Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Промышленность



Промышленность

Нефтепереработка

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока ещё зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. В стране действует 9 НПЗ с общей мощностью около 90 млн т в год (в 1999 г. закрылся НПЗ компании «Шелл» в Шелл-Хейвене мощностью 4,3 млн т в год). Они расположены в устье Темзы, в Фоли близ Саутгемптона, в южном Уэльсе, у Манчестерского канала, в Тиссайде, Хамберсайде и в Шотландии (Грейнджмуте).

Химическая промышленность

Новейшие производства химической промышленности также относятся к числу быстро развивающихся отраслей. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты — серная кислота, оксиды металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Британская химия базируется на нефтегазовом сырьё и специализируется на достаточно ограниченном числе химических продуктов, отличающихся высокой наукоемкостью: это фармацевтические препараты, агрохимикаты, конструкционные пластмассы, используемые в авиаракетостроении, микроэлектронике. Главные районы химической промышленности сформировались на базе НПЗ вблизи рынков сбыта: Юго-восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Металлургическая промышленность

Большое развитие получила чёрная металлургия. К началу 70-х годов объём производства стали составил около 30 млн т, в дальнейшем с введением квот на чёрные металлы в ЕС он сократился более чем в 2 раза — до 13,5 млн т в 2001 г.. Во второй половине 80-х годов в отрасли была проведена техническая модернизация, и в настоящее время 75 % стали выплавляется кислородно-конвертерным способом.

На сегодняшний день Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Активы корпорации «Бритиш стил»  производит почти всю сталь для страны. Необходимо отметить, что металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углём. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сохранилось 4 металлургических района, из которых лишь один находится в центре страны (Шеффилд-Ротерем с его специализацией на качественной стали и электростали), остальные — на побережье в портах (в Южном Уэльсе — Порт-Толбот, Лланверн, в Хамберсай-де — Сканторп, в Тиссайде — Редкар).

В сталеплавильной индустрии Великобритании всё больше используется в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

В свою очередь, британская цветная металлургия — одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырьё, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. При практически полном отсутствии ресурсной базы отрасль развивалась благодаря высокой потребности в цветных металлах и представлена главным образом производством вторичного металла. Из первичных металлов выпускаются только алюминий и никель. Потребности страны по олову, свинцу, алюминию удовлетворяются за счёт собственного производства почти полностью; по меди и цинку на 1/2.

Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолётостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов — США и Германия.

Машиностроение

В машиностроении, самой крупной отрасли британской промышленности, работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40 % условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Если в прошлом для неё был характерен выпуск продукции высококачественной, но среднего уровня сложности, то в настоящее время всё больший удельный вес приобретает технически сложная, наукоёмкая продукция.

Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Одним из мировых лидеров по производству строительной техники является компания JCB, насчитывающая более 10 тысяч сотрудников и 11 заводов в Великобритании. Каждый второй экскаватор-погрузчик в мире, каждый третий телескопический погрузчик произведён на заводах JCB. Всего в Великобритании производится более 300 видов строительных и сельскохозяйственных машин JCB. Великобритания занимает лидирующие позиции в мире как экспортёр грузовых автомашин. Например, широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Общее машиностроение ныне уступает по темпам роста другим секторам отрасли. В последние годы вновь усилились позиции станкостроения (страна занимает шестое место в мире по объёму производства, но четвёртое — по экспорту). Отраслью международной специализации является тракторостроение (первое место в мире по выпуску колесных тракторов).

Более 2/3 стоимости продукции в приборостроении приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Развито также производство часов, фотоаппаратов.

Автомобильная промышленность

Несколько крупнейших автомобильных фирм, такие как «Бритиш Лейланд», международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерние американские фирмы «Воксхолл» и «Форд», выпускают почти все серийные легковые и грузовые автомашины. Сохраняют позиции мировых лидеров в выпуске машин высшего класса компании «Роллс-Ройс» (под контролем «БМВ») и «Бентли», контролируемая «Фольксвагеном». Импорт пока превышает экспорт, но последний также очень значителен (около 1 млн шт.). Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Авиационно-космическая промышленность

Самолётостроение одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения Великобритании. Доминирует в этой отрасли государственная крупнейшая фирма — British Aerospace. Она специализируется на выпуске широкого спектра различных самолётов, вертолётов, космических аппаратов, ракет. Вертолёты производятся другой большой фирмой Westland Helicopters (англ.)русск.. Почти всё производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках компании Rolls-Royce plc, которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Широко развита кооперация с западноевропейскими и американскими компаниями в производстве гражданской и военной техники.

Электротехника и электроника

Электротехника относится к растущим и развивающимся производствам, она занимает второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: General Electric Company , English Electric и Associated Electrical Industries . По-прежнему достаточно сильны позиции Великобритании в производстве турбин и электродвигателей.

Но доминирующие позиции занимает ныне электроника. Наиболее динамично развивается производство вычислительной техники , но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники — японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования (радары, радиопередатчики) и средств связи.

Лёгкая промышленность

Текстильная промышленность

Развиваются также и традиционные для британской экономики отрасли, такие как текстильная промышленность. Из отраслей лёгкой промышленности ей принадлежит особая роль в промышленном развитии страны, в распространении машинного способа производства по всему миру. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи — самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Обрабатывающая промышленность

В структуре обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес имеют бумажная и полиграфическая промышленность (13,9 %), пищевая и табачная (13,8 %). Пищевкусовая промышленность за последние полвека стала одной из главных сфер концентрации британского капитала: из 40 корпораций страны, входящих в «Клуб 500» крупнейших фирм мира, данную отрасль представляет целая дюжина во главе с Unilever, Diageo и «Кэдбьюри Швеппс». Высокую конкурентоспособность на мировом рынке имеют пищевые концентраты, кондитерские изделия, напитки (в том числе чай, шотландский виски и лондонский джин), табачные изделия. Размещение крупнейших предприятий ориентировано на рынки, в том числе внешние.

 

                        Список литературы

1.Польская Н. М. Великобритания: Экономические районы и города. — М.: Мысль, 1974. — 408 с. — 17 000 экз.

 

2.Польская Н. М. Великобритания. — М.: Мысль, 1986. — 152 с. — ( У карты мира). — 100 000 экз

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.