Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» 

 

БАШКИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра экономики и предпринимательства

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

на тему «НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ»

 

 

 

 

 

Выполнил: 

                                    Батталова Луиза Вадимовна

Группа: ЭК(БУ)-3/БС/БШ19 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Мусина Гузель Азатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...3

 
Глава 1 Теоретические основы экономического роста как базовый элемент любой системы экономической безопасности………………………………………………….5    
1.1 Экономические интересы как элемент системы обеспечения экономической безопасности…………………………………5    
1.2 Экономические интересы: сущность, основные индикаторы и методы диагностики....................................................................6  
1.3 Современные направления обеспечения экономической безопасности: зарубежный и отечественный опыт …………9  
Глава 2 Диагностика экономических интересов России ………..14  
2.1 Анализ и оценка интересов на современном этапе экономического развития России……………………….…14  
2.2 Нормативно-правовая база экономических интересов России…………………………………………………………….15  
Глава 3 Основные направления повышения безопасности экономических интересов России…………………………18  
3.1 Пути формирования экономических интересов Российской Федерации………………………..…………………………....18  
3.2 Совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность экономических интересов России ………………………………………………………….20  

Заключение……………………………………………………………….22

 

Список литературы……………………………………………………..23

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. К числу многих теоретических проблем становления рыночных отношений, от разработки которых зависит эффективность экономической и хозяйственной практики, относится проблема экономических интересов.

Выработка и реализация соответствующей экономической политики предполагает адекватное представление о природе, типах, формах, и разновидностях экономических интересов, способах их согласования и реализации, учитывающих специфику экономики в период происходящего в Российской Федерации становления рыночных отношений.

В системе реализации экономических интересов к числу важнейших приоритетов принадлежит обеспечение экономической безопасности, поскольку это является базой независимости государства, условием устойчивого и эффективного развития общества.

Наряду с некоторой хаотичностью реформ, вызванной недостаточной ориентацией на долгосрочные интересы нации, недооценка проблемы выработки новой социально-экономической политики, может привести не только к тяжелейшим социальным последствиям, но и к утрате как экономической, так и национальной безопасности страны.

В такой ситуации исследование реализации экономических интересов в
аспекте обеспечения экономической безопасности, учитывая постиндустриальные тенденции развития современного общества, приобретает особую актуальность.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке теоретических подходов к формированию механизма реализации экономических интересов и обеспечения экономической безопасности в условиях рыночной трансформации российской экономики.

Реализация цели исследования потребовала постановки и решения следующих задач:

 

Глава 1. Теоретические основы экономического роста как базовый элемент любой системы экономической безопасности
1.1 Экономические интересы как элемент системы обеспечения экономической безопасности

Экономический рост - это долговременное увеличение реального объёма валового внутреннего продукта как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.

Темпы экономического роста определяют следующие факторы:

— природные ресурсы;

— трудовые ресурсы;

— тип социально-экономической системы и состояние социально-политической обстановки в стране;

— структура общественного производства, его объём и качество, а также уровень организации;

— степень использования достижений научно-технического прогресса в производстве.

Безопасность как феномен и состояние экономического роста, претерпевает те же самые изменения, что и другие явления внешней среды. В настоящее время проблемы безопасности организации (особенно хозяйствующих субъектов), как отмечают специалисты, приобрели систематический характер, включая финансовые, технические, интеллектуальные, физические и другие компоненты.

Решение этих проблем является одними из основных потребностей и целей организации. Цель экономической безопасности предприятия состоит в эффективной защите жизненно важных экономических интересов соответствующего объекта безопасности от угроз[1].

Ввиду комплексности и многоаспектности содержания данной категории, ее следует рассматривать как систему. Под системой экономической безопасности предприятия понимают организованную совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних рисков. Основу системы обеспечения экономической безопасности предприятия составляют: цель, задачи, объект, субъект, механизм обеспечения экономической безопасности.

К приоритетным целям экономической безопасности предприятия следует отнести обеспечение эффективности деятельности, финансовой устойчивости и независимости предприятия. Основными задачами системы обеспечения экономической безопасности, как отмечают специалисты, являются: мониторинг и прогнозирование угроз; оценка рисков и угроз количественными и качественными методами; разработка инструментов и механизма нивелирования угроз и поддержания стабильного развития предприятия; постоянное совершенствование механизма обеспечения экономической безопасности. Одним из имеющих практическую значимость и ценность вопросов является вопрос оценки рисков и угроз экономической безопасности предприятия. Чем достовернее и своевременнее будет оценка, тем более обоснованными и действенными будут меры по ее обеспечению.

