Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструкция (05.12.20):. Изучение нового материала: ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ОП.



 Инструкция (05.12.20):

1. Изучить тему, сделать краткий конспект

2. Выполнить домашнее задание

3. Сфотографировать тетрадь с конспектом и выполненным заданием и отправить её на проверку преподавателю до 16.00, 06.12.20. В качестве обратной связи использовать группу в контакте https://vk.com/id158038825

1.Изучение нового материала: ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ОП.

План товарооборота общественного питания составляется в определенной последовательности. Основная его часть – реализация продукции собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы (оборота собственной продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально рассчитывают производственную программу предприятия.

Возможны два подхода к планированию объемов производственно–торго­вой деятельности

Рис. 1. - Этапы планирования товарооборота

При планировании объемов производственно–торговой деятельности предприятия общественного питания необходимо учитывать экономические предпосылки:

· данные о развитии района деятельности предприятия: численность населе­ния и состав контингента потребителей; перспективы изменения тих показателей; обеспеченность населения сетью общественного пита­ния; наличие других предприятий общественного питания, число мест в них, их тип и ассортимент предлагаемой продукции, т.е. конкурентное окружение и возможные перспективы его изменения;

· результаты экономического анализа развития товарооборота и выпуска про­дукции в предприятии за ряд предшествующих лет;

· перспективы изменения материально–технической базы самого предпри­ятия: состав и структура сети (открытие новых мест реализации или их закрытие, изменение режима работы или числа мест); внедрение нового оборудования, форм организации производства и обслуживания; предла­гаемая система снабжения (качество поступающего сырья, доля полуфаб­рикатов, быстрозамороженной продукции и т.д.);

· результаты изучения микроспроса;

· сезонные колебания спроса на продукцию и услуги общественного пита­ния;

· прогнозируемый индекс цен.

При планировании товарооборота используют данные статистической от­четности и данные первичного оперативного учета выпуска и реализации това­ров на предприятии.

План валового товарооборота предприятия общественного питания складывается из плана оборота по оптовому отпуску продукции и плана розничного товарооборота.

Планирование оптового оборота.

Оборот по оптовой реализации планируется в тех предприятиях, которые имеют в своем составе заготовочные, кондитерские или мучные цеха.

При раз­работке плана оптового оборота цехов учитывают:

· производственную мощность цехов;

· данные о заключенных договорах на поставку полуфабрикатов, кондитер­ских или мучных изделий;

· данные о возможных перспективах реализации изделий и заключение но­вых договоров.

При планировании необходимо обеспечить максимально возможный ко­эффициент использования производственных мощностей. Поэтому, если объем заключенных договоров на поставку не обеспечивает высокую (0,9 – 0,95 %) за­грузку, в плане должны быть предусмотрены мероприятия по поиску резервов сбыта производимой продукции.

Планирование розничного товарооборота.

 В зависимости от поставленных целей, обслуживаемого контингента по­требителей, необходимой степени детализации плановых показателей, наличия информационной базы могут применяться следующие методы планирования товарооборота:

- на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота и экстраполяции этих данных на планируемый период с учетом тенденций его развития;

- на основе оценки потребности в финансовых ресурсах (целевой при­были);

- на основе численности потребителей;

- балансовый;

- экономико-математического моделирования;

- экспертный.

Рассмотрим методику расчет товарооборота этими методами. Планирование на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота. Так как планирование осуществляется в текущем году за 2 – 3 месяца до его окончания и фактических данных о товарообороте нет, то рассчитывают ожидаемое выполнение плана товарооборота и выпуска продук­ции. Ожидаемое выполнение плана за текущий год определяется на основе данных о его фактическом выполнении за 9 месяцев и планового задания на ос­тавшейся период до конца года (IV квартал). Такой метод применятся в том случае, если в октябре план был не выполнен или перевыполнен незначительно.

Пример 1: За 9 месяцев товарооборот столовой составил 900 тыс.руб., в октябре товарооборот составил 100,5 тыс.руб., при плане на IV квартал 300 тыс.руб., т.е. в месяц 100 тыс.руб., следовательно, ожидаемое выполнение за год составит 900 + 300 = 1 200 (тыс.руб.).

Если же план был перевыполнен, то предусматривают такое же перевы­полнение в IV квартале в целом.

Пример 2: В октябре товарооборот оставил 110 тыс.руб., темп роста составляет 110/100 *100%. Ожидаемое выполнение за IV квартал (300*110) / 100 = 330 (тыс.руб.) и ожидаемое выполнение за год 900+300=1230 (тыс.руб.).

После расчета ожидаемого выполнения определяют сопоставимую базу на планируемый год, которая представляет собой форму ожидаемого выполне­ния плана, учитывающую все изменения условий работы предприятия, которые произойдут в планируемом периоде:

· введение в строй новых мест реализации;

· закрытие на ремонт или открытие после него;

· увеличение числа мест;

· изменение форм обслуживания;

· изменение режима работы предприятия.

