Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ 3-5 — Диалог. Диалог как основа спора



ЛЕКЦИЯ 3-5 — Диалог

Диалог как основа спора

 

Классическая риторика в первую очередь исследовала монолог и обучала ему. Однако диалог как особая форма интеллектуального взаимодействия и коммуникации в научной, социально-политической, правовой практике, направленная на обсуждение, объяснение или решение исследуемой проблемы, также имеет длительную риторическую традицию.

 

Интеллектуальное общение протекает в форме диалога, участники диалога должны соблюдать этикет ведения диалога, выполнять те нравственные требования, которые предъявляются к корректному ведению логической аргументации.

По степени конфликтности выделяют три формы диалога: бесконфликтный диалог, диалог в режиме слабого конфликта и диалог в режиме острого конфликта. Бесконфликтный диалог называется беседой, конфликтный - спором.

 

Спор в режиме слабого конфликта обычно называется дискуссией. В дискуссии имеются противоположные позиции, мнения относительно обсуждаемой проблемы, но и есть желание найти общее решение, удовлетворяющее обе стороны.

 

Диалог в режиме острого конфликта называется полемикой. Этот спор определяется наличием противоречивых и взаимоисключающих друг друга мнений относительно обсуждаемых вопросов. Цель такого спора - победа. Примерами диалога с острым конфликтом могут служить выступления кандидатов в депутаты, самих депутатов разных политических партий в Думе, в программах на телевидении и т. д. В такой полемике недобросовестные политики используют недопустимые приемы для своей победы.

Так, например, в парламентской полемике неэтично переводить разговор с предмета обсуждения на личность оппонента, однако в политических баталиях использование аргумента, обращенного к личности оппонента, достаточно распространено, хотя и является нарушением условий и обязательств полемического диалога.

 

 Очень часто полемика - это спор глухих. Каждый говорит только о том, что его интересует, старательно не отвечая на конкретные вопросы оппонента. В современном обществе ведутся оживленные дискуссии, споры прежде всего по общественно-политическим, морально-этическим и другим проблемам.

Наблюдая эти споры на экранах телевизоров, мы обнаруживаем, что спорящим часто не хватает элементарной культуры ведения диалога, оппоненты не умеют аргументировать свою точку зрения, выслушать и понять точку зрения другого, оценить ее в соответствии с позиций оппонента и в связи с этим скорректировать свою позицию или настаивать на выдвинутых положениях, находя новые аргументы для убеждения противника.

 

Для того чтобы диалог состоялся, нужно следовать следующим правилам его ведения: - внутренняя готовность вести диалог;

·наличие предмета спора - проблемы, к которой относятся утверждения участников дискуссии, если такой проблемы нет, спор оказывается беспредметным, вырождается в бессодержательный разговор;

·- целесообразность, непротиворечивость и немногословность каждого высказывания, содержащего новую информацию;

·- слушающий должен внимательно выслушать обращенное к нему высказывание, а говорящий - тщательно обдумать сообщаемую информацию;

·- и слушающий и говорящий должны помнить, что смысл и содержание высказывания определяется тоном, которым оно произнесено;

·- последствия каждого высказывания должны быть предусмотрены.

 

 

В споре действует правило: в каждом высказывании участников в ответ на те или иные предложения по решению проблемы, в каждом критическом замечании следует видеть отправную точку для развертывания творческой дискуссии. Использование этого правила позволит правильно реагировать на аргументы: принять или отклонить их, ограничить или дополнить новыми, уточнить или перейти к противоположной аргументации.

 

Для конструктивного ведения спора важно следить за изложением оппонентом своих мыслей: - находить в его высказываниях противоречивые утверждения;

·отыскивать пробелы в аргументации;

·- вскрывать и оценивать однобокость подхода к решению проблемы;

·- характеризовать должным образом субъективные суждения, суждения, взятые «с потолка»;

·выявлять искажения при передаче содержания высказываний других партнеров;

·- отмечать случаи нарушения причинно-следственных взаимосвязей в комплексе проблем.

 

 

Для решения сложных ситуаций в споре можно предложить следующие рекомендации:

 

при голословных утверждениях партнера возможная реакция - постановка вопроса: какие аргументы вы можете привести;

 

отклонение от решения вопроса (все равно не получится) - какое другое решение возможно;

 

выдвижение необоснованных требований - как удовлетворить эти требования;

 

 многословие - каков смысл вашего высказывания; односторонний подход - а если посмотреть на это явление с другой стороны;

 

недостаток критериев при оценке - на основе каких критериев сделана оценка.

 

 

Типология споров разработана и представлена в книге С. И. Поварнина «Спор. О теории и практике спора».

 Спор может быть сосредоточенным и бесформенным.

