вербальная (словесно-логическая, семантическая). С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т. д.). Многие музыканты отмечают, что тщательный анализ музыкального произведения способствует прочности и надёжности его запоминания.
Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по длительности хранения информации: * сенсорный (непосредственный) тип памяти ("ультракратковременная память", "сенсорный след") - данные сохраняются в течение 0,1-1,5 с. В этот момент мы помним абсолютно всё, что увидели или услышали. Поэтому если бы музыкальный диктант диктовался отдельно по каждому такту, то большинство учащихся записали бы его с первого раза (длительность такта - меньше секунды); * кратковременная память - необходимое для решения сиюминутных проблем время. Держится эйдетический (целостный) образ. Этот вид памяти позволяет нам связывать звуки в мелодию; * оперативная память - выполнение определенной деятельности. Действует до завершения какой-либо задачи. Этот вид памяти позволяет нам связывать воедино части сонатно-симфонического цикла при его первом прослушивании, слушать оперный спектакль * долговременная память - емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными;
Проблема забывания Забывание - от нескольких ошибок в припоминании и узнавании до невозможности и припомнить, и узнать. Забывание бывает устойчивое и временное. Наибольшую проблему для музыканта-исполнителя доставляет временное забывание, которое зачастую сопровождает сценические стрессы.
Активизация и развитие памяти Для активизации и развития памяти рекомендуют использовать несколько приёмов: -- Формировать установку на запоминание. -- Работать в состоянии эмоционального подъёма и настроя -- Подключать все каналы восприятия и задействовать все виды памяти -- Использовать метод ассоциаций -- Активизировать сенсорику, усиливая "первое впечатление" от запоминаемого материала.
Эмоции и чувства Эмоциями и чувствами называются психические процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции также присутствуют у животных. К эмоциям относятся такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т. п. Эмоции проявляются как в определенных психических переживаниях, так и в телесных реакциях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости. Эмоциональная сфера человека бесконечно разнообразна и богата. Как же ее классифицировать? Самый простой и очевидный способ - разделить все эмоции на положительные и отрицательные. Положительные эмоции связаны с удовлетворением потребности личности, а отрицательные - с неудовлетворением. На основании телесных страданий немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724-1804) делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными. Длительные эмоции называются настроениями. Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
|
|||
|