Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Северный Кавказ.



Северный Кавказ.

Дагестан.

Наиболее распространенный комплекс – рубаха, штаны и в холодное время года шуба.

1. Рубаха, штаны и бешмет.

2. Рубаха, штаны, бешмет и черкеска.

3. Комплекс с буркой и накидкой.

4. Дорожный комплекс с войлочной одеждой.

Основной частью мужской одежды были широкая к низу и длинная до бедра рубаха туникообразного покроя и штаны. Повседневную рубаху шили из ткани домашнего приготовления (сукно, хлопчатобумажная, конопляная ткань) или из покупных (бязь, ситец, нанку, сатин, ластик, плотная полосатая ткань, изредка шелк).

Наиболее популярна была в горах дешевая хлопчатобумажная ткань «чадра» темно-синего цвета. Шелк, а также сатин или другие более дорогие ткани были доступны только мужчинам из богатых семей.

Мужская рубаха горцев Дагестана имела один туникообразный покрой. Длина ее была до бедер, иногда доходила до колен. Ее шили достаточно широкой, чтобы она не стесняла движений. По покрою она мошла быть прямой или расширенной к подолу. Нижняя часть рубахи расширялась за счет одного или двух клиньев, вставляемых с боков, если ширина ткани не позволяла обойтись без них.

Вырез горловины делался круглым, и от него до середины груди шел вертикальный разрез. Первоначально, как отмечают исследователи, рубаха не имела воротника-стойки, горловина окантовывалась куском рубашечной ткани и застегивалась спереди на одну пуговицу. Рукава рубахи были длинными и прямыми (аварцы, лакцы) или суживались к запястью (даргинцы). Молодые люди носили рубахи с воротником-стойкой (высота стойки 3-5 см.). Застегивалась она на 2-3 пуговицы. Такой воротник делался из нескольких слоев ткани и для большой твердости простегивался. Стойки воротники подчеркивали высоту шеи и стройность мужчины.

В качестве материала для нательной одежды в высокогорье, для поясной одежды использовалась овчина сыромятной выделки, ворс с которой низко срезался, что было обусловлено суровым климатом, спецификой натурального овцеводческого хозяйства.

Кожаная рубаха имела такой же покрой, как и рубаха из ткани. У нее был вертикальный разрез ворота и крючки для застегивания.

Праздничный костюм отличался от повседневного качеством и цветом используемых тканей. Праздничную рубаху украшали (воротник, обшлага, планка) цветной узорной машинной строчкой.

Одежда из овчины – то профессиональная одежда чабанов, а также беднейших слоев населения. Она имела на спине и груди подкладку, что было важно с гигиенической точки зрения, так как во время работы пот впитывался в дополнительно пришитую ткань. Это увеличивало ее гигроскопичность и давало возможность быстрее высушиваться коже, что было важно для сохранения работоспособности организма. Подкладку можно было обновлять, что предотвращало преждевременный износ одежды.

К началу XX в. В Дагестане получила распространение «кавказская» рубаха, которая стала верхней одеждой, а традиционную носили в качестве нательной.

Штаны шили с трапециевидными вставками. В холодное время года мужчины носили теплые шаровары из домотканого сукна с «широким шагом», что не сковывало движений во время работы. Вначале штаны были одни, поэтому, если они шились из грубого материала, имели подкладку из бязи или ситца.

Вверху штаны стягивались шерстяным плетеным шнуром, украшенным на концах кисточками из цветных ниток, или имел место широкий шелковый пояс-гашник. Длиной штаны были до щиколоток. Низ штанин заправляли в обмотки или голенища кожаной, вязаной или войлочной обуви.

Обязательной частью комплекса верхней одежды мужчину Нагорного Дагестана был бешмет, представлявший собой распашную одежду. Бешмет шили из домотканого сукна или из покупных тканей темного цвета. Более состоятельные молодые люди шили их из шелковой ткани.

В комплекте традиционной одежды поверх бешмета носили черкеску. До появления черкески горцы носили «чуха» с разрезными буквами. По свидетельству участника Аварской экспедиции Я. Костенецкого, находившегося недалеко от сел. Гоцатль, аварец «был в чухе с откидными рукавами, в узеньких штанах, вверх крючком застегнутых башмаках, надетой набекрень черной бараньей шапке. Через плечо висел шитый сафьяновый патронташ с роговой пороховницей». Одним словом, чуха, судя по приведенным данным, служила горцам где-то до середины XIX в. и была заимствована у народов Закавказья, чему способствовали культурно-экономические контакты.