Сосредоточенный спор - это такой спор, при котором спорящие все время имеют в виду спорный тезис, стараются защитить или опровергнуть его.

Бесформенный спор начинается из-за одного тезиса, затем спорящие хватаются за частные мысли, забыв об исходном положении, поэтому при проведении дискуссии, при обсуждении серьезных вопросов важно уметь организовать спор по определенному плану.

 

Спор может происходить при слушателях и без слушателей. Это обстоятельство часто оказывает решающие воздействие не только на характер спора, но и на его результаты. Спор при слушателях предъявляет к спорящим более высокие требования, например, в выборе слов, аргументации и т. д.

Споры отличаются своими целями и мотивами. С этой точки зрения выделяются пять видов спора: - для разъяснения истины; - для убеждения противника; - ради победы; - ради спора. Каждый вид спора имеет свои особенности.

 

Так, спор для разъяснения истины, для проверки какой-либо мысли, для испытания ее обоснованности ведется приблизительно равными по интеллектуальным возможностям противниками, сомнительные приемы в таком споре исключаются.

 

Спор для убеждения противника является более низким по сравнению с предыдущим. Аргументы в таком споре выбираются только такие, которые должны показаться убедительными оппоненту, в азарте спора оппоненты могут прибегать к преувеличениям и приукрашиваниям.

 

В споре ради победы в ход идут самые разнообразные аргументы - внушительность тона, острословие, красочные выражения, игра на человеческих чувствах и др.

 

Спор ради спора - это вид для любителей поспорить, им интересен сам процесс, обычно такие любители спора непоследовательны: они сегодня могут настаивать на одном, а завтра - на другом.

 

Спор - это не только столкновение противоположных мнений, но и борьба характеров. Существуют веками отработанные приемы ведения спора, которые делятся на допустимые и недопустимые. Когда спорящие хотят установить истину или добиться общего согласия, они используют только допустимые приемы.

Если же оппонент прибегает к недопустимым приемам, то это значит, что его интересует только победа, добытая любой ценой. С таким человеком не следует вступать в спор.

 

Однако знание недопустимых приемов полезно: оно помогает разоблачать их применение в конкретном споре.

Существуют следующие простые и немногочисленные допустимые приемы ведения спора.

·Захват инициативы: предложить свою формулировку предмета спора, направлять ход полемики в нужном для вас направлении.

·Опережающие ответы на вопросы: предвидя возможные аргументы оппонента, высказать их самому и тут же ответить на них.

·Наступательный характер поведения: в споре важно не обороняться, а наступать.

·Концентрация на слабом звене аргументов: не стремиться к опровержению всех аргументов оппонента, а сконцентрироваться на наиболее слабом звене аргументов.

·Эффект внезапности: наиболее важные аргументы приберечь до конца дискуссии.

·Последнее слово: проявив инициативу, взять последнее слово, в котором, подводя итоги спора, представить его результаты в выгодном для вас свете.

 

Спор - сложное явление не только с точки зрения правил его ведения, использования доводов, уловок, но и своей сути. Д. Карнеги писал: «В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если вы проиграли в споре, значит, вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Предположим, что вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах... Ну и что? Вы будете себя чувствовать прекрасно. А он? Вы заставили его почувствовать ваше превосходство. Вы задели его самолюбие. Он будет огорчен вашей победой. А ведь человек, которого убедили против его воли, не отречется от своего мнения и поневоле».

 

 Использование недопустимых аргументов, основанных на логических ошибках в доводах, рассмотрены ранее. В публичном диалоге, будь то спор или дискуссия, ценится не только строгая и достоверная логика доказательств и опровержений, но и гибкая психология убеждения участников обсуждения спорной проблемы. Как мы уже говорили, доказать в процессе дискуссии или полемики какое-то положение - это еще не означает убедить своего оппонента. Поэтому психологические механизмы воздействия в практике ведения диалога очень важны. Они не менее важны, чем логические. Существует система методических приемов и средств использования психологии в споре. Мы сформулируем самые простые правила, которые помогут результативно поспорить и легче дойти до истины.

·Участники спора не враги, а соратники в поиске истины.

·Истина должна быть выше всего (престижа, самолюбия).

·Не следует добиваться победы ценой хороших отношений, человеческого здоровья, настроения.

·Необходимо быть тактичным, не унижать собеседника, не быть категоричным.

·Следует избегать выражений: «Сейчас я тебе докажу», «Нет, вы не правы». Лучше так: «обратимся к фактам, вместе подумаем».

·Не нужно ссылаться на свой авторитет, опыт, положение.

·Необходимо уважать собеседника, уметь признавать свою неправоту.

·Дайте возможность собеседнику выговориться, умейте дослушать до конца, не перебивай.

