Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мидийская держава



Мидийская держава

 

Первая половина I тыс. до н. э. была временем нарастающей иранизации аборигенного населения и на западе, и на востоке. На основе взаимодействия пришлых иранцев с местными кутийско- каспийскими племенами к началу IX в. до н. э. в долине р. Кызыл- Узен и сопредельных областях сложился мидийский союз пле­мен, занимавший центр ареала ираноязычных племен нагорья. Области прочих этих племен, живших к западу, югу и востоку от мидян, получали поэтому названия от иранского корня «парс» (доел, «бок»), т. е. «окраинная земля»: Парсуа в долине р. Дияла, Парса-Персия, лежавшая при Загросе, между Мидией и Эламом (именно ее население вошло в историю под именем персов), и Парта-Парфия в предгорьях Копетдага.

История мидян и всего Западного Ирана в течение несколь­ких веков сводилась в основном к обороне от ассирийских наше­ствий. В 834-788 гг. до н. э. ассирийские войска систематически вторгались на территорию мидян; к концу этого периода, при Семирамиде (Шаммурамат) и Ададнерари III (810-783 гг. до н. э.) Ассирии покорялись все земли региона вплоть до Каспия и Дешт-и-Кевира. Лишь резкое ослабление Ассирии под ударами Урарту привело к быстрому освобождению мидян. Новая череда ассирийских походов (744-713 гг. до н. э.) привела к вторичному включению Мидийского союза и соседних областей в Ассирийскую державу, причем на это раз уже в виде провинций.

На востоке, при Амударье — Хильменде, в начале I тыс. до н. э. сложилась ранняя держава авестийских ариев. Ее цари но­сили титул «кави» (первоначально— верховный жрец, руково­дитель общинного культа и тем самым всей общины). Оседлые авестийские арии принуждены были вести постоянные войны против совершавших на них набеги с севера кочевников тура, по­томков андроновских племен. Воспоминания о царях авестий­ских ариев (т.н. «кейанидах») и их борьбе с тура образуют один из важнейших содержательных пластов «Авесты». «Линия фронта» этой борьбы, пролегавшая между Амударьей и Сырдарьей, из­вестна археологически как граница между южным и северным вариантами раннежелезного века Средней Азии. Авестийские арии направляли свои походы и на запад, против неиндоевропей­ских аборигенов юго-восточного Прикаспия, но не добились здесь успеха; в конце концов эти области были иранизированы со сто-роны нагорья.

Резкую грань в истории и запада, и востока Ирана образовало цепное переселение степных кочевых иранцев, начавшееся около Я третьей четверти VIII в. до н. э. Эпицентром его стали районы Я Алтая и Тянь-Шаня. В ходе этих миграций кочевники-тура раз- Я громили державу авестийских ариев, распавшуюся на несколько 1 осколков (крупнейшим из них было Бактрийское царство, счи- Я тавшееся в VI в. до н. э. одной из великих держав Азии). Но и 1 сами тура навсегда исчезли из истории, смененные новой, скифо- 1 сакской волной ираноязычных кочевников.

Племена с восточной окраины степного ираноязычного ареала, обобщенно именующиеся у греков скифами, а у персов саками, устремились оттуда на юго-запад, в Среднюю Азию, и на за- 1 пад — за Волгу и на Кавказ, сами иногда раскалываясь по дороге. К их числу относились в первую очередь собственно скифы (так 1 называемые «скифы царские» или просто скифы у Геродота) и массагеты. Группа скифов, о которой сообщает Геродот, пересек­ла Волгу и, обрушившись на местные ираноязычные племена, известные как киммерийцы, заставила их часть уйти на юг от Кавказа (ок. 720 г. до н. э.), а остальную подчинила, добившись доминирования в Северном Причерноморье и Предкавказье, после чего все ираноязычные кочевники этого региона стали обоб­щенно именоваться по новой доминирующей силе скифами. Киммерийцы, ушедшие в Переднюю Азию, держались в Западном Закавказье и восточной Малой Азии около 80 лет, опустошая сво­ими набегами Анатолию от Урарту до Эгейского моря и нападая на границы Ассирии.

Ок. 680 г. до н. э. часть предкавказских скифов перевалила Кавказ и основала собственное царство на северо-западном рубе­же Ирана; население этого царства было позднее известно Геродоту как «прямошапочники», в то время как некие «прямо- шапочные саки» — т.е. ветвь той же самой племенной группы скифов, о которой повествует Геродот, — фиксируются надпися­ми Ахеменидов на территории Средней Азии (куда они, как вид­но, попали, отделившись от основного маршрута своей племенной группы, описанного у «отца истории»). Массагеты заняли степи между Каспием и Аралом, включая бассейн Узбоя.

