|
||||||||||||||
Тема 1: Введение в курсТема 1: "Введение в курс" 1.1.Предмет и понятие исторической науки Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов. История - наука, изучающая человеческое общество в его развитии, поэтому предметом изучения истории являются события, модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций.
1.2.Исторические источники, их классификация Единой классификации исторических источников не существует, так как всякая классификация условна и поэтому подвергаете различным спорам и размышлениям с точки зрения правдивости самих источников. Могут иметь место различные принципы, лежащие в основе той или иной классификации. Поэтому существует несколько видов классификации. Например, исторические источники делятся на намеренные и ненамеренные. К ненамеренным источникам относится то, что человек создавал с целью обеспечить себя всем необходимым для жизни. Намеренные источники создаются с иной целью – заявить о себе, оставить след в истории. По другой классификации источники подразделяются на материальные - (созданные руками человека) и духовные. В то же время крупный русский историк Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич, утверждал, что все источники, в том числе и материальные, являются «продуктами человеческой психики» Существуют и другие классификации исторических источников: их объединяют по периодам создания, по видам - (письменные источники, мемуары, материалы средств массовой информации и т.д.), по разным направлениям исторической науки - (по политической, экономической истории, по истории культуры и пр.).
1.2.1. Общая классификация исторических источников
1. Письменные источники: ·печатные материалы · рукописи - на бересте, пергаменте, бумаге (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, письма, дневники, воспоминания) · эпиграфические памятники – надписи на камне, металле и т.п. · граффити – тексты, нацарапанные на стенах зданий, посуде
2. Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, одежда, монеты, медали, оружие, архитектурные сооружения и т.п.)
3. Изобразительные (картины, фрески, мозаика, иллюстрации)
4. Фольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки, анекдоты и т.п.)
5. Лингвистические (географические названия, личные имена)
6. Кино-фоно-фотодокументы (кинодокументы, фотографии, фонические записи) Поиск исторических источников – важнейшая составляющая труда исследователя. Но одних только источников для адекватного воссоздания истории недостаточно. Необходимо еще умение работать с историческими источниками, умение их анализировать. 1.3.Вспомогательные исторические дисциплины и их виды Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников К вспомогательным историческим дисциплинам относят следующие науки: 1. Палеография – (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи - (криптография).
2. Дипломатика – исторические акты (юридические документы). Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.
3. Генеалогия – родственные взаимосвязи людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.
4. Геральдика – изучает гербы, а также традиции и практику их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.
5. Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.
6. Историческая метрология – изучает употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.
7. Нумизматика – изучает историю монетной чеканки и денежного обращения. Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.
8. Хронология – устанавливает даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
9. Историческая география – изучает историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:
9.1 историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта; 9.2 историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов; 9.3 историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях; 9.4 историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв; 9.5 историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру; 9.6 историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека); 9.7 историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции; 9.8 историко-географическое страноведение - географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.
10. Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.
11. Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
12. Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
13. Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.
14. Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.
1.4.Проблемы периодизации отечественной и зарубежной истории. Одной из важной проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.
Цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Выделяются три основных типа цивилизации:
1. Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относятся первобытное общество, для которого характерно адаптация человека к природе, повторение традиций и запрещение их нарушать, выраженное в табу. 2. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов, отсутствие ярко выраженной частной собственности, наличие кастовых общин, сильная централизованная власть. Прогресс в таком обществе идёт циклами, замедленно. 3. Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж высоко результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие политических партий и гражданского общества. Все эти типы равны в истории.
Так, в литературе выделяют пять периодов истории: За рубежом: В России:
|
||||||||||||||
|