Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ рассказа Старуха Изергиль



Анализ рассказа "Старуха Изергиль"

Задачи:Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;

  1. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  2. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  3. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

«Если только для себя, то зачем ты?»

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

- Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Романтизмом окутано всё произведение. Романтические герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом).

3. Беседа по вопросам:

- В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

- Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору); Приведите их примеры.

- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4.Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

- Каково композиционное решение рассказа?

- В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).

- Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

5. Анализ легенды о Ларре.

- Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)

  • Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?
  • Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?
  • В чем суть конфликта людей и Ларры?
  • «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Слайд 8 Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
  • В чем трагедия бессмертия Ларры?

4. Анализ легенды о Данко.

Портретная характеристика, детали и их функции.

  • Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
  • Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

- Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6.После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся.

Сопоставьте Данко и Ларру, выводы запишите в тетрадь. Проверка таблицы.

- Заполним таблицу

В результате работы с таблицей может получиться следующее:

Таблица1

Сопоставление образов Данко и Ларры    
Критерии Данко Ларра
1. Отношение к толпе Любовь, жалость, желание Презирает людей, относится к ним высокомерно,
  помочь им не считается с ними
2. Толпа - герой конфликт конфликт
3. отличительная черта характера Любовь, сострадание, смелость, Гордыня, эгоизм, крайний
  милосердие, мужество,  крайний индивидуализм,
  умение подавить гордыню жестокость
4. Отношение к жизни Готов пожертвовать своей Берет от жизни и людей все,
  жизнью ради спасения людей но ничего не отдает взамен
5. Легенда и современность Голубые искры (свет, тепло) Превращается в тень (тьма,
    холод)
     
6. Поступки, совершаемые героями Подвиг ради любви к людям, Зло, преступление
  добрые поступки  
7. Отношение писателя к героям Идеал, воспевает его красоту, Антиидеал, осуждает его
  смелость, подвиг ради любви к поступки, античеловеческую
  людям сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

А к какому герою относит героиню автор? Проверка

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание:

1. Дать характеристику старухе Изергиль. В каких эпизодах наиболее ярко проявился её характер.

2. Перечитать роман «Фома Гордеев». Ответить на вопросы учебника.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.