Появление Скифского царства на северо-западе Ирана угро­жало ассирийскому могуществу и дало импульс к новому витку политогенеза у мидян. Уже в 673 г. до н. э. мидяне, подвластные Ассирии, с помощью скифов этого царства свергли ассирийское господство и сформировали самостоятельное государство со сто­лицей в Экбатанах. Первым его царем стал Хшатрита (ок. 673- 653 гг. до н. э.). Скифы, однако, неожиданно заключили союз с Ассирией, и когда Хшатрита в 653 г. напал на нее, угрожая Ниневии, разгромили его и подчинили Мидию своей власти, по­сле чего стали главной силой на севере Передней Азии. В следую­щее десятилетие они контролировали большую часть Закавказья, опустошали набегами Урарту и большую часть Малой Азии, где победили и почти полностью уничтожили киммерийцев (643 г. до н. э.), а затем обратились против самой Ассирии и безнаказанно разорили ее западные провинции (630-е гг.).

В это время скифам никто не мог противостоять на всем Ближнем Востоке, однако это могущество оказалось эфемерным: в 625 г. до н. э. вожди скифов были истреблены взбунтовавшими­ся против них местными предводителями. Впоследствии этот подвиг обычно приписывался Хувахштре (греч. Киаксар), прави­телю Мидии.

Все покоренные скифами страны немедленно обрели незави­симость, и больше всех от этого выиграла Мидия: Киаксар (пра­вил как независимый царь в 625-585 гг. до н. э.) организовал но­вую регулярную армию, заменив ею былое племенное ополчение, и приступил к широкомасштабным завоеваниям, сходу подчинив большую часть Иранского нагорья, в том числе Персию и Элам. Ассирия, заклятый враг мидян, в это время все больше увязала в войне с восставшей против нее Вавилонией; Киаксар вмешался в эту войну, в 615 г. до н. э. напал на Ассирию, а затем заключил антиассирийский союз с вавилонянами и разрушил древнюю сто­лицу Ассирии — Ашшур. К 605 г. до н. э. Ассирия была полнос­тью уничтожена, а ее территория поделена между Вавилонией и Мидией (присоединившей северную полосу Верхней Месопо­тамии, в том числе область Ниневии и крупнейший город Верхней Месопотамии — Харран). Одновременно Киаксару покорились государства Армянского нагорья, в т. ч. Скифское царство, Урарту и древнеармянское государство Армина.

Разделив ассирийское наследство, Вавилония и Мидия вско­ре оказались на грани войны. В 590-х гг. до н. э. вассал Мидии — царь Элама — напал на Вавилонию, но был разгромлен Навуходоносором, захватившим Сузиану. Однако продолжения этот эпизод не имел: Вавилония втянулась в войну с Египтом, а Мидия — с Лидией (Лидия попыталась, воспользовавшись этим напряженным моментом, оспаривать у Мидии влияние на Армянском нагорье, укрыв орду скифов, взбунтовавшихся про­тив Киаксара, и заключив союз с Арминой; Киаксар немедленно ответил войной). Кровопролитная мидо-лидийская война (590- 585 гг. до н. э.) шла с переменным успехом и завершилась сраже­нием на р. Галис, во время которого случилось солнечное затме­ние (28.05.585 г. до н. э.). Обе стороны увидели в этом гибельное предзнаменование и предпочли заключить компромиссный мир и даже союз, скрепленный браком между сыном Киаксара Астиагом и лидийской царевной. Граница между державами была проведе­на по Галису; Мидия тем самым присоединяла Каппадокию.

Астиаг (585-550 гг. до н. э.) унаследовал огромную относи­тельно централизованную державу (самую большую за всю пред­шествующую историю мира!), с хорошо организованным государ­ственным аппаратом, включая корпорацию государственных жрецов-магов. Большая часть присоединенных территорий пере­шла под прямую власть мидийского престола, ее разделили на на­местничества-сатрапии; лишь немногие области — Армина, Персия и Элам — были оставлены на вассальном положении. Еще в&жн66 было то, что в 613 г. до н. э. Киаксар изменил титул «царя Мидии» на «царя народов», выдвинув совершенно новую концеп­цию государства как мировой деспотии, где царская власть была принципиально неограниченна, универсальна, стояла над любы­ми национально-государственными традициями (в том числе соб­ственного народа) и претендовала на весь мир. Эту концепцию позднее унаследовали Ахемениды.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.