·Старайтесь угадать характер говорящего.

·В начале спора покажите дружеское расположение к собеседнику.

·Следите за интонацией, помни, что человек обижается не на слова, а на то, каким тоном они произнесены.

 

Народная мудрость зафиксировала эти правила в пословицах и поговорках: Прожуй, прежде чем проглотить, послушай, прежде чем говорить. Умей промолчать, ведь молчание - тоже ответ.

·Язык один, уха два: раз скажи, два послушай.

· Не говори много. Веревка хороша, когда длинна, а речь когда коротка.

· В споре уступает умный.

·Шутку любишь над Фомой, люби и над собой.

 

Итак, мы рассмотрели различные формы диалога, особенности ведения спора, заострили внимание на допустимых и недопустимых приемах, которые могут использовать спорящие. Мы должны помнить, что главное - не только научиться спорить, но и тактично вести себя в споре. Большой знаток человеческой души и блестящий оратор Бернард Шоу считал, что поведение человека во время спора, мера тактичности по отношению к собеседнику является подлинным испытанием его воспитанности.

 

 

ТЕСТ К ЛЕКЦИЯМ 3 (1-5)

 

ТЕСТ

 

·Полемика — это...

A) публичный спор в режиме слабого конфликта;

Б) обсуждение доклада на конференции;

 B) спор с противоборством мнений и идей;

 Г) обмен информацией в режиме бесконфликтности.

 

·Рассуждение - это...

A) последовательное и логичное воспроизведение в речи различных событий;

Б) логическое доказательство какого-либо утверждения;

 B) словесное изображение предметов, лиц и явлений.

 

·Дополните алгоритм подготовки публичного выступления недостающими компонентами:

A) определение темы выступления; Б)...;

B) отбор и обработка материала;

Г)...;

Д) запоминание и репетиция.

 

·Отметьте недопустимые приемы ведения спора

A) опережающий ответ на вопрос;

Б) эффект внезапности;

B) поиск слабого звена в аргументации оппонента;

 Г) критика личности оппонента;

 Д) ссылки на свой авторитет и положение.

 

·Демонстрация связи тезиса с аргументом называется:

A) доказательством;

Б) аргументацией;

B) экспозицией;

Г) спором.

 

·Основные ошибки в споре: в тезисе, в аргументах,..

 A) в необоснованности тезиса;

Б) в ложности аргумента;

B) в связи тезиса и аргумента.

 

·Свод правил о композиции текста называется:

A) ораторией;

Б) поэтикой;

B) расположением.

 

·Преднамеренное нарушение логических законов в споре называется:

A) эристикой;

Б) софизмом;

B) аргументированием.

 

·Высказывание для доказательства тезиса называется:

A) антитезисом;

Б) аргументом;

 B) положением.

 

·Дискуссия заканчивается, если...

A) одна из сторон признала свою неправоту;

Б) истекло отведенное время;

B) достигается соглашение;

Г) противоречия признаются неразрешимыми.

 

 

·Подмена тезиса в споре - это...

A) ошибка;

Б)уловка;

 B)этап;

 Г) завершение.

 

 

·Риторический вопрос...

A) не требует ответа;

Б) вопрос к аудитории;

B) легкий вопрос;

Г) отвлекает оппонента.

 

 

·Аргумент - это...

А) высказывание, служащее для обоснования тезиса;

Б) бесспорное доказательство;

В) истинное мнение.

 

·Участники дискуссии имеют целью достижение...

A) соглашения;

Б) выявления разногласий;

B) победы;

 Г) истины.

 

 

·Дебаты - это...

A) публичный спор в режиме слабого конфликта;

Б) обсуждение доклада на конференции;

B) спор с противоборством мнений и идей;

Г) обмен информацией в режиме бесконфликтности.

 

·Тезис - это...

A) мысли, требующие опровержения;

Б) вид письменного текста;

B) основное положение речи;

Г) начало речи.

 

·Назовите избыточный элемент в классификации активных приемов ведения спора:

 A) довод к фактам;

Б)довод к логике;

B) довод к публике;

 Г)вопросы к оппоненту.

 

·Какой части ораторского выступления свойственны следующие приемы: обращение, обзор главных моментов, парадоксальность ситуации, юмористическое замечание?

A) заключение;

Б) вступление;

B) основная часть.

 

·Какая задача не характерна для основной части речевого сообщения?

A) сообщение информации;

Б) призыв к непосредственным действиям;

B) обоснование собственной точки зрения;

Г) убеждение аудитории.

 

 

·Какая задача не свойственна заключению речевого сообщения?

A) обобщение сказанного;

Б) указание перспектив;

B) краткое повторение основных проблем;

Г) изложение цели выступления.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.