Литература. Ссылка для цитирования
Алгоритмы экстренной психологической помощи при острых эмоциональных состояниях
Никишина В.Б. (Курск, Россия)
| Никишина Вера Борисовна
– доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии; Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, Курск, 305001, Россия. Тел.: 8 (471) 258-77-37.
E-mail: vbnikishina@mail.ru
|
Аннотация. Целью представленной работы является формирование пошаговых алгоритмов оказания экстренной психологической помощи при острых эмоциональных состояниях (острая аффективная реакция, паническое состояние, фобическое состояние, состояние интоксикационной агрессии) с учетом их основных проявлений. В работе используются методы психологического воздействия. В результате представлены четыре пошаговых алгоритма оказания экстренной психологической помощи при острых эмоциональных состояниях. Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при острых аффективных реакциях включает в себя шесть этапов работы: нейтрализацию воздействия триггеров, экспресс-оценку интенсивности состояния, экспресс-оценку снижения интенсивности вегетативных реакций, релаксацию, расширение границ сознания, рекомендации. Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при паническом состоянии включает в себя пять этапов работы: нейтрализацию воздействия триггеров, определение остроты состояния и отработку гипотезы его старта, дыхательные техники, мышечную релаксацию, рекомендации. Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при фобическом состоянии включает в себя шесть этапов работы: нейтрализацию воздействия триггеров, определение остроты состояния и отработку гипотезы его старта, кинестетические методы, исправление привычных поз тела, визуализацию, рекомендации. Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при состоянии интоксикационной агрессии включает в себя четыре этапа работы: прерывание агрессии, замену агрессии страхом, психофизическую регуляцию, физический самоконтроль. Алгоритмизация действий сотрудников психологических служб в условиях чрезвычайных ситуаций вызвана необходимостью четкой последовательности действий и взаимодействия сотрудников медико-психологических структур в условиях экстремальных ситуаций.
Ключевые слова: острые эмоциональные состояния; острая аффективная реакция; паническое состояние; фобическое состояние; состояние интоксикационной агрессии; алгоритм экстренной психологической помощи.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Современная реальность, к сожалению, не исключает нарушений нормальных условий жизнедеятельности людей, характеризующихся фактором неожиданности и тотальности, связанных с угрозой жизни и здоровью людей. Начало ХХI века характеризуется возрастающим количеством различного рода чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, авиакатастрофы, террористические акты, военные действия, техногенные катастрофы), приводящих к тяжелым медико-социальным, социально-психологическим, клинико-психологическим последствиям [9]. Общими признаками чрезвычайных ситуаций являются интенсивность, внезапность и непредсказуемость. В условиях чрезвычайной ситуации у людей, как правило, возникают острые эмоциональные состояния, такие как аффективные состояния, панические состояния, фобические состояния, конфликтное состояние на фоне дискомфорта и переутомления, агрессивное возбуждение на фоне интоксикации [15]. Основными характеристиками острых эмоциональных состояний являются интенсивность проявлений, быстрая или сверхбыстрая динамика нарастания, недостаток приспособительных возможностей, психофизиологическая природа. Возникновение любого острого эмоционального состояния требует незамедлительного профессионального вмешательства со стороны психолога с целью оказания экстренной психологической помощи [12; 17; 18]. Впервые вопрос оказания экстренной психологической помощи возник еще в годы Первой мировой войны в связи с необходимостью возвращения военных на фронт [19; 20; 23; 25; 27]. В настоящее время оказание психологической помощи в чрезвычайных и экстремальных ситуациях является самостоятельным психологическим направлением [1; 2; 3; 4; 6]. Под экстренной психологической помощью понимается краткосрочная помощь человеку после сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса) [5; 19; 20].
Аффект как острое эмоциональное состояние представляет собой кратковременное эмоциональное состояние человека, обычно вызванное травмирующими переживаниями. Аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т.д.) [7; 8; 14; 24].
Развертывание аффективных реакций во времени происходит в три этапа: этап метафорической речи, этап алекситимии, этап дисторсии (рис. 1).
Рис. 1. Этапы развертывания аффективных реакций
Острая аффективная реакция отличается трехфазностью течения: это подготовительная фаза, фаза взрыва, заключительная фаза. Подготовительная фаза характеризуется личностной переработкой психогении, возникновением и нарастанием аффективного напряжения [10].