1.2 Экономические интересы: сущность, основные индикаторы и методы диагностики

Выделяют внешние и внутренние риски. Они отличаются степенью предсказуемости их минимизации, а также степенью возможности их минимизации.

На практике, как отмечают специалисты, существуют определенные пути развития экономической безопасности предприятия, и в большинстве случаев они стратегически направлены, сопровождают процессами качественного, организационного, инновационного и инвестиционного изменений и создания условий для стабильной и эффективной деятельности.

Успех деятельности во многом определяется скоростью и правильностью реакции предприятия на возникающие угрозы, где ключевым фактором, определяющим эффективность предпринимательской деятельности, является создание системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Большую роль в экономической жизни общества играют экономические отношения между людьми. Следует добавить, что от совершенства экономических отношений зависит не только развитие способа производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости, когда каждый человек и социальная группа получают возможность пользоваться разного рода социальными благами в зависимости от общественной полезности своей деятельности, ее необходимости для других людей, общества, государства, в частности, для реализации их экономических интересов[2].

Экономические интересы людей выступают как непосредственные проявления их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя и наемного работника прямо определяются их местом в системе экономических отношений между ними. Интерес одного – получение максимальной прибыли, интерес другого – дороже продать свою рабочую силу и получить возможно большую заработную плату.

Экономические интересы крестьянина, будь то фермер или член коллективного крестьянского хозяйства, также определяются его местом в системе существующих экономических отношений. Это же относится к служащим – учителям, врачам, ученым, лицам, занятым в учреждениях культуры, и т.д. Содержание и направленность их экономических интересов определяются содержанием существующих экономических отношений и их местом в системе данных отношений. Сам по себе анализ реальных экономических отношений невозможен в отрыве от исследования экономических интересов субъектов отношений. Вместе с тем, потребность практики заключается в создании таких механизмов хозяйствования, которые повседневно оказывали бы воздействие на экономические интересы участников производства с необходимым для общества результатом.

Интерес - это именно то явление, через которое и обнаруживаются реальные экономические отношения. Чаще всего экономические интересы, вне зависимости от их объектов, обобщаются в три группы: общественные интересы, коллективные интересы и личные, индивидуальные (частные) интересы.

Любой экономический интерес выражает реальные потребности своего носителя. Непосредственный производитель материальных благ имеет различные потребности, которые могут возникать в зависимости от разнообразных обстоятельств, в том числе и случайных. Но в многообразии реальных потребностей есть определенный круг устоявшихся потребностей, которые в целом определяют направленность хозяйственной деятельности индивида. Таким образом, потребности объективно распадаются на случайные и необходимые. В качестве необходимых исследователи выделяют потребности людей, обеспечивающие их существование в качестве производительной силы общества.

Последние образуют основу направленности хозяйственной деятельности индивида. На основе необходимых потребностей формируется и определенный круг индивидуальных экономических интересов производителей. Следовательно, однонаправленность действия личных, коллективных, общих и других видов экономических интересов предполагает общую им основу - необходимые потребности. Таким образом, экономический интерес – система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства).

Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки.

Специфика экономических интересов предопределена, с одной стороны, объективными условиями производства, с другой мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса – объективной и субъективной приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.

Экономические интересы людей выступают как побудительные силы их производственной деятельности. В процессе этой деятельности они стремятся реализовать свои интересы, которые тесно связаны с их потребностями, хотя и отличаются от них. Потребности людей - это проявления объективной необходимости в поддержании условий их жизнедеятельности.

1.3 Современные направления обеспечения экономической безопасности: зарубежный и отечественный опыт

 

Обеспечение экономического роста - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Проблема прогнозирования угроз, оценки и повышения уровня национальной экономической безопасности является одной из наиболее сложных политико-экономических проблем.

Динамика ВВП за последние пять лет определялась, с одной стороны, ускоренным ростом таких секторов, как добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, и некоторых видов, связанных с ними услуг, а с другой – падением сектора розничной и оптовой торговли и замедляющейся динамикой высокотехнологичных секторов промышленности.