Начиная со второй половины XIX в. черкеска постепенно вытеснила «чуха». Черкеску носили поверх полного комплекта одежды и шили ее из домотканого или покупного тонкого сукна черного, коричневого, серого, зеленого, желтого, белого цветов. Молодые люди из состоятельных и знатных семей носили белые и цветные черкески. По покрою черкеска напоминала бешмет: рукава шились широкими и длинными, часто закрывающими кисти рук. В нижней части они имели подкладку из тонкого атласа ярких цветов для красоты. Лиф до талии шили на хлопчатобумажной подкладке. По обеим сторонам грудного выреза нашивались карманы для газырей в качестве украшения. Головки газырей дополнялись из металла, слоновой кости, которые покрывались позолотой с орнаментом, золотой насечкой по серебру. Обычно горцы, как и все дагестанцы, черкеску подпоясывались самодельным кожаным поясом, на котором носился кинжал, оправленный в серебро или золото.

Зимней мужской одеждой была шуба. Шубы, как правило, шились из черной или белой овчины, или комбинированные длинные с большим шалевым воротником или пелериной. У народов Нагорного Дагестана наличествовали несколько разновидностей шуб:

1. Шубы-накидки безрукавные с пелериной

2. Шубы-накидки с ложными рукавами

3. Шубы овчинные в талию, надеваемые в рукава, однобортные типа черкески

Наиболее распространёнными были шубы-накидки с ложными рукавам. Шили шубы мастера-шубники – в основном мужчины шили мужские шубы, а женщины – женские.

На пошив шубы-накидки с ложными рукавами шло 9-10 бараньих хорошо обработанных и отбеленных шкур. Такая шуба была длинной, широкой и массивной. Покрой шуб данной разновидности у всех народов был одинаковым. Вся шуба состояла из 6-8 клиньев, сильно расширяющихся к низу. Воротник – шалевидный, переходящий в полы. Для воротника и пол использовались лучшие сорта меха с длинным завитым ворсом, как правило, черного цвета. Рукав, низко спущенный к концу, сужался до такой степени, что нередко выполнял роль кармана.

Другой тип шубы-накидки – безрукавный с пелериной. Это была цельнокроеная шуба, немного расширяющаяся книзу, длиной до пят, с широкими прямыми плечами (на подплечниках). Данная шуба имела большой воротник в виде пелерины, опускавшейся ниже пояса. При необходимости пелерину можно было поднять и накинуть на голову. Эту разновидность шуб шили из 7-10 овечьих шкур любого цвета, имевших длинный ворс, причем на воротник-пелерину шло в среднем три, а иногда и больше овчин. Для воротника обычно использовали мерлушку или шкурку особой породы овец с длинным завитым мехом, им же отделывались борта и полы шубы.

В качестве повседневной дорожной одежды многие горцы носили шубу в талию с обычными вшивными рукавами, небольшим шалевым воротником. Феодальная знать Дагестана носила дорогие собольи, бобровые, хорьковые, каракулевые шубы, которые шили из привозных мехов или перешивали из готовых изделий, приобретенных в России. Часто феодальная знать получала русские шубы в качестве подарков.

Итак, шуба служила в будни рабочей одеждой, в выходной – праздничной, а когда погода позволяла, ее и вовсе использовали как постель. В бедных семьях, где одежды не хватало, шуба из овчины была на несколько человек.

В традиционной одежде немаловажное место занимала войлочная одежда, составляющая так называемый дорожный комплекс с войлочной накидкой и буркой. В основном она была представлена двумя типами: цельноваляные изделия без ворса и со швом на плече и с ворсом, выполнявшими функции плаща для всадника, а также являвшимися обязательной принадлежностью пешехода в дороге, чабанов и пастухов на пастбище.

Наиболее распространенным типом бурки был валяный без ворса – такие бурки готовились почти в каждом селе. Пользовались еще и войлочными накидками, которые заменяли путнику и крышу, и постель, защищая его от ветра, дождя и холода. Существовала поговорка: «надеясь на хорошую погоду, не оставляй бурку, надеясь, что ты сыт, не оставляй толокна».

Изготовление бурки в Дагестане.

Наиболее распространенным типом кожаной обуви были чарыки, имеющие два шва (спереди по носку и подъему и сзади). Она редко встречалась у женщин. Эту обувь делали более глубокой, свободной, чтобы можно было вовнутрь постелить для тепла сухую траву. Носили чарыки с шерстяными носками, с ноговицами, обмотками, валяными войлочными чулками.

У охотников и пастухов была обувь с непришивной плетенной подошвой, амортизировавшей скольжение. Кроме перечисленных видов обуви носили кожаную обувь на пришивной мягкой подошве (типа чувяка, ботинка, сапога). Сапоги шили в зависимости от состоятельности из сыромятной выделанной кожи. Иногда встречалась обувь на деревянной колодке. Также носили кожаные галоши с шерстяными чулками.