Фаза взрыва характеризуется возникновением кратковременного психотического состояния и качественным изменением характера аффективной реакции. При этом психотические проявления характеризуются малой выраженностью, незавершенностью и отсутствием связи между различными психопатологическими феноменами (кратковременные расстройства восприятия в виде гипо- и гиперакузий, иллюзий восприятия). В фазе взрыва также отмечаются психосенсорные расстройства в виде нарушений схемы тела по типу диспропорциональности, чувство острого страха и растерянности, двигательные стереотипии. При переходе от первой ко второй фазе острой аффективной реакции отмечается субъективная внезапность изменения состояния.
Заключительная фаза острой аффективной реакции характеризуется недоступностью контакту, прострацией в форме оглушения.
Острые аффективные реакции на психическом уровне проявляются в двух вариантах: гиперкинетическом, характеризующемся выраженной ажитацией, психомоторным возбуждением, кинестетической разбалансированностью (хаотичностью движений), вокализированными реакциями (плач, смех, крик и т.п.), фрагментарностью восприятия, сужением и концентрацией сознания на психотравмирующем объекте; и гипокинетическом, проявляющемся в двигательной заторможенности, невозможности говорить (мутизме), алекситимии, фрагментарности восприятия, сужении и концентрации сознания на психотравмирующем объекте [25; 29].
Алгоритм оказания экстренной психологической помощи в работе с острыми аффективными состояниями представлен в таблице 1.
Таблица 1
Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при острых аффективных состояниях
Паническое состояние как острое эмоциональное состояние представляет собой состояние психофизиологического происхождения, реализующееся в связи различных нейромедиаторных систем (катехоламиновой, ГАМК-эргической, серотонинергической) с возникновением эпизодических приступов пароксизмальной тревоги [28].
Клинико-психологические проявления панического состояния включают ощущение нереальности или ощущение обособленности от самого себя, страх утерять контроль или сойти с ума, страх смерти, раздражительность, агрессию, обиду. Конверсионными проявлениями являются «комок» в горле, аэрофагия, невозможность говорить (мутизм) [21; 22; 26].
Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при паническом состоянии представлен в таблице 2.
Таблица 2
Алгоритм экстренной психологической помощи при панических состояниях
Фобическое состояние представляет собой острое эмоциональное состояние психофизиологического происхождения, проявляющееся в тотальном, недифференцированном страхе. Клинико-психологическими проявлениями фобического состояния являются снижение концентрации и устойчивости внимания, подмена операций эвристического типа стереотипными действиями, уменьшение объема кратковременной памяти, выпадение участков долговременной памяти, отсутствие осознанного контроля действий [25].
Алгоритм оказания экстренной психологической помощи в работе с фобическими состояниями представлен в таблице 3.
Таблица 3
Алгоритм экстренной психологической помощи при фобических состояниях
Состояние интоксикационной агрессии по форме проявления можно разделить на две части: вербальные и невербальные; есть варианты аутоагрессии, варианты внешней агрессии. Между агрессией, направленной вовне, и аутоагрессией фактически могут быть буквально считаные минуты. Особенностями состояния интоксикационной агрессии являются высокая интенсивность при коротком периоде запуска (максимум выраженности достигается за несколько секунд); стремительный набор интенсивности; дезадаптивный характер; множественные комбинации проявлений; отсутствие демонстративных форм («не угрожает, а действует!!!»); отсутствие мнемического контроля; внезапность снижения интоксикационной активности; нарушение контроля со стороны сознания; прибавка в физическом состоянии как минимум в 2 раза [11].
При работе с состоянием интоксикационной агрессии, которое является одной из форм острых эмоциональных состояний, существуют следующие организационные нюансы: низкий уровень стрессоустойчивости является противопоказанием для работы с состоянием интоксикационной агрессии; нельзя работать с интоксикационными состояниями одному; реализация каждого шага алгоритма обеспечивает переход к следующему; в том случае, если по индикатору шаг не пройден, необходимо возвращение к предыдущему и его повторение; количество попыток неограниченно.
Ограничения при работе с интоксикационными состояниями: не подходить к носителю данного состояния ближе чем на расстояние вытянутой руки; не захватывать и не ограничивать действия носителя; не становиться со стороны неведущей руки; не говорить на повышенных тонах; не включать в свою речь вербальные запреты.
Алгоритм прерывания интоксикационной агрессии включает в себя четыре шага: прерывание действия, замену агрессии страхом, регуляцию, физический самоконтроль (таблица 4).
Таблица 4
Алгоритм экстренной психологической помощи при состоянии интоксикационной агрессии
Таким образом, алгоритмизация действий сотрудников психологических служб в условиях чрезвычайных ситуаций вызвана необходимостью четкой последовательности действий и взаимодействия сотрудников медико-психологических структур в условиях экстремальных ситуаций.
| |
Литература
1. Гладкова О.В. Психодиагностика кризисных состояний графологическим методом // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 5. – С. 1.
