Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Международная политика и дипломатические связи»



ЛЕКЦИЯ

учебная дисциплина:

«Международная политика и дипломатические связи»

от 24.11.2020 г.

Тема

Международные отношения в Европе (ч.1.)

Вопросы:

1. Акторность Европейского союза в современном мировом порядке.

2. Сотрудничество ЕС с другими региональными акторами.

Вопрос 1.

Динамика мировых событий последних 20 лет демонстрирует формирование многослойного миропорядка или нескольких миропорядков.

Будем придерживаться определения мирового порядка, которое было дано академиком А.Д. Богатуровым. Под международным порядком он подразумевает порядок, складывающийся между всеми странами мира, совокупность которых условно именуется международным сообществом.

В сегодняшнем формирующемся мире нет четких контуров мирового порядка и обнаруживаются «блуждающие субъекты», в отличие от классических моделей Вестфальского мира.

После распада СССР администрация США, начиная с Джорджа Буша, взялась за организацию и распространение на весь мир либерального международного порядка. Для реализации этой цели США использовали существующие международные институты (ООН, режимы контроля над вооружениями и др.).

Во-первых, необходимо было расширить присутствие в международных институтах адептов либерального порядка, во‑ вторых, создать открытую инклюзивную международную экономику, которая обеспечила бы максимальную свободную торговлю и способствовала бы освобождению рынков капитала. Предполагалось, что эта гиперглобализированная мировая экономика станет более амбициозной по своему масштабу, чем экономический порядок периода холодной войны.

В‑ третьих, важно было энергично экспортировать либеральную демократию по всему миру. Исполнение этих трех задач вписывалось в основные либеральные теории, такие как либеральный институционализм, теория экономической взаимозависимости и теория демократического мира. Таким образом, в умах его архитекторов построение прочного, устойчивого либерального международного порядка было синонимом создания миролюбивого мира.

Интеграция Китая и России в либеральный порядок была особенно важна для его успеха, потому что они были самыми сильными государствами в мире после Соединенных Штатов. Цель состояла в том, чтобы внедрить их в как можно большее число институтов, полностью интегрировать в открытую международную экономику и способствовать превращению в либеральные демократии.

Расширение НАТО в Восточной Европе было показательным относительно того, как Соединенные Штаты и их союзники стремятся создать либеральный международный порядок. Продвижение НАТО на Восток не было частью классической стратегии сдерживания России. Цель состояла в другом –интегрировать страны Восточной Европы и, по возможности, Россию в либеральное «сообщество безопасности», которое сформировалось в Западной Европе во время холодной войны.

Согласно той же самой либеральной логике Соединенные Штаты основывали свою политику в отношении Китая. Вовлеченность Китая, заявляла госсекретарь США М. Олбрайт, приведет к его активному членству в крупных мировых институтах и поможет интегрировать его в экономический порядок под эгидой США.

Евроcоюз проявляет себя одновременно в трех ипостасях: как субсистема международных отношений; актор процесса международных отношений и вектор силы в международных отношениях.

Как актор международных отношений  Евросоюз  может рассматриваться в качестве самостоятельного международного порядка, который отстаивает и экспортирует демократические (либеральные) европейские ценности, нормы и институты в трансформирующемся современном мировом порядке.

Свою международную идентичность ЕС конструирует через стратегическое партнерство. Он проводит свою внешнюю политику по трем основным направлениям: через международные организации, межрегиональные отношения и двусторонние отношения с отдельными государствами. Начиная с 1990‑х гг. ЕС имеет стратегические отношения с Соединенными Штатами, Канадой, Японией, Индией, Бразилией, Китаем.

Главная цель внешней политики и политики безопасности Евросоюза была сформулирована в Лиссабонском договоре (2007 г.).

На международной арене ЕС будет руководствоваться «принципами, которые вдохновили его собственное создание, развитие и расширение и которые он будет стремиться продвигать в более широком мире: демократия, верховенство закона, универсальность и неделимость прав человека и основных свобод, уважение человеческого достоинства, принципы равенства и солидарности, а также уважения принципов Устава Организации Объединенных Наций и международного права».

Штаб-квартира службы находится в Брюсселе, а ее представительства (делегации) расположены более чем в 140 странах мира. В службе функционирует пять укрупненных директоратов, которые охватывают пять различных регионов мира — Азиатско-Тихоокеанский, Африку, Европу и Центральную Азию, большой Средний Восток, Америку. Директораты включают департаменты (отделы), специализирующиеся по отдельным субрегионам и странам.

Внешняя региональная политика ЕС в начале  2000‑х гг. характеризовалась экспортом демократических ценностей и институтов с практически мессианской настойчивостью.

С принятием в 2016 г. нового документа — «Глобальной стратегии Европейского союза» — ЕС подтвердил внешнеполитический курс на экспорт демократических ценностей, приверженность общечеловеческим ценностям и интересам, таким как мир и безопасность, процветание, демократия, основанный на праве международный порядок и использование «нормативной силы» и убеждений для достижения целей. Вместе с тем, в документе прозвучали такие принципы внешней политики ЕС, как «стрессоустойчивость» (resilience), «эффективная многосторонность», «комплексный подход», «принципиальный прагматизм».

В ЕС оценивают международную обстановку как сложную, в которой затруднительно осуществить точное прогнозирование вызовов и угроз и невозможно полностью устранить международную неопределенность.

В связи с вышесказанным стрессоустойчивость (resilience) рассматривается как внутренняя способность обществ преодолевать кризисы, используя не внешние ресурсы, а самоорганизацию, внутренние возможности.