Войлочная обувь была с загнутым кверху носком и шилась она из 3-5 кусков войлока. Носили войлочную обувь в прохладное время и зимой. Войлочная обувь обязательно входила в свадебный наряд невест.

Вязаная орнаментированная обувь была традиционной у народов Дагестана. Вязаная обувь различалась: с загнутым кверху носком и обувь с тупым носком. У первого типа сапогов подошва была прошитая утолщенными рядами нитей. Обувь с загнутым носком делилась на бежтинскую и тляратинскую. Здесь мужская обувь отличалась от женских более низких голенищ и менее яркой цветовой гаммой.

Головные уборы были повседневными и выходными. Наиболее распространенным мужским головным убором была папаха, которую шили из овчин молодых барашков лучших пород.

Во второй половине XIX в. широко распространяется высокая цилиндрическая папаха, с меховым верхом или с верхом из цветного сукна. Она шилась из длинноворсной овчины лучшего качества, а в конце XIX в. – из привозного каракуля. Эта папаха являлась большей частью атрибутом парадной одежды и носилась с полным комплектом национального костюма (бешметом, черкеской и т.д.)

К числу традиционных мужских головных уборов относились и легкие шапочки, сшитые шерстью вовнутрь, которые у народов Дагестана надевали на ночь мужчины пожилого возраста. Шилась подобная шапочка из коротко стриженной овчины, плотно облегающей голову.

Одними из важных составляющих женской одежды народов Дагестана являлись головные покрывала. Они представляли собой либо квадратную накидку, либо длинное прямоугольное полотнище. Даргинцы называли его чаба, дикIа, ашмаг, кIаз; аварцы – мучIу, чурчу, чеба, кIази, горани; агулы – кIев, ашмаг, майзар; лакцы – чIинчIу

Как правило, покрывала шили из гладких тканей, в большинстве случаев белых или черных, в ряде мест и из ярких тканей. Обычно покрывала ничем не украшались. Исключение составлял кIаз кубачинок, аштынок, тлярошинок, гочобок, кайтачек и некоторых других обществ. Один конец этих покрывал, свисающий по спине, украшали каймой с бахромой; иногда обе узкие стороны обшивали бахромой, а по всей длине с обеих сторон проходила черная кайма (Гочоб, Тлярош и др.). Женщины из богатых семей покупали дорогие привозные шелковые покрывала. Все народы Дагестана носили покрывала почти одинаково: длинный край его почти до середины подворачивали и прикладывали к подбородку. Левый конец набрасывали на голову слева направо, а правый (более длинная часть) сверху – справа налево. Перекрещенные таким образом концы покрывала свисали либо по спине, либо по левому пле ычу. Конец верхней части покрывала часто свисал до подола платья, иногда до пят

Мы предполагаем, что формирование покрывала как приметной детали женской одежды народов Дагестана было во многом связано с историческими событиями – распространением здесь ислама. Не случайно, что в районах Северного Кавказа, куда ислам пришел позже, были распространены женские шапочки

Женщины носили покрывала, не пытаясь обязательно закрыть нижнюю часть лица, еще меньше они следили за тем, чтобы прикрывать щиколотки ног. Народный ислам Дагестана исходил из принципа здравого смысла в выборе одежды и поведении. Да и трудная жизнь в условиях гор не оставляла выбора. Потому основные формы покрывал дагестанских женщин демократичны по способу ношения, цветовой палитре и существенно отличаются от традиционных исламских форм головных покрывал.

На основе ретроспективного анализа установлено, что в национальной одежде горянки особое место занимает орнамент. При этом выявлено, что в большинстве случае композиция рисунка строится по вертикальной оси с симметрично расположенными по обеим сторонам ответвлениями, иногда – по двум крестовидным сторонам. Для орнаментальных композиций свойственны простейшие геометрические фигуры и изобразительные мотивы (растительные и зооморфные), организованные по схемам симметрии.

 

Карачаевцы, балкарцы, осетины. В комплекс традиционного мужского входили рубаха, штаны, шаровары, черкеска, ремень с набором из серебра. Комплекс обуви включая чувяки из сыромятной кожи с цельной или ременной плетеной подошвой, очень грубой для хождения в горах, и ноговицы из сукна или кожи. Помимо этого, бытовали и выходные чувяки из сафьяна. Завершала мужской ансамбль войлочная бурка «жамычы нымыт», бурка с капюшоном – «гебенек» и овчинные шубы и полушубки «тон кæрц». Они часто обшивались сверху сукном. Такая шуба была более распространенной.

Большим разнообразием отличались головные уборы: войлочные шляпы, барашковая шапка - башлык. Башлык является одним из интересных головных уборов, в переводе с тюрского означает наголовник.

Перечисленный комплект мужской одежды является наиболее полным, однако не все его составные части носились одновременно, и не для всех случает употреблялись. Элементы мужского костюма отличались значительной устойчивостью, изменялся лишь материал.