ВВП по итогам первого квартала 2019 г. вырос на 0,5% в реальном выражении относительно того же периода прошлого года. При этом экономика разделилась на две неравные части: рост наблюдался в 9 секторах (их доля составила 40,2% ВВП в рыночных ценах), а сокращение выпуска – в 8 секторах (59,8% ВВП). Таким образом, большая часть экономики в первом квартале сокращала выпуск. Однако на это повлияли конъюнктурные факторы, в частности, разовое увеличение ставки НДС. Важно оценить изменение структуры роста ВВП за более длительный период. Объемы экономики за прошедшие пять лет относительно первого полугодия докризисного 2014 г. увеличились всего примерно на 2%. Тем не менее ее структура за этот период заметно изменилась.

В первом квартале 2019 г. максимальными темпами (от 10 до 15%) относительно первого квартала 2014 г. выросли такие крупные сектора, как добыча полезных ископаемых (прирост на 12,6%) и финансовая деятельность (13,3%), а также менее крупные сегменты экономики, такие, как сельское хозяйство (прирост на 10,9%), культура и спортивно-досуговый сектор (10,9%), а также предоставление прочих услуг, включающее в себя бытовой ремонт и услуги для населения, не включенные в другие группировки (15%) (рис. 1). Довольно высокие темпы роста (близкие к 10% за пять лет) показали сектора государственного управления и транспортировки и хранения. Обрабатывающие производства за пять лет выросли на 4,4%.

Наиболее сильный спад (13–15% за пять лет) показали сектора торговли и водоснабжения и утилизации отходов. Темпами близкими к минус 9% падала деятельность домашних хозяйств, а также сектор предоставления информации и связи. На 3,5% снизились за пять лет объемы выпуска в секторе высококвалифицированных услуг, куда помимо прочего включены и научные исследования (раздел M в ОКВЭД).

Отдельного упоминания заслуживает выпуск высокотехнологичных секторов российской экономики (в этот показатель Росстат включает отдельные подотрасли разных отраслей по ОКВЭД 2). В 2016 г. его прирост составил 10¸1% год к году, в 2017 г. замедлился до 5%, в 2018 г. сократился на 4,9%, а в январе-июне 2019 г. – на 11,5%. В целом по итогам текущего года объем выпуска в "хайтеке" может сократиться на 2,7% по сравнению с 2015 г. (данные за 2014 г. отсутствуют).

С учетом разного удельного веса секторов в произведенном ВВП их роль как драйверов экономической динамики в прошедшие пять лет (с первого квартала 2014 г. по первый квартал 2019 г.) весьма различна. Основные двигатели роста – добыча полезных ископаемых, государственное управление и транспортный сектор – внесли вклад в прирост ВВП в размере 2,7 п.п. (рис. 2). Еще 1 п.п. в совокупности добавили обрабатывающая промышленность и финансы. В целом получается 3,7 п.п. прироста ВВП за счет вышеперечисленных секторов.

Однако падающая торговля внесла отрицательный вклад в размере минус 1,6 п.п., что вывело итоговый результат за пятилетку на 2% прироста экономики в целом (доли остальных секторов с положительным и отрицательным вкладом намного меньше и погашают друг друга). Понятно, что с точки зрения динамики роста экономика нуждается в резком ускорении, однако возникает и другой вопрос: способствуют ли наблюдаемые структурные сдвиги ускорению темпов роста экономики в перспективе?

Исследование на основе новой отраслевой базы WIOD для выделения секторов–драйверов роста производительности на панели стран ОЭСР

Для выделения секторов–драйверов экономического роста мы провели панельное эконометрическое исследование взаимосвязи отраслевых темпов роста совокупной факторной производительности (TFP) и выпуска в 2000–2014 гг. по 43 странам, опираясь на новую версию базы отраслевой статистики WIOD (SEA) и наши расчеты динамики TFP по всем секторам и странам.

Основой нашего исследования послужила модель экономического роста Н. Калдора, базирующаяся на ряде эмпирических закономерностей (законов). В частности, был взят второй закон роста Калдора–Вердорна, постулирующий связь увеличения производительности труда в исследуемом секторе и роста производства в нем, который подчеркивает важность позитивного влияния на экономический рост статических и динамических эффектов масштаба производства, технологических инноваций и обучения (learning by doing).

В связи с тем, что концепция Калдора на момент создания предполагала, что динамическое увеличение отдачи от масштаба характерно не для всех отраслей, а именно для обрабатывающей промышленности, законы роста Калдора ранее использовались для оценки степени важности обрабатывающей промышленности в экономическом развитии в целом. Но сейчас эти эмпирические взаимосвязи, которые можно было бы назвать калдорианскими, часто используются для анализа вклада различных отраслей в общий экономический рост, а также выявления отраслей, способствующих росту производительности и наращиванию экономического роста и доходов работников на уровне экономики в целом.

