|
|||
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КЛАССА Тема: «Я имею право» Форма проведения: игра-викторина. Цели. Образовательные: Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина. Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными источниками. Продолжать формировать у детей умение выполнять самопроверку по эталону. Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку). Деятельностные: Побуждать работать в группе. Формирование УУД: ПознавательныеУУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе. Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?», изучение символов, обозначающих права. Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом. Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Я имею право», символы прав, атрибуты «Шляпки» для проведения рефлексии. Ход мероприятия:
Внимание! «Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять – Слушать и запоминать!» А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь! Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза друг другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии. 2. Основная часть: игра-викторина «Я имею право» Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний. Мы с вами живем в ДНР, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Для защиты граждан государством приняты специальные указы, которые выражают правила поведения и отношения людей друг с другом. Эти правила называются правами и нормами. Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны. Есть такие страны, в которых дети голодают, живут в тяжелых условиях и даже подвергаются жестокому обращению. Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом. - Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии? + Сегодня мы будем говорить о правах. - Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права, и даже оформили в классе стенд, посвященный правам ребенка. Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Я имею право» Слайд 1 Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. В качестве приза победители смогут подготовить и провести в интересной форме выступление для учащихся 1 класса по правам. А Юля поможет нам в проведении викторины, она будет раздавать командам жетоны за правильные ответы. - И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей) - Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова + (ответы детей: в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у взрослых) - Я тоже нашла в словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание. Слайд 2 (дети читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой первыми дали правильный ответ, получает жетон) Слайд 3 (Правильное значение слова) (учитель помещает на доску плакат со значением слова «Право») - Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Так как уже сказала Юля дети – это будущее наше и нашей страны. - А теперь, следующее задание, в ходе которого вам предлагается вспомнить символы, обозначающие права, с которыми вы уже знакомы. Слайд 4 (далее учащимся представляются поочередно слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10 на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие изученным правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский уход, право на обучение, символ на уважение к правам другого человека, право на отдых). Игрок, давший правильный ответ, выходит к доске. Выбирает из разложенных на столе символов, подходящий к сюжету слайда и помещает этот символ на доску. За правильный ответ команда получает жетон) - Молодцы, ребята, вспомнили и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем. (проводится физминутка: гиперссылка по слайду 10) - Продолжим нашу викторину. Следующее задание. Слайд 11 - Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках. 1. А. Н. Толстой «Приключения Буратино» - Кто главный герой этой сказки? - Что купил папа Карло для Буратино? Зачем? - Где можно учиться? - Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу? (Игрок, ответивший правильно, получает жетон) 2. Г. Х. Андерсен «Снежная королева» - С кем жили Кай и Герда? - Как жилось им у бабушки? - Что случилось с Каем? - Какое право Кая нарушила Снежная королева? Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей. 3. Русская народная сказка «Морозко» - С кем жила падчерица? - Как относилась к ней мачеха, сестра, отец? - Куда мачеха велела отвезти падчерицу? - Какое право Настеньки она нарушила? - кто побеждает в сказке добро или зло? Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь. 4. К. И. Чуковский «Айболит» - Кто такой Айболит? -Чем он занимался? - Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи? Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом. (вместе с учителем выполняют дыхательную гимнастику) 5. Ш. Перро «Золушка» - Как относилась к Золушке мачеха? - Что по дому делала золушка? - Какое право Золушки нарушила Мачеха? В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей. 6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» - Почему невзлюбили Гадкого утенка? - Он виноват в том, что он таким родился? - Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора? - Имели ли они право обижать его? Почему? Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека. Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию. Слайд 12 В этом задании каждый игрок команды может заработать для своей команды жетон, если выполнит задание правильно. Вам необходимо внимательно прочитать высказывания в ячейках таблицы и составить соответствия между правом и высказыванием об этом праве. Ответы занести в нижнюю таблицу. (учащиеся выполняют задание слайда 12 на раздаточных карточках) Хорошо, а теперь давайте выполним самопроверку этого задания по образцу. Слайд 13 - Кто выполнил задание правильно? (получают жетоны) - У кого есть ошибки, давайте в них разберемся. Слайд 12 (возвращаются к слайду 12 и проговаривают соответствия вслух) Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины. (вместе со старшеклассницей ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя) Слайд 14 - А сейчас давайте проведем рефлексию нашей деятельности. Выполним это при помощи «шести шляп критического мышления» (см. приложение: дети поочередно выходят, надевают одну из шляп и дают ответ на вопрос, который предполагает та или иная шляпа) - Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы свами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких. (учитель раздает памятки о правах) Слайд 15. - Мне хочется пожелать вам счастья и солнца! - Спасибо вам, ребята, большое за работу. Наше мероприятие окончено. ПРИЛОЖЕНИЕ “Шесть шляп критического мышления” «Белая шляпа” —СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения), - что было на уроке?; “Желтая шляпа” —ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты) - что понравилось?; “Черная шляпа” —НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме) - что не понравилось?; “Синяя шляпа” —АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы; почему? зачем? связи?); “Зеленая шляпа” —ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”) - что хотелось бы добавить?; “Красная шляпа” —ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом) - как я себя чувствовал?
|
|||
|