Следующим этапом плановой работы является определение и обоснова­ние темпов изменения товарооборота на планируемый период – это наиболее сложный и ответственный момент. При расчете темпов изменения используют экономико-статистические методы планирования по среднегодовым темпам роста или метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней.

Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней приме­няется, если в течение анализируемых лет наблюдалась колеблемость товаро­оборота. Его суть состоит в том, что тенденции динамического ряда товарообо­рота определяются путем его плавного изменения во времени, для чего осуще­ствляется выравнивание темпов изменения по скользящей средней через два или три шага в зависимости от размера динамического ряда.

Если в процессе расчета среднегодовой темп изменения ниже 100 %, т.е. наблюдается тенденция к снижению физического объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необхо­димо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохра­нить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода. К таким факторам относят:

· проведение рекламных мероприятий;

· изменение форм обслуживания;

· расширение изменение ассортимента продукции на основе изучения спроса потребите­лей;

· предоставление дополнительных услуг.

В основе этих мероприятий лежит изучение локального спроса, которое позволяет оценить уровень работы данного предприятия с точки зрения сте­пени удовлетворения потребностей посетителей и разработать программу дей­ствий по устранению недостатков.

После обоснования среднегодовых темпов роста товарооборота опреде­ляют плановую сумму товарооборота по формуле:

где Рпл – планируемый товарооборот, тыс.руб.;

Рсоп – сопоставимая база товарооборота, тыс.руб.;

– среднегодовой темп роста, %;

Jцен – индекс цен.

Планирование на основе потребности в финансовых ресурсах (целевой прибыли).

Использование этого метода диктуется условиями рыночной эконо­мики необходимостью рентабельной работы каждого предприятия. Для этого план товарооборота должен обеспечивать покрытие издержек производства и обра­щения и получение прибыли, нужной предприятию для нормального раз­вития.

При использовании этого метода используется информация:

- об издержках производства и обращения на планируемый период;

 - о системе ценообразования на уровне наценки на собственную продукцию и покупные товары, которые предопределяют уровень валовой прибыли;

- о планируемой потребности в прибыли.

Обоснованность плана розничного товарооборота целесообразно проверить путем расчета объема безубыточной деятельности (порога рентабельности, критической точки продаж). Безубыточная деятельность показывает объем то­варооборота, при котором предприятие покроет издержки производства и об­ращения.

Размер товарооборота, обеспечивающий безубыточную деятельность (Рб), рассчитывается по формуле:

Чем выше разность, между фактическим и товарооборотом в точке без­убыточности, тем выше запас финансовой прочности, который определяется по формуле:

Снижение товарооборота на величину большую, чем запас финансовой прочности, означает снижение платежеспособности и вероятность банкротства. На третьем этапе после необходимых корректировок товарооборота рас­считывают другие показатели хозяйственно–финансовой деятельности.

Планирование на основе численности потребителей. Этот метод пла­нирования товарооборота применяется на предприятиях с постоянным контин­гентом потребителей и основывается на данных анализа деятельности предпри­ятия за предшествующий период и данных социологических исследований.

 Для определения объема товарооборота необходимо рассчитать:

1. Среднюю цену одной покупки в отчетном периоде, которая определяется по формуле:

где Р1 – фактический товарооборот отчетного года, тыс.руб.;

Чф – фактическое число потребителей за отчетный период, чел.;

Цср – средняя цена 1 покупки, руб.

2. Число потребителей в планируемом периоде. При расчете числа потребите­лей учитывают число работающих, степень охвата услугами общественного питания, перспективы изменения численности и степени охвата услугами. Плановую сумму товарооборота в этом случае определяется по формуле:

где  - планируемая средняя численность потребителей, чел.;

tпл – число дней работы предприятия в плановом периоде, дн.

При планировании товарооборота также могут применяться и другие ме­тоды, используемые в процессе планирования розничного товарооборота тор­говых предприятий.

Планирование оборота по реализации продукции собственного производства складывается из 2-х этапов:

1) планирование оборота по обеденной продукции;

2) планирование оборота по реализации прочей продукции собственного производства.

 

2. Домашнее задание:

- составить краткий конспект по пройденному материалу,

- решить задачи:

А) В ресторане фактический товарооборот за 9 месяцев текущего года составил 68542 т.р. План товарооборота ресторана на год установлен в сумме 79056 т.р. Товарооборот IV квартала составит 27% от годового плана. В связи с повышением денежных доходов населения ожидается перевыполнение намеченного задания по товарообороту на IV квартал на 5%. Рассчитать ожидаемый товарооборот и процент выполнения плана товарооборота ресторана за год.

Б) План товарооборота кафе на текущий год установлен 24000 т. р., в том числе оборот IV кв. - 28,3% от годового плана. Фактический товарооборот за 9 месяцев составил 18282 т. р. Определить ожидаемый товарооборот и процент выполнения плана за текущий год.

 

3.Отправить выполненную работу преподавателю.

Критерии оценки конспекта:

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.

Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 4-5 тетрадных страниц;

Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 4 тетрадные страницы;

Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 4 страниц;

Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.