Таким образом, новая парадигма стрессоустойчивости требует от ЕС проявлять сдержанность по отношению к другим международным субъектам и не использовать принуждение как способ распространения либеральной модели. В теоретических науках это привело к обращению к философскому прагматизму, отказу от конструирования универсальных моделей и к акцентированию внимания на местных практиках и микропроцессах. Внешнее вмешательство должно содействовать той практике, которая идет снизу, а не пытаться навязывать универсальный план.

ЕС не отказывается от реализации собственного глобального демократического проекта. Парадигма стрессоустойчивости основана на существующих дискурсах и практике ЕС, таких как всеобъемлющий подход или эффективный многосторонний подход, и подводит их под объединяющую логику. Этот подход имеет в качестве своей основы прагматизм и гибкость и требует нескольких элементов, важнейшим среди которых является опора на локальные (национальные) власти, сообщества, отдельные лица, которые должны научиться справляться со сложными ситуациями, вызовами, рисками.

В документе «Стратегический подход к стрессоустойчивости во внешней политике ЕС» отмечается, что ЕС будет продолжать поддерживать усилия местных властей, ориентированные на создание устойчивых демократических государств, подотчетных и транспарентных институтов, реформирование сектора безопасности, укрепление верховенства закона, всесторонний рост и занятость на широкой основе, принятие решений на основе общественного участия и публичный доступ к информации. Особое внимание будет уделено привлечению местных органов власти, обществ и заинтересованных сторон гражданского общества.

Вопрос 2.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке ЕС, несмотря на усиление раздробленности, соперничество и конфликты в регионе, углубил свои партнерские отношения со всеми странами региона, с региональными организациями, такими как Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и Организация исламского сотрудничества, поощрял диалог между региональными соперниками и противниками.

Относительно Восточного партнерства ЕС подтверждает, что постоянно работает над партнерскими и инклюзивными отношениями со странами этого блока с учетом дифференцированных ожиданий каждого партнера. ЕС создал амбициозные Соглашения об ассоциации (Association Agreements) и Углубленных и всеобъемлющих зонах свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Areas) с Грузией, Молдавией и Украиной; граждане этих стран пользуются безвизовым режимом для краткосрочного пребывания в ЕС.

На Ближнем Востоке ЕС взаимодействует с Турцией в решении таких вопросов, как миграция, борьба с терроризмом, энергетика, транспорт, экономика, торговля. ЕС успешно сотрудничает с Турцией в поддержании многосторонности и решении общих проблем в таких областях, как миграция, борьба с терроризмом, энергетика, транспорт, экономика и торговля. Недавно создана организация высокого уровня Политический диалог ЕС – Турция (EU – Turkey High-Level Political Dialogue), в рамках которой обсуждается широкий круг вопросов, представляющих общий интерес, в частности, относительно положения в Сирии, Ираке, Иране, Ливии, Персидском заливе, процесса ближневосточного мирного урегулирования.

В Африке  ЕС инвестирует в самые разнообразные отрасли, в частности, в развитие, мир и безопасность, решение миграционных и климатических вопросов, в энергетику, торговлю, создание рабочих мест, образование, молодежь, демократию и права человека.

Наряду с поддержкой постоянных контактов с Африканским союзом, ЕС укрепил партнерские отношения с субрегиональными организациями, такими как Сахель (G5 Sahel)42 и Межправительственный орган по вопросам развития (Intergovernmental Authority on Development).

В отчете отмечается высокий уровень партнерских отношений ЕС с азиатскими государствами. Политические и торговые соглашения заключены с Японией, Вьетнамом и Сингапуром, обновлено комплексное стратегическое партнерство с Китаем, углублены отношения с государствами Центральной Азии, активизировано сотрудничество в области безопасности и обороны с ключевыми азиатскими партнерами. Отдельно выделено как успешное сотрудничество с АСЕАН.

В Латинской Америке ЕС участвовал в заключении мирного соглашения в Колумбии, ведет успешные переговоры о новом поколении политических и торговых соглашений с МЕРКОСУР, Мексикой и Чили, улучшил отношения с Кубой, создал Международную контактную группу по Венесуэле, чтобы помочь преодолеть кризис в этой стране.

С Организацией стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (African, Caribbean and Pacific Group of States), объединяющей 79 государств, ЕС ведет переговоры о заключении нового модернизированного соглашения, которое станет эффективным инструментом реализации программы ООН «Достижения целей устойчивого развития» (Sustainable Development Goals). В документе отмечается, что ЕС будет продолжать поддерживать различные формы регионального сотрудничества, которые он рассматривает в качестве строительных блоков глобального управления.

Глобальная стратегия ЕС 2016– 2020 г.г. подвергается критике со стороны ряда европейских политиков и ученых, которые рассматривают ее как уступку авторитарным режимам, использование двойных стандартов, отказ от принципов демократического управления и гражданских свобод. Чтобы избежать критики относительно того, что новая стратегия поддерживает неустойчивые и недемократические государства, авторы отчета подчеркнули, что стрессоустойчивость государства и стрессоустойчивость общества могут идти рука об руку.

Литература:

1. Большая Европа: Идеи, реальность, перспективы / под ред. Ал. А. Громыко, В.П. Федорова. М., 2014.

2. Эмерсон М. Формирование политических рамок Большой Европы // Современная Европа. 2004. № 3.

3. Хахалкина Е.В., Андреев К.П., Грошева Г.В., Кочев И.А. Открытые границы ЕС в контексте национальной и общеевропейской идентичности на примере отдельных стран Евросоюза // Вестн. МГИМО-Ун-та. 2018. № 2 (59).

4. Внешняя политика и международные связи Европейского союза: осмысливая роль ЕС в мире / Л.О. Игумнова, О.Г. Лекаренко, Ю.Г. Акафонов и др.; отв. ред. Л.О. Игумнова. Иркутск, 2018.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.