Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





от 28.12.2018 г, № 632 от 22.11.2019 г. и № 249 от 18.05.2020 г.



 

Методические рекомендации о преподавании обществознания в 2020- 2021 учебном году

 

Особенности преподавания учебного предмета «Обществознание» в

2020-2021 учебном году

В 2020-2021 учебном году продолжится работа по реализации Феде­рального государственного образовательного стандарта основного общего образования и произойдет переход на Федеральный государствен­ный образовательный стандарт среднего общего образования.

В 2020-2021 учебном году в преподавании обществознания обращаю внимание на следующие особенности. В декабре 2018 года была принята Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образова­тельных организациях Российской Федерации, реализующих основные об­щеобразовательные программы.

Согласно принятой Концепции обществознание как учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отно­шений.

Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познава­тельных возможностей.

Интегральный характер преподавания обществознания не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями).

При освоении программ основного общего образо­вания преподавание обществознания является обязательным для всех обучающихся и сфокусировано на решении практиче­ских задач воспитания и социализации обучающегося на основе формирова­ния у него целостной социальной картины мира. На уровне среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучаю­щихся.

В рамках реализации практической части рекомендуется применение различных форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, макси­мально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащих­ся.

Учителям обществознания рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию:

- работа с различными педагогически неадаптированными источника­ми социальной информации;

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной ин­формации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных яв­лений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценоч­ных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тре­нингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной про­блематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах само­управления.

Как показывает практика, обществознание остается самым распро­страненным предметом для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по выбору. Поэтому влияние ОГЭ и ЕГЭ на процесс преподавания предмета в школе очень велико.

Это проявляется, в частности, во все большем отказе от методики преподнесения готовых знаний, и в использо­вании проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развитии практиче­ских умений учащихся, опоре на опыт их социальных отношений. Разнообра­зие типов, разновидностей и моделей заданий, требований, предъявляемых к экзаменуемым, предполагает, что для выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию на максимально возможный балл необходимы знания по восьми содержательным линиям курса и комплекс специальных умений для осуществления познавательной деятельности. В том числе сравнение отдель­ных социальных объектов, решение проблемных задач, анализ и интерпрета­ция оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений.

В рамках курса «Обществознание» рекомендуется выделить часы на освоение вопросов финансовой грамотности в соответствии с основной обра­зовательной программой образовательной организации.:

1) в рамках учебного предмета «Обществознание» на уровнях основ­ного общего образования и среднего общего образования;

2) в рамках учебного предмета «Экономика» на уровне среднего об­щего образования при изучении базового курса и углубленного курсов;

3) в рамках элективных / факультативных курсов «Основы финансо­вой грамотности»;

4) в рамках выполнения индивидуального проекта (учебного проекта или учебного исследования).

Согласно методическим рекомендациям Банка России, программа курса «Основы финансовой грамотности» разрабатывается для возрастной группы 13-18 лет. В связи с тем, что подростки в возрасте 11-12 лет активно включаются в финансово-экономические связи семьи с экономическими субъектами, распоряжаясь финансовыми средствами, выделенными родите­лями для осуществления мелких бытовых сделок, рекомендуем введение курса «Основы финансовой грамотности» с 5-го класса. Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями.

 

Освоение обучающимися ФГОС ООО

Обучающиеся, успешно освоившие обществознание на уровне основ­ного общего образования, должны иметь целостное представление об обще­стве и механизмах его развития, человеке и его жизни в обществе, сформиро­вать понимание значения социальной среды в жизни каждого человека, важ­ности семьи как базовой социальной структуры. Ценности, которые должны быть освоены в процессе преподавания и изучения обществознания на уровне основного общего образования, являются основой формирования гражданской ответственности за свою судьбу, за судьбу Отечества.

Количество часов, предусмотренное для изучения обществознания

 

 

Класс

 
Количество часов -

 

в 6-9-х классах, следующее:
Общее количество времени на четыре года обучения (с 6 по 9 класс) со­ставляет 140 часов (при 35 учебных неделях). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения - 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебно­го времени.

Обращаем ваше внимание, что преподавание обществознания в 5 клас­се возможно за счет части, реализуемой участниками образовательного про­цесса, школьного компонента.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

2. Содержание учебного предмета, курса.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводи­мых на освоение каждой темы.

 

Освоение обучающимися ФГОС СОО

 

Для педагогов образовательных организаций, которые приступают к введению ФГОС СОО необходимо выстраивать деятельность учащихся, опи­раясь на УМК из федерального перечня и цели данной конкретной организа­ции.