Определенный интерес в комплексе мужского костюма вызывает войлочная шляпа. В тёплое время года этот вид головного убора был незаменим для горца. Изготавливали шляпу кустарным способом из шерсти белого, серого, светло-коричневого цветов. Осетинская шляпа имеет невысокую круглую тулью и довольно широкие поля. Тулья крест на крест обшита шнурком, которым обрамлены и поля. Аналогичным способом декорировались и войлочные шляпы балкарцев. Однако у карачаевской шляпы была высокая конусообразная тулья и узкие поля. По своей форме к ним примыкали и балкарские шляпы. Они имели небольшое опущенное поле с перекрещивающимися на макушке шнурками, в большей степени напоминали карачевские и сванские.

В форме этой шляпы нашли отражение этнокультурные контакты сванов, карачаевцев, балкарцев и осетин дигорцев.

Черкеска кавказских народов (как у перечисленных, так и у дагестанцев) украшалась небольшими кармашками по обеим сторонам груди. В мелкие отделения этих кармашков вставлялись так называется газыри – небольшие деревянные, костяные или серебряные трубочки, куда раньше закладывались готовые заряды. С появлением пятизарядной винтовки они превратились в простые украшения, но за ними сохранилось тюркское древнее название хазыр – готовый.

 

В склепах города мертвых у осетинского селения Даргавс В.Х. Тменов обнаружил черкески со стоячим воротником и без газырниц. Подобные черкески считались рабочими, в отличие от праздничных с открытой грудью и газырями.

Очень интересным и оригинальным одеянием является гебенек или кебеняк – войлочный плащ с рукавами и капюшоном. В прошлом он был   распространен почти у всех тюркских народов, и у них же перенят он многими народами Кавказа и Восточной Европы. В последние столетия он употреблялся в качестве пастушеской одежды, но в средние века он представлял собой один из важнейших элементов воинского снаряжения.

Распространенным видом горской обуви были чувяки из сыромятной кожи, имевшие подошву из сплетенных ремешков, которая не позволяла скользить на крутых горных склонах. Их надевали на босую ногу, предварительно прокладывали во внутреннюю часть сухую траву, как и в Дагестане. Эту обувь местного кавказского происхождения, ибо покрой, материал идентичны по всей горной зоне. Еще один вид обуви из сыромятной кожи гоп царухъ (у балкарцев имеет название генчарыкъ).

Среди женских головных уборов плоская форма шапочки получила распространение именно в среде осетин, карачаевцев и балкарцев. Конусообразные женские головные уборы из кожи и войлока, украшенные различными позументами, известны и из кабардинских курганов. Очень близки конические шапочки балкарских и карачаевских женщин к средневековой шапочке бокка, которая также имела металлическое или деревянное навершие с шишаком и украшалась различными диадемами, перьями и пр. Описываемые головные уборы весьма похожи на шлемообразные конические уборы, известные позднее у многих народов Северного Кавказа.

Покрой северокавказских кафтанов соответовал крою тюрской плечевой одежды. Распространение наборных поясов и использование в костюме двух поясов одновременно исследовали связывают с тюрками. Тенденцию изменения доспеха под влиянием тюрок отмечает В.И. Распопова.

Волна тюрского влияния на формирование кавказского костюма отмечается с приходом половцев. Это выразилось в изменении манеры ношения верхней одежды: более короткое и тонкое платье надевается поверх длинного и плотного. Появляется новая деталь костюма – набедренные юбки бельдек.

Находки целых форм одежд, изготовленных из холщовых шелковых и шерстяных тканей головных уборов из кожи, тканей и меха, и кожаной обуви ориентируются в могильниках с оформлением широкой территории от Каспия до Черного моря могущественного государственного объединения Хазарского каганата.

Из половецких украшений женщины Северного Кавказа заимствовали только серьги.

Интересно также, что нагрудные украшения у чеченцев, ингушей, кумыков, осетин, адыгейцев, кабардинцев одной и той же формы, но, как правило, носятся по-разному. Как отмечалось, вайнахские женщины поначалу использовали их поверх чохи, а затем перенесли под нее. Здесь усматривается влияние соседних осетин и адыгейцев, поскольку вайнахи, в 30-х гг. XIX в. переселившиеся из горных районов в Грузию (кисты), указанные украшения носили поверх чохи.

Для Западного и Центрального Предкавказья IV-VI веков фиксируются элементы двух типов женского костюма, отражающие престижную европейскую моду: «средиземноморский», «восточногерманский».

Для средиземноморской моды, распространившейся по всему Центральному Предкавказью, было характерно использование фибул-брошей и их имитаций. Данные украшения представлены в памятниках Кабардино-Балкарии и Северной Осетии;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.