Базируясь на исходной спецификации, мы в своем исследовании произвели следующие преобразования классической формы исследуемой эмпирической закономерности. Во-первых, в качестве зависимой переменной мы взяли не производительность труда в интересующем нас секторе страны, а рассчитанный нами показатель TFP (total factor productivity), то есть общую факторную (или мультифакторную) производительность, очищенную от влияния затрат труда и капитала (это позволяет в определенной мере решить проблему эндогенности в расчетах). По сути, TFP является "остатком", остающимся после исключения факторов труда и капитала из производственной функции. Таким образом, в нашей спецификации мы не вводили фактор капитала как контрольную переменную, влияющую на рост производительности труда (как это обычно делается), за счет "очищенного" характера зависимой переменной (TFP).

Во-вторых, в качестве независимых контрольных переменных мы ввели в модель такие, рассчитанные по базе WIOD SEA, факторы, как: а) отношение долей зарплат высокооплачиваемых работников и низкооплачиваемых работников в секторах (для учета

фактора человеческого капитала, выраженного в зарплатной пропорции); б) экспорт по ряду крупных отраслей.

Основное отличие от классической спецификации модели состоит в новых добавленных нами переменных: добавляем удельный вес коэффициента оплаты труда в оцениваемых отраслях (ln (labs)jt) и экспорт в годовых приростах (expjt). Предпологается, что рост данных показателей будет в общем случае прямо способствовать росту целевой переменной – общей факторной производительности – в силу роста процента квалифицированных работников в отрасли, а также роста экспортного спроса.

 

Глава 2 Диагностика экономических интересов России
2.1 Анализ и оценка интересов на современном этапе экономического развития России

Внешние и внутренние факторы всегда находятся в прямой зависимости друг от друга: ошибка в управлении внутриэкономической деятельностью может легко ослабить позицию государства на международной арене, и наоборот. Есть как минимум два условия, которым должна соответствовать экономическая безопасность.

Во-первых, необходимо соблюдать сохранность экономической самодостаточности государства и создавать условия для возможности принятия решений в собственных интересах в области развития хозяйства (в том числе предприятия производства, торговые компании и иные финансовые институты).

Во-вторых, нельзя допускать снижения уже достигнутого уровня жизни населения, а необходимо обеспечивать его дальнейший рост[3].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что российская экономика на современном этапе развития переживает существенные изменения, демонстрируя довольно позитивную динамику макроэкономических показателей в частности в сфере темпов роста основных отраслей экономики: обрабатывающая, добывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, строи­тельство, а также темпов прироста инвестиций в основной капитал.

Правительством РФ предпринимаются попытки создания благопри­ятных условий для предпринимательской деятельности, расширения внутреннего спроса и объема внутреннего рынка, роста материального благосостояния населения.

Но наряду с положительными последствиями, которые несут в себе современные преобразования российской экономической системы, имеют место и негативные такие как: экономические кризисы, высокий уровень инфляции, отток капитала из России за рубеж, валютная нестабильность.

Целью данного исследования является анализ современных тенденций развития и роста экономики России, проведение сравнительной динамики основных макроэкономических показателей за период 2000-2016 гг., выявление наиболее значимых проблем, характерных для российской экономики, на современном этапе развития, а также определение мер стабилизации и перспектив развития экономического потенциала России.

Современная экономика России ведет свой отсчет с 1991 года – с распада СССР и образования Российской Федерации. В начале 1990‑х годов в экономике России произошел отказ от плановой системы в пользу рыночной модели. Прежде всего, данный процесс был вызван объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса.

Следует отметить, что формирование рыночной экономики происходило достаточно медленными темпами и характеризовалось снижением уровня основных макроэкономических показателей, и лишь к 1999 году, по мнению экспертов, в экономи­ческой и финансовой сферах наметились пути стабилизации и перспективы развития[4].

 

2.2 Нормативно-правовая база экономических интересов России

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны. Она является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и ее экономической безопасности, в частности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особо отмечается, что экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации. Вместе с тем в качестве стратегических приоритетов страны назван ее дальнейший экономический рост.

Для обеспечения экономической безопасности основные усилия государства направлены на устранение дисбалансов в экономике, территориальном развитии, развитие рынка труда, формирование новой географии экономического роста, новых отраслей экономики.

