|
|||
Инструкция (05.12.20):. Изучение нового материала: ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ОП.Инструкция (05.12.20): 1. Изучить тему, сделать краткий конспект 2. Выполнить домашнее задание 3. Сфотографировать тетрадь с конспектом и выполненным заданием и отправить её на проверку преподавателю до 16.00, 06.12.20. В качестве обратной связи использовать группу в контакте https://vk.com/id158038825 1.Изучение нового материала: ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ОП. План товарооборота общественного питания составляется в определенной последовательности. Основная его часть – реализация продукции собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы (оборота собственной продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально рассчитывают производственную программу предприятия. Возможны два подхода к планированию объемов производственно–торговой деятельности Рис. 1. - Этапы планирования товарооборота При планировании объемов производственно–торговой деятельности предприятия общественного питания необходимо учитывать экономические предпосылки: · данные о развитии района деятельности предприятия: численность населения и состав контингента потребителей; перспективы изменения тих показателей; обеспеченность населения сетью общественного питания; наличие других предприятий общественного питания, число мест в них, их тип и ассортимент предлагаемой продукции, т.е. конкурентное окружение и возможные перспективы его изменения; · результаты экономического анализа развития товарооборота и выпуска продукции в предприятии за ряд предшествующих лет; · перспективы изменения материально–технической базы самого предприятия: состав и структура сети (открытие новых мест реализации или их закрытие, изменение режима работы или числа мест); внедрение нового оборудования, форм организации производства и обслуживания; предлагаемая система снабжения (качество поступающего сырья, доля полуфабрикатов, быстрозамороженной продукции и т.д.); · результаты изучения микроспроса; · сезонные колебания спроса на продукцию и услуги общественного питания; · прогнозируемый индекс цен. При планировании товарооборота используют данные статистической отчетности и данные первичного оперативного учета выпуска и реализации товаров на предприятии. План валового товарооборота предприятия общественного питания складывается из плана оборота по оптовому отпуску продукции и плана розничного товарооборота. Планирование оптового оборота. Оборот по оптовой реализации планируется в тех предприятиях, которые имеют в своем составе заготовочные, кондитерские или мучные цеха. При разработке плана оптового оборота цехов учитывают: · производственную мощность цехов; · данные о заключенных договорах на поставку полуфабрикатов, кондитерских или мучных изделий; · данные о возможных перспективах реализации изделий и заключение новых договоров. При планировании необходимо обеспечить максимально возможный коэффициент использования производственных мощностей. Поэтому, если объем заключенных договоров на поставку не обеспечивает высокую (0,9 – 0,95 %) загрузку, в плане должны быть предусмотрены мероприятия по поиску резервов сбыта производимой продукции. Планирование розничного товарооборота. В зависимости от поставленных целей, обслуживаемого контингента потребителей, необходимой степени детализации плановых показателей, наличия информационной базы могут применяться следующие методы планирования товарооборота: - на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота и экстраполяции этих данных на планируемый период с учетом тенденций его развития; - на основе оценки потребности в финансовых ресурсах (целевой прибыли); - на основе численности потребителей; - балансовый; - экономико-математического моделирования; - экспертный. Рассмотрим методику расчет товарооборота этими методами. Планирование на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота. Так как планирование осуществляется в текущем году за 2 – 3 месяца до его окончания и фактических данных о товарообороте нет, то рассчитывают ожидаемое выполнение плана товарооборота и выпуска продукции. Ожидаемое выполнение плана за текущий год определяется на основе данных о его фактическом выполнении за 9 месяцев и планового задания на оставшейся период до конца года (IV квартал). Такой метод применятся в том случае, если в октябре план был не выполнен или перевыполнен незначительно. Пример 1: За 9 месяцев товарооборот столовой составил 900 тыс.руб., в октябре товарооборот составил 100,5 тыс.руб., при плане на IV квартал 300 тыс.руб., т.е. в месяц 100 тыс.руб., следовательно, ожидаемое выполнение за год составит 900 + 300 = 1 200 (тыс.руб.). Если же план был перевыполнен, то предусматривают такое же перевыполнение в IV квартале в целом. Пример 2: В октябре товарооборот оставил 110 тыс.руб., темп роста составляет 110/100 *100%. Ожидаемое выполнение за IV квартал (300*110) / 100 = 330 (тыс.руб.) и ожидаемое выполнение за год 900+300=1230 (тыс.руб.). После расчета ожидаемого выполнения определяют сопоставимую базу на планируемый год, которая представляет собой форму ожидаемого выполнения плана, учитывающую все изменения условий работы предприятия, которые произойдут в планируемом периоде: · введение в строй новых мест реализации; · закрытие на ремонт или открытие после него; · увеличение числа мест; · изменение форм обслуживания; · изменение режима работы предприятия. Следующим этапом плановой работы является определение и обоснование темпов изменения товарооборота на планируемый период – это наиболее сложный и ответственный момент. При расчете темпов изменения используют экономико-статистические методы планирования по среднегодовым темпам роста или метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней. Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней применяется, если в течение анализируемых лет наблюдалась колеблемость товарооборота. Его суть состоит в том, что тенденции динамического ряда товарооборота определяются путем его плавного изменения во времени, для чего осуществляется выравнивание темпов изменения по скользящей средней через два или три шага в зависимости от размера динамического ряда. Если в процессе расчета среднегодовой темп изменения ниже 100 %, т.е. наблюдается тенденция к снижению физического объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохранить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода. К таким факторам относят: · проведение рекламных мероприятий; · изменение форм обслуживания; · расширение изменение ассортимента продукции на основе изучения спроса потребителей; · предоставление дополнительных услуг. В основе этих мероприятий лежит изучение локального спроса, которое позволяет оценить уровень работы данного предприятия с точки зрения степени удовлетворения потребностей посетителей и разработать программу действий по устранению недостатков. После обоснования среднегодовых темпов роста товарооборота определяют плановую сумму товарооборота по формуле: где Рпл – планируемый товарооборот, тыс.руб.; Рсоп – сопоставимая база товарооборота, тыс.руб.; – среднегодовой темп роста, %; Jцен – индекс цен. Планирование на основе потребности в финансовых ресурсах (целевой прибыли). Использование этого метода диктуется условиями рыночной экономики необходимостью рентабельной работы каждого предприятия. Для этого план товарооборота должен обеспечивать покрытие издержек производства и обращения и получение прибыли, нужной предприятию для нормального развития. При использовании этого метода используется информация: - об издержках производства и обращения на планируемый период; - о системе ценообразования на уровне наценки на собственную продукцию и покупные товары, которые предопределяют уровень валовой прибыли; - о планируемой потребности в прибыли. Обоснованность плана розничного товарооборота целесообразно проверить путем расчета объема безубыточной деятельности (порога рентабельности, критической точки продаж). Безубыточная деятельность показывает объем товарооборота, при котором предприятие покроет издержки производства и обращения. Размер товарооборота, обеспечивающий безубыточную деятельность (Рб), рассчитывается по формуле: Чем выше разность, между фактическим и товарооборотом в точке безубыточности, тем выше запас финансовой прочности, который определяется по формуле: Снижение товарооборота на величину большую, чем запас финансовой прочности, означает снижение платежеспособности и вероятность банкротства. На третьем этапе после необходимых корректировок товарооборота рассчитывают другие показатели хозяйственно–финансовой деятельности. Планирование на основе численности потребителей. Этот метод планирования товарооборота применяется на предприятиях с постоянным контингентом потребителей и основывается на данных анализа деятельности предприятия за предшествующий период и данных социологических исследований. Для определения объема товарооборота необходимо рассчитать: 1. Среднюю цену одной покупки в отчетном периоде, которая определяется по формуле: где Р1 – фактический товарооборот отчетного года, тыс.руб.; Чф – фактическое число потребителей за отчетный период, чел.; Цср – средняя цена 1 покупки, руб. 2. Число потребителей в планируемом периоде. При расчете числа потребителей учитывают число работающих, степень охвата услугами общественного питания, перспективы изменения численности и степени охвата услугами. Плановую сумму товарооборота в этом случае определяется по формуле: где - планируемая средняя численность потребителей, чел.; tпл – число дней работы предприятия в плановом периоде, дн. При планировании товарооборота также могут применяться и другие методы, используемые в процессе планирования розничного товарооборота торговых предприятий. Планирование оборота по реализации продукции собственного производства складывается из 2-х этапов: 1) планирование оборота по обеденной продукции; 2) планирование оборота по реализации прочей продукции собственного производства.
2. Домашнее задание: - составить краткий конспект по пройденному материалу, - решить задачи: А) В ресторане фактический товарооборот за 9 месяцев текущего года составил 68542 т.р. План товарооборота ресторана на год установлен в сумме 79056 т.р. Товарооборот IV квартала составит 27% от годового плана. В связи с повышением денежных доходов населения ожидается перевыполнение намеченного задания по товарообороту на IV квартал на 5%. Рассчитать ожидаемый товарооборот и процент выполнения плана товарооборота ресторана за год. Б) План товарооборота кафе на текущий год установлен 24000 т. р., в том числе оборот IV кв. - 28,3% от годового плана. Фактический товарооборот за 9 месяцев составил 18282 т. р. Определить ожидаемый товарооборот и процент выполнения плана за текущий год.
3.Отправить выполненную работу преподавателю. Критерии оценки конспекта: • содержательность конспекта, соответствие плану; • отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; • ясность, лаконичность изложения мыслей студента; • наличие схем, графическое выделение особо значимой информации; • соответствие оформления требованиям; • грамотность изложения; • конспект сдан в срок. Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 4-5 тетрадных страниц; Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 4 тетрадные страницы; Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 4 страниц; Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц.
|
|||
|