В средней школе на базовом уровне предмет «Обществознание» присутствует в учебных планах не во всех профилях. Нет такого учебного предмета в технологическом и естественно-научном профилях.  В универсальном профиле.  «Обществознание» на базовом уровне изучается в объеме 140 часов в течение двух лет обучения (при 35 часовой учебной неделе). В гуманитарном профиле обществознание (б) -140 ч., право (У) -140 ч. В социально-экономическом профиле обществознания нет, а есть экономика на углубленном уровне в количестве 140 часов.

Изучение обществознания дополняется элективными учебными кур­сами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью. Программы элективных курсов должны быть соответствующим образом утверждены.

 

Список учебников сформирован на основании трех действующих Приказов Министерства просвещения о федеральном перечне учебников:

№ 345 от 28.12.2018 г, № 632 от 22.11.2019 г. и № 249 от 18.05.2020 г.

 

 

АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (6-9) Обществознание Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (6-9) Обществознание Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (6-9) Обществознание Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (6-9) Обществознание Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. "Сферы" (6-9) Обществознание Котова О.А., Лискова Т.Е.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. "Сферы" (6-9) Обществознание Котова О.А., Лискова Т.Е.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. "Сферы" (6-9) Обществознание Котова О.А., Лискова Т.Е.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. "Сферы" (6-9) Обществознание Котова О.А., Лискова Т.Е.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Кравченко. Обществознание (6-9) Обществознание Кравченко А.И., Агафонов С.В.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Кравченко. Обществознание (6-9) Обществознание Кравченко А.И., Певцова Е.А., Агафонов С.В.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Кравченко. Обществознание (6-9) Обществознание Кравченко А.И., Хасбулатов Р.И., Агафонов С.В.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Кравченко. Обществознание (6-9) Обществознание Кравченко А.И., Певцова Е.А., Агафонов С.В.
ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ" Обществознание УМК Тишкова. Обществознание (6-9) Обществознание Насонова И.П., Соболева О.Б.; под общ. ред. Тишкова В.А.
ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ" Обществознание УМК Тишкова. Обществознание (6-9) Обществознание Ковлер А.И., Соболева О.Б., Чайка В.Н., Насонова И.П.; под общ. ред. Тишкова В.А.
ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ" Обществознание УМК Тишкова. Обществознание (6-9) Обществознание Гринберг Р.С., Королева Г.Э., Соболева О.Б.; под общ. ред. Тишкова В.А.
ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ" Обществознание УМК Тишкова. Обществознание (6-9) Обществознание Гаман-Голутвина О.В., Корсун Р.П., Соболева О.Б.; под общ. ред. Тишкова В.А.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Сорвина. Обществознание (6-9) Обществознание Сорвин К.В., Ростовцева Н.В., Федоров О.Д.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Сорвина. Обществознание (6-9) Обществознание Сорвин К.В., Ростовцева Н.В., Федоров О.Д.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Сорвина. Обществознание (6-9) Обществознание Сорвин К.В., Давыдова Е.А., Кулакова Т.В., Федоров О.Д.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Сорвина. Обществознание (6-9) Обществознание Сорвин К.В., Богачев М.И., Федоров О.Д.

 

10-11 классы

АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (10-11) (Базовый) Обществознание (базовый уровень) Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (10-11) (Базовый) Обществознание (базовый уровень) Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. "Сферы" (10-11) (Базовый) Обществознание (базовый уровень) Котова О.А., Лискова Т.В.
АО "Издательство "Просвещение" Обществознание Обществознание. "Сферы" (10-11) (Базовый) Обществознание (базовый уровень) Котова О.А., Лискова Г.Е.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Никитина. Обществознание (10-11) (Б) Обществознание (базовый уровень) Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Никитина. Обществознание (10-11) (Б) Обществознание (базовый уровень) Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С.
ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ" Обществознание УМК Тишкова. Обществознание (10-11) Обществознание (базовый уровень) Гринберг Р.С., Королева Г.Э., Соболева О.Б., Цыплакова О.Г.; под общ. ред. Тишкова В.А.
ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ" Обществознание УМК Тишкова. Обществознание (10-11) Обществознание (базовый уровень) Гаман-Голугвина О.В., Ковлер А.И., Пономарева Е.Г. и др.; под общ. ред. Тишкова В.А.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Кравченко. Обществознание (10-11) Обществознание (базовый уровень) Кравченко А.И., Хасбулатов Р.И., Агафонов С.В.
ООО "ДРОФА" Обществознание УМК Кравченко. Обществознание (10-11) Обществознание (базовый уровень) Кравченко А.И., Акчурин Т.Ф., Агафонов С.В.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.