Принцип «безопасность через развитие» реализуется в Стратегии (2009) и Концепции (2008), которые являются базовыми документами стратегического планирования и взаимосвязаны друг с другом. Первый из них представляет официально признанную систему стратегических целей, мер, приоритетов, в области внешней и внутренней политики, которая определяет национальную безопасность и уровень устойчивости развития государства на долгосрочный период. В нем также содержатся конкретные параметры для оценки состояния национальной безопасности.

Второй документ также определяет современные стратегические интересы России. В нем отражены основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом угроз предстоящих лет; стратегия достижения поставленных целей, включая основные этапы, способы, направления; формы и механизмы стратегического партнерства общества, государства и бизнеса; приоритеты, целевые индикаторы, цели, и основные задачи государственной политики в социальной сфере, на перспективу в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Глава 3 Основные направления повышения безопасности экономических интересов России
3.1 Пути формирования экономических интересов Российской Федерации

Таким образом, все действующие современные документы не только ориентированы на обеспечение безопасности, но и нацелены на устойчивое развитие и рост национальной экономики.

Современные законодательные акты в данной сфере выгодно отличаются от предшествующих, становятся более зрелыми. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Ввиду большой значимости работа по совершенствованию законодательства должна быть направлена на создание эффективной, действенной правовой основы всей системы обеспечения национальной безопасности страны как отправной точки устойчивого и эффективного развития национальной экономики. Исследования следует осуществлять с учетом всех уровней указанной системы – институционального, информационного, продовольственного, экологического и др[5].

Народное хозяйство включает в себя отрасли, которые образуют его структуру. Каждая отрасль делится на сектора, между ними устанавливаются хозяйственные связи. В отрасль входят предприятия, производящие схожую по характеристикам продукцию. Они обладают единством технологий, и выполняемых функций.

Структура национальной экономики характеризует распределение результатов производства в обществе, распределение ресурсов. Она идентифицирует долю каждой отрасли в формирования валового внутреннего продукта. Способствует укреплению межотраслевых связей.

Помимо деления на отрасли, национальная экономика опирается на:

Территориальную структуру. Она представляет рациональное размещение производства в пространстве.

Главную роль играет географическое распределение предприятий в зависимости от потребностей национальной экономики, доступности ресурсов и иных факторов производства. Структуру воспроизводства, которая показывает перспективы экономического роста.

С ее помощью можно определить составные части общественного продукта по их функциональному назначению.

Социальную структуру. Все имущество внутри национальной хозяйственной системы делится в соответствии с существующими и признанными законодательством формы собственности.

В России структура экономики прописана в Единой системе классификации и кодирования социальной информации. Эта система создана на основе международного деления видов хозяйственной деятельности.

С 2015 года применяется общий классификатор, который объединяет виды экономической активности в 21 группу. Национальные экономические интересы России Современная Россия испытывает на себе влияние глобализации. Переход к рыночной модели хозяйствования потребовал пересмотра международных отношений, а также внутренней экономической политики.

Теперь границы государства открыты для импорта товаров, услуг, капитала. В условиях всеобщей интеграции в мировое хозяйственное пространство России необходимо удерживать свою финансовую независимость и экономическую стабильность. Обеспечение экономического роста возможно в случае повышения конкурентоспособности российского производства и активов на международном уровне. К национальным интересам России можно отнести: Увеличение размера внутреннего валового продукта за счет улучшения работы промышленного сектора и сельского хозяйства. Адаптация финансовой системы страны к мировым стандартам с целью привлечения иностранных инвестиций. Преобразование структуры внешнеэкономических торговых отношений в пользу увеличения экспорта.

Обеспечение инновационной деятельности, внедрения в хозяйство.

Несмотря на то, что российская экономика является развивающейся и отстает от уровня более экономически продвинутых стран, она должна участвовать в интеграционных процессах. Конкуренция с другими странами стимулирует внутренние процессы развития и роста, влияют на гармонизацию подсистем национальной экономики. Еще одной тенденцией стала кооперация стран или производств. Сотрудничество России с другими странами осложнено геополитической обстановкой в мире. Одним из вариантов обеспечения экономических интересов страны может стать жесткая конкурентная борьба за влияние на мировой арене. Противостояние не исключает кооперацию в моменты взаимовыгодного сотрудничества.

Практическим шагом по реализации национальных экономических интересов России стало вступление во Всемирную торговую организацию и создание Евразийского экономического союза, укрепившего экономические связи между Россией, Казахстаном, Арменией и Белоруссией. Особенности формирования экономических интересов России Вступление в ВТО вызывало массу споров. Эксперты считали, что оно приведет к увеличению импорта, невозможности российских производителей конкурировать с иностранными компаниями[6].

Таким образом, страна могла потерять возможность реализации собственных экономических интересов в долгосрочной перспективе. Однако, участие в ВТО формирует потенциал. Прежде всего, Россия вышла в унифицированное правовое поле, что положительным образом сказалось на повышении конкурентоспособности отечественного производства. Возрос имидж России, как одно из полноправных участников международного торгового оборота. Крупные экономики пытаются вытеснить страну с мирового рынка через применение санкций. Участие в ВТО дало возможность России заявить о себе, а также получить доступ к выстраиванию экономических отношений с ее участниками, несмотря на политические изменения.

3.2 Совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность экономических интересов России

Создание ЕАЭС заложило основу для международного сотрудничества и создания регионального объединения стран. Взаимодействие осуществляется на основе международной правосубъектности. Внутри Союза обеспечивается перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также проводится согласованная единая политика. Все страны-участницы ЕАЭС следуют единым правилам таможенного регулирования, что положительным образом сказывается на восстановлении производственной кооперации. Целями создания этого объединения стран стали: Формирование общего рынка обращения факторов производства. Обеспечение стабильного экономического роста и развития. Создание единого транспортного и информационного пространства. Достижение согласованности в налоговой, валютно-финансовой, кредитной, таможенной и торговой политике. Создание общей системы государственной поддержки[7].

Сегодня, продуктивная деятельность и экономическое совершенствования предприятий в России зависит от своевременного развития деятельности в области безопасности экономике на предприятии. В течении длительного времени этот вопрос остается важным для многих предприятий и за это время было дано множество определений понятию «экономической безопасность предприятия».

 

В специальной литературе экономическая безопасность выражается формулой защиты экономических интересов государства от возникающих угроз. Существующая модель обеспечения экономической безопасности России направлена на удержание экономики в определенных рамках, ее защиту от негативных факторов. Действующее законодательство и научные разработки определяют правовой механизм обеспечения экономической безопасности в большинстве своем как систему защитных мероприятий от воздействия негативных факторов.

Вместе с тем вторым возможным вариантом достижения безопасного состояния, помимо защиты, является наступление. Преобразование экономической системы Российского государства делает необходимым изменение и правовой модели обеспечения экономической безопасности. Просто защиты экономических интересов государства уже явно недостаточно для достижения безопасного состояния, необходима активная деятельность по их беспрепятственной реализации и удовлетворению.

Соответственно, экономическая безопасность России - это состояние развития экономики, обеспечиваемое государством путем устранения препятствий в реализации его экономических интересов и их защиты от негативных факторов.

Следует констатировать, что базовый нормативный правовой акт, централизованно регулирующий обеспечение безопасности и представляющий собой основу для обеспечения отдельных видов безопасности - Закон РФ «О безопасности», не содержит конкретных положений о негативных факторах, причиняющих вред. Это обстоятельство указывает на существенный законодательный пробел, поскольку трудно вести речь об обеспечении безопасности в условиях, когда факторы, ей угрожающие, не определены. В частности, нормативно определяется лишь угроза -совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам. В то же время наряду с угрозами могут существовать и иные негативные факторы (например, вызовы и риски). Кроме того, если угроза ведет к опасности, то это свидетельствует о том, что безопасность не была обеспечена, опасность наступила. Однако опасность может трансформироваться и в другие виды негативных факторов, например, в чрезвычайную ситуацию.

Краткая характеристика экономических угроз содержится в Концепции национальной безопасности РФ. В ней отмечается, что в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливносырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, тенденции структурных изменений в российской экономике за последние пять лет лишь частично можно оценить как благоприятствующие ускорению роста производительности труда на уровне экономики в целом; ряд важных секторов отстает. К плюсам можно отнести относительно быстро растущие сектора финансов и транспортных услуг, к минусам – резкое падение торговли (что связано с падением реальных доходов населения, а также с распространением интернет-торговли), относительно медленно растущий сектор обрабатывающей промышленности в целом и снижающийся выпуск "хайтек".

Помимо секторов–драйверов роста производительности, выделенных на основе описанных выше эконометрических расче



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.