![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от 28.12.2018 г, № 632 от 22.11.2019 г. и № 249 от 18.05.2020 г.
Методические рекомендации о преподавании обществознания в 2020- 2021 учебном году
Особенности преподавания учебного предмета «Обществознание» в 2020-2021 учебном году В 2020-2021 учебном году продолжится работа по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и произойдет переход на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. В 2020-2021 учебном году в преподавании обществознания обращаю внимание на следующие особенности. В декабре 2018 года была принята Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Согласно принятой Концепции обществознание как учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей. Интегральный характер преподавания обществознания не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями). При освоении программ основного общего образования преподавание обществознания является обязательным для всех обучающихся и сфокусировано на решении практических задач воспитания и социализации обучающегося на основе формирования у него целостной социальной картины мира. На уровне среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В рамках реализации практической части рекомендуется применение различных форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся. Учителям обществознания рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию: - работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации; - критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; - решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания; - участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; - участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению; - осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов; - подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем; - осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления. Как показывает практика, обществознание остается самым распространенным предметом для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по выбору. Поэтому влияние ОГЭ и ЕГЭ на процесс преподавания предмета в школе очень велико. Это проявляется, в частности, во все большем отказе от методики преподнесения готовых знаний, и в использовании проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развитии практических умений учащихся, опоре на опыт их социальных отношений. Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, требований, предъявляемых к экзаменуемым, предполагает, что для выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию на максимально возможный балл необходимы знания по восьми содержательным линиям курса и комплекс специальных умений для осуществления познавательной деятельности. В том числе сравнение отдельных социальных объектов, решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений. В рамках курса «Обществознание» рекомендуется выделить часы на освоение вопросов финансовой грамотности в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации.: 1) в рамках учебного предмета «Обществознание» на уровнях основного общего образования и среднего общего образования; 2) в рамках учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования при изучении базового курса и углубленного курсов; 3) в рамках элективных / факультативных курсов «Основы финансовой грамотности»; 4) в рамках выполнения индивидуального проекта (учебного проекта или учебного исследования). Согласно методическим рекомендациям Банка России, программа курса «Основы финансовой грамотности» разрабатывается для возрастной группы 13-18 лет. В связи с тем, что подростки в возрасте 11-12 лет активно включаются в финансово-экономические связи семьи с экономическими субъектами, распоряжаясь финансовыми средствами, выделенными родителями для осуществления мелких бытовых сделок, рекомендуем введение курса «Основы финансовой грамотности» с 5-го класса. Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями.
Освоение обучающимися ФГОС ООО Обучающиеся, успешно освоившие обществознание на уровне основного общего образования, должны иметь целостное представление об обществе и механизмах его развития, человеке и его жизни в обществе, сформировать понимание значения социальной среды в жизни каждого человека, важности семьи как базовой социальной структуры. Ценности, которые должны быть освоены в процессе преподавания и изучения обществознания на уровне основного общего образования, являются основой формирования гражданской ответственности за свою судьбу, за судьбу Отечества. Количество часов, предусмотренное для изучения обществознания
Обращаем ваше внимание, что преподавание обществознания в 5 классе возможно за счет части, реализуемой участниками образовательного процесса, школьного компонента. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Освоение обучающимися ФГОС СОО
Для педагогов образовательных организаций, которые приступают к введению ФГОС СОО необходимо выстраивать деятельность учащихся, опираясь на УМК из федерального перечня и цели данной конкретной организации. В средней школе на базовом уровне предмет «Обществознание» присутствует в учебных планах не во всех профилях. Нет такого учебного предмета в технологическом и естественно-научном профилях. В универсальном профиле. «Обществознание» на базовом уровне изучается в объеме 140 часов в течение двух лет обучения (при 35 часовой учебной неделе). В гуманитарном профиле обществознание (б) -140 ч., право (У) -140 ч. В социально-экономическом профиле обществознания нет, а есть экономика на углубленном уровне в количестве 140 часов. Изучение обществознания дополняется элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью. Программы элективных курсов должны быть соответствующим образом утверждены.
Список учебников сформирован на основании трех действующих Приказов Министерства просвещения о федеральном перечне учебников: № 345 от 28.12.2018 г, № 632 от 22.11.2019 г. и № 249 от 18.05.2020 г.
10-11 классы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|