2. Дубинкин В.А., Ивченко А.С. Оказание экстренной психологической помощи жертвам террористических актов // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2014. – № 6–6. – С. 63–66.
3. Колмаков Д.А., Галеева Е.А. Психологическая помощь детям, попавшим в экстремальную ситуацию // Молодой ученый. – 2015. – № 6–4(86). – С. 24–27.
4. Комлев В.А. Прогнозирование поведенческих феноменов. Базовые подходы // Прикладная юридическая психология. 2011. – № 4. – С. 15–22.
5. Крюкова М.А. Экстренная психологическая помощь: практическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2005. – 64 с.
6. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. – № 4. – С. 158–163.
7. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
8. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. – 512 с.
9. Матафонова Т.Ю. Особенности деятельности психологической службы при экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – № 6. – С. 25–29.
10. Профессионально-личностные деформации врачей: феноменология, детерминация, измерение / В.Б. Никишина, А.Г. Дроздов, И.В. Запесоцкая [и др.]. – М.: РГСУ «Союз», 2010. – 688 с.
11. Никишина В.Б., Запесоцкая И.В. Состояние зависимости: метапсихологический анализ. – Курск: Изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2012. – 249 с.
12. Онищенко Н.В. Концептуальные подходы к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2013. – № 11. – С. 232–238.
13. Охотникова Т.А. Психокоррекция стрессовых состояний жертв природных катастроф // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. – № 5–2. – С. 33–37.
14. Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций // RusAdvice.Org: энциклопедия интересных статей [Электронный ресурс]. – URL: http://art.thelib.ru/science/directions/psihicheskie_rasstroystva_vo_vremya_i_posle_ chrezvichaynih_situaciy.html
15. Решетников М.М. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой // Вестник психоанализа [Электронный ресурс]. – URL: http://russia.ecpp.org/node/83
16. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
17. Секач М.Ф. Комплексный подход к обеспечению психологической безопасности в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. – 2010. – № 3. – С. 112–117.
18. Сердюк Т.И., Степанова Т.В. Основные критерии разграничения моделей экстренной психологической помощи в экстремальных и кризисных состояниях // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2012. – № 2. – С. 61–66.
19. Шойгу Ю.С. Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 162–168.
20. Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 4. – С. 76–83.
21. Aguirre B. Emergency evacuations, panic and social psychology: Commentary on “Understanding mass panic and other collective responses to threat and disaster” // Psychiatry: Interpersonal and Biological Processes. – 2005. – Vol. 68(2). – P. 121–129.
22. Aversive imagery in panic disorder: agoraphobia severity, comorbidity, and defensive physiology / L.M. McTeague, P.J. Lang, M.-C. Laplante [et al.] // Biological Psychiatry. – 2011. – Vol. 70, № 5. – P. 415–424.
23. Aversive imagery in posttraumatic stress disorder: trauma recurrence, comorbidity, and physiological reactivity / L.M. McTeague, P.J. Lang, M.-C. Laplante [et al.] // Biological Psychiatry. – 2010. – Vol. 67, № 4. – P. 346–356.
24. Differential effects of acute and regular physical exercise on cognition and affect / V.E. Hopkins, F.C. Davis, M.R. Van Tieghem [et al.] // Neuroscience. – 2012. – Vol. 215. – P. 59–68.
25. Identity and emergency intervention. How social group membership and inclusiveness of group boundaries shape helping behavior / M. Levine, A. Prosser, D. Evans [et al.] // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2005. – Vol. 31. – P. 443–453.
26. Mawson A.R. Understanding mass panic and other collective responses to threat and disaster // Psychiatry. – 2005. – Vol. 68(2). – P. 95–113.
27. Pertsov S.S., Ivannikova N.O., Krylin V.V. Еffect of emotional stress on biogenic amine content in the sensorimotor cortex of rats with experimental intracerebral hemorrhage // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. – 2013. – Vol. 154, № 4. – P. 421–424.
28. Recognition of facial expressions of emotion in panic disorder / L. Cai, X. Wang, L. Wei [et al.] // Psychopathology. – 2012. – Vol. 45, № 5. – P. 294–299.
29. The impact of tonic immobility reaction on the prognosis of posttraumatic stress disorder / A.A. Lima, A. Fiszman, C. Marques-Portella [et al.] // Journal of Psychiatric Research. – 2010. – Vol. 44, № 4. – P. 224–228.
Ссылка для цитирования
УДК 159.942.6:616.89
Никишина В.Б. Алгоритмы экстренной психологической помощи при острых эмоциональных состояниях